ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Алаиф Гасанов и Эльчин Намазов, адвокаты 28-летнего Бахтияра Гаджиева, которому грозит заключение сроком до двух лет, считают его арест политическим заказом.
Как уже сообщал "Кавказский узел", Низаминский районный суд города Гянджи вынес постановление об аресте сроком на месяц в отношении активного пользователя Facebook Бахтияра Гаджиева. Гаджиеву инкриминируется уклонение от службы в армии, однако он отвергает это обвинение и считает, что подвергается преследованию из-за своей активной гражданской позиции и деятельности в сети Интернет.
Алаиф Гасанов и Эльчин Намазов 5 марта смогли встретиться со своим подзащитным в СИЗО N2 города Гянджи. Гасанов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что "у Бахтияра под глазами были следы насилия", и защита намерена ходатайствовать о назначении судебно-медицинской экспертизы.
Адвокат Намазов отметил, что Гаджиев после задержания не был обеспечен правовой защитой. На суде же, когда принималось решение об избрании меры пресечения - ареста сроком на 1 месяц, его права защищал адвокат, назначенный государством. "Более того, при задержании не были уведомлены родные Гаджиева, что является грубым нарушением закона", - отметил адвокат Намазов.
Адвокаты уверены, что Гаджиев арестован по политическим мотивам: за активную гражданскую позицию и высказывания в Facebook.
5 марта адвокаты Гаджиева встретились с прокурором города Гянджи Адилем Велиевым и следователем ведущим это дело. Представители прокуратуры заявили адвокатам, что арест вызван тем, что Гаджиев нарушил подписку находиться под контролем полиции и не выезжать из Гянджи.
Глава пресс-службы Генеральной прокуратуры Азербайджана Эльдар Султанов подтвердил, что Гаджиев обвиняется по статье "уклонение от воинской службы". При этом он пояснил, что Гаджиев нарушил обязательства в связи с мерой пресечения - нахождения "под контролем полиции и не выезде из Гянджи".
По словам Султанова, Гаджиев, несмотря на то, что 2-4 марта каждое утро отмечался в местной полиции, однако затем в течение дня выезжал из города. В связи с этим, отметил Султантов, и была избрана мера пресечения - арест. В случае доказательства вины Гаджиеву грозит наказание до 2 лет лишения свободы.
"Уголовное преследование и арест Бахтияра Гаджиева является политическим заказом"
Арест Гаджиева вызвал повышенное внимание независимых юристов Азербайджана. Координацию работу по его правовой защите взял на себя известный адвокат и правозащитник, глава Общества правового просвещения Интигам Алиев. "Уголовное преследование и арест Бахтияра Гаджиева является политическим заказом", - сказал Алиев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
Юрист напомнил, что в отношении Гаджиева 24 января Гянджинская городская прокуратура возбудила уголовное дело по статье 321.1 (уклонение от несения воинской службы). На следующий день, в отношение Гаджиева была применена мера пресечения - "подписка о невыезде".
Гаджиев обвиняется в том, "в 2006 г. получив высшее образование (степень бакалавра), он, будучи годным, к воинской службе и не имея законных оснований на отсрочку, регулярно уклонялся от призыва". 3 февраля мера пресечения была заменена на взятие "под контроль полиции".
Однако юрист Алиев считает обвинение "абсолютно незаконным". По его словам, Низаминский районный военкомат Гянджи в 2006-2009 гг. принял все документы Гаджиева о получении им образования и в течение этого времени предоставлял ему отсрочку от призыва в армию. В 2010 году Гаджиев, хотя и прошел военную врачебную комиссию, в армию призван не был.
Если бы Бахтияр чувствовал себя виновным, то он не возвращался бы в страну
Как отметил юрист, граждане имеют конституционное право на альтернативную службу, если военная служба противоречит их убеждениям. По его словам, вступая 10 лет назад в Совет Европы, Азербайджан принял обязательство в течение 3 лет принять закон об альтернативной службе, но до сих пор не выполнил его. Кроме того, Гаджиев, уклоняющийся, согласно следствию, с 2006 года от призыва в армию, в 2010 году был зарегистрирован кандидатом в депутаты. Этот факт показывает "абсурдность обвинения", считает юрист Алиев.
Он также считает неслучайным арест Гаджиева накануне выходных, поскольку это затрудняет немедленную организацию защиты, ибо становится невозможной подача жалоб, так как канцелярии правоохранительных органов не работают в это время. Аналогичным образом, месяц назад арестован и другой инакомыслящий - Джаббар Савалан, напомнил Алиев.
Основания для ареста Гаджиева, Алиев назвал "несостоятельными и смехотворными". Так, следствие утверждает, что, несмотря на то, что Гаджиев 2-4 марта отмечался в полиции, тем не менее, согласно некоей оперативной информации было установлено, что он покидал Гянджу.
