ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Проектом соглашения о передаче в собственность России трех имущественных комплексов в Абхазии, на территории которых расположены дачи советских политиков, в настоящее время занимается рабочая группа, сообщил руководитель администрации президента Абхазии Григорий Еник, по словам которого, законы Абхазии предусматривают соответствующие процедуры. Однако абхазский адвокат Тамаз Кецба считает, что с юридической точки зрения этот акт "вызывает ряд вопросов".
Напомним, премьер России Владимир Путин в документе, подписанном им 24 сентября 2010 года, поручил Федеральной службе охраны и МИД РФ подписать соглашение с Абхазией о передаче в собственность РФ нескольких объектов на территории республики, общая площадь которых составляет более двухсот гектаров земли. Согласно документу, все движимое и недвижимое имущество этих объектов должно принадлежать России, а земельные участки, на которых они расположены, РФ возьмет в аренду на 49 лет с автоматической пролонгацией за символическую плату в 1 рубль за каждый участок в год.
"Передача комплексов России будет происходить в рамках законодательства Абхазии"
Проектом соглашения о передаче в собственность России трех имущественных комплексов в Гагре, поселке Мюссера и Пицунде, на территории которых расположены дачи советских политиков, в настоящее время занимается рабочая группа, проинформировал корреспондента "Кавказского узла" руководитель администрации президента Абхазии Григорий Еник.
"Мы с нашими коллегами из России рассматриваем этот документ – договор передачи в собственность, обсуждаем, как он будет выглядеть, отрабатываем текстовую часть и механизм реализации, согласовываем друг с другом условия", - пояснил Еник. На каких условиях Абхазия отдаст дачи России и когда работа над документом будет завершена, руководитель администрации не уточнил: "Подробнее мы пока не можем сказать, работа еще завершена".
Как уточнил вице-премьер Даур Тарба, после того, как соглашение о передаче недвижимости России будет готово, оно поступит в Народное собрание республики, где его рассмотрят депутаты. "Были проведены уже две предварительные встречи - и с абхазской, и с российской стороной - по поводу этого документа. Когда его доведут до окончательно варианта, он будет передан в парламент", - отметил Тарба.
Он также рассказал, что два объекта (комплексы в Гагре и Пицунде), которые, как предполагается, будут включены в соглашение, находились в пользовании России и ранее. Имущественный комплекс в Гагре, по его словам, был продан администрации Краснодарского края еще в начале 2000-х годов.
"В 2003 году государственная дача уже входила в перечень объектов, подлежащих приватизации", - пояснил Тарба. Вице-премьер добавил, что российская сторона, владеющая госдачей в Гагре, выплачивает только налог на землю – дополнительных выплат со стороны администрации Краснодарского края не производится, так как объект находится в ее собственности.
Сведений о том, как используется бывшее имущество Абхазии российской стороной, у вице-премьера и главы администрации президента Абхазии нет: "Этот объект находится в собственности одной из российских фирм. Как он используется, я сказать не могу". Но он уверяет, что условия взаимодействия с этим предприятием также будут прописаны в соглашении: "Сейчас мы это тоже отрабатываем. Как именно будет это происходить, говорить пока еще рано".
Курортный комплекс "Пицунда", по словам Тарбы, Россия получила в пользование еще в сентябре 1995 года. Соответствующий договор тогда заключили кабинет министров Абхазии и Главное управление охраны РФ. "В одной из статей документа говорится, что Главному управлению охраны предоставляется право на безвозмездное пользование государственными дачами № 8,9,10 в пицундской территории в существующих границах и иным недвижимым имуществом", - добавил Тарба.
Дачу в Мюссере, по сведениям вице-премьера, на 10 лет арендовало Федеральное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт": "Согласно договору, подписанному на 10 лет, срок аренды завершился в конце прошлого года". Он также добавил, что стоимость аренды по договору составляла 70 тыс. рублей ежемесячно.
Дачи в Мюссере и Пицунде, по информации руководителя администрации президента, в туристических целях сейчас не используются: "Не могу сказать, что там кто-то отдыхает. Сейчас там никого нет".
Руководитель администрации президента Абхазии пояснил, что передача государственных дач в собственность России будет происходить в рамках существующего законодательства. "Сейчас мы отрабатываем документы, соответствующее законодательство", - сказал Еник. Законы Абхазии предусматривают соответствующие процедуры. "Мы и раньше передавали в собственность имущество - многие российские фирмы имеют собственность в Абхазии. Например, один из трех объектов, о которых будет идти речь в соглашении", - добавил Еник.
"Все это выглядит как некий "change""
Между тем абхазский адвокат Тамаз Кецба считает, что с юридической точки зрения этот акт "вызывает ряд вопросов". "В отличие от России земля у нас государственная, она не является объектом купли-продажи. Передача в таком порядке недвижимого имущества никак не отражена в нашем законодательстве. То есть по гражданскому законодательству основания для возникновения права собственности есть, но вряд ли, например, можно рассматривать символический рубль как реальную цену за участок. Дарения государственного имущества – ни другим государствам, ни хозяйствующим субъектам - наше законодательство также не предусматривает", - рассказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, многие абхазские эксперты и наблюдатели считают, что дачи могли быть переданы российской стороне в бессрочное пользование. "У большого количества людей этот момент вызывает недоумение. Параллельно с той большой суммой денег, которая выделяется российской стороной на восстановление Абхазии, все это выглядит как некий "change". Было продекларировано, что помощь оказывается безвозмездно, а тут возник противоположный процесс – Абхазия почти бесплатно отдает довольно значительные территории", - пояснил Кецба.
Наряду с этим, как считает адвокат, вопросы вызывает и размер передаваемой России территории, которая, по его словам, "огромна", и момент передачи земель. "Насколько я знаю, например, мюссерская дача после определенного момента была передана местной коммерческой структуре, которая предполагала использовать ее как санаторно-курортный объект. Почему сейчас возникла ситуация, когда эти договорные отношения нужно ломать", - недоумевает Кецба.
Он полагает, что подобные вопросы, как "практически безвозмездная передача России абхазских территорий", нуждаются в объяснении со стороны абхазских властей, даже если они обусловлены политическими реалиями. "Все эти вопросы возникают у общества не в отношении российской, а в отношении собственной власти. Никакого обоснования таких действий – ни экономического, ни с точки зрения долгосрочных интересов Абхазии и развития государства - не оглашается. Если эти действия нужны политические, это тоже допустимо, хотелось бы услышать аргументы и в пользу этого", - говорит адвокат.
По словам Кецбы, со стороны власти "в качестве возражения" звучала реплика о том, что Абхазии выделяют в собственность 900 кв метров на территории бывшего ВДНХ в Москве, однако, обращает он внимание, никаких объяснений по поводу того, "насколько все это соразмерно с точки зрения экономического прагматизма", не последовало.
Как сообщал "Кавказский узел", информация о возможной передаче названных объектов РФ вызвала в Абхазии серьезный общественный резонанс. На этом фоне представители общественно-политических организаций Абхазии, гражданского общества и независимых СМИ 1 декабря в ходе "круглого стола" обсудили проблемы государственной собственности. А в Общественной палате Абхазии была создана специальная рабочая группа для проведения экспертизы соответствия абхазскому законодательству проекта документа о передаче правительству России трех объектов.