11:20 / 16.03.2011Мамрадзе: после вступления в ВТО Россия станет более контролируемой в отношениях с Абхазией и Южной Осетией

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Россия может вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) без урегулирования спорных вопросов с Грузией, если за ее присоединение проголосует 2/3 участников конференции