"Досудебный арест согласно законодательству и международной практике применяется в отношении лиц подозреваемых в совершении тяжких преступлений, когда есть вероятность его скрывания от следствия. Или в случаях, если есть угроза давления на свидетелей, или уничтожения доказательств. Но в случае с Гаджиевым этого нет. Если бы Бахтияр чувствовал себя виновным, то он не возвращался бы в страну. (В 2007-2009 годах Гаджиев учился в магистратуре Гарвардского университета прим."Кавказского узла")", - продолжил Алиев.
Отвечая на вопрос о том, не является ли арест Гаджиева "заказом властей", Алиев сказал, что Гаджиев "перспективный молодой человек, способный убеждать и вести за собой людей, верный своим принципам, борец за свои права и права других граждан".
"Он представитель плеяды молодых людей из среды подрастающего поколения, которые могут стать большей головной болью для власти. Эти молодые люди отважны, оперативны, мобильны, имеют широкую сеть и связи. Все это настораживает власти. Арест молодых блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде также объяснялся опасениями власти. На фоне событий, происходящих в арабском мире, это вызывает у властей еще большую тревогу. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что аресты Джаббара Савалана и Бахтияра Гаджиева стали политическим заказом", - подчеркнул глава "Общества правового просвещения" Алиев.
Мать Бахтияра Гаджиева намерена покинуть ряды правящей партии
В субботу, 5 марта, мать Гаджиева Солида Мовлаева, являющаяся членом правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) была вызвана к директору школы N11 города Гянджи, где она работает учительницей. В кабинете директора с ней встретился глава Гянджинской городской организации ПЕА Исрафил Исмайлов.
"Поскольку я член ПЕА мне советовали не болтать лишнего, поскольку это будет на пользу Бахтияра. Я сказала, что Бахтияр не изменит своим принципам и не свернет со своего пути", - цитирует Солиду азербайджанская служба "Радио Свобода". В то же время, она отметила, беседа проходила в спокойной атмосфере, ее пытались убедить, а не оказывать давления.
Женщина сказала, что "из-за притеснений" ее сына она не может больше оставаться в ПЕА. "Я сама добровольно вступила в эту партию, поскольку глубокого уважала ее основателя Гейдара Алиева. Отношение к нему и сейчас не изменилось. Но нынешним правительством я настолько не довольна, что чуть ли не сама не присоединюсь борьбе Бахтияра", - сказала Мовлаева.
Однако Исмайлов, по сообщению азербайджанской службы "Радио Свобода", заявил, что тема "Бахтияра Гаджиева не обсуждалась". "Это было обсуждение партийных товарищей", - сказал глава Гянджинской организации ПЕА.
Представители оппозиции потребовали прекратить преследование инакомыслящих
5 марта в Баку в штаб-квартире Демократической партии Азербайджана состоялась встреча активистов молодежных отделений оппозиционных партий. Участники встречи расценили аресты инакомыслящих как политический заказ властей с целью запугать независимо мыслящую молодежь.
По итогам обсуждений также приняты обращения к международным организациям и общественности страны с призывом возвысить голос протеста против преследования в Азербайджане политических оппонентов власти и потребовать от правительства страны освобождения арестованных, сообщил глава молодежного комитета Партии Народного фронта Азербайджана Абульфаз Гурбанлы.
"Гаджиева преследуют именно за активную гражданскую позицию"
Представитель Института свободы и безопасности репортеров Этимад Будагов также осудил арест Гаджиева. На его взгляд, арест имеет политическую подоплеку. "Есть основания полагать, что Гаджиева преследуют именно за активную гражданскую позицию. Наш институт будет пристально отслеживать ход следствия, и информировать об этом международные правозащитные структуры", - сказал Будагов.
По словам товарищей Бахтияра Гаджиева, он поддержал образованную в Facebook группу, которая объявила 11 марта в Азербайджане "Великим народным днем" и призвала молодежь пройти маршем по улицам Баку. Однако Гаджиев заявлял, что не является членом этой группы. А 4 марта он в своем статусе в Facebook призвал полицию "сделать правильный выбор".
Гаджиев на парламентских выборах 7 ноября 2010 года баллотировался в депутаты по одному из округов города Баку. После выборов он представил прессе видеоматериалы о нарушениях закона в ходе голосования и во время подсчета голосов. После этого во второй половине ноября 2010 года власти, по его словам, препятствовали на границе его выезду в Грузию на учебу в докторантуре Тбилисского университета. Это было мотивировано необходимостью прохождения им воинской службы.
Бахтияр Гаджиев и ранее подвергался задержаниям и арестам. Так, 10 января 2007 года в связи с резким повышением цен на энергоносители в Азербайджане, Гаджиев создал сайт www.susmayaq.biz ("Не будем молчать!"), где призвал читателей резко протестовать против политики властей. Спустя три дня он был задержан в одном из интернет-клубов и приговорен к административному аресту на 10 суток. Однако, в связи с протестами местной и международной общественности, Апелляционный суд Азербайджана спустя 2 дня освободил его.
В 2008 году Гаджиев подвергся кратковременному задержанию из-за того, что, как он говорил, инициировал акцию протеста против "фальсификации президентских выборов" и разослал через Интернет призыв ко всем автомобилистам сигналить, проезжая мимо президентского дворца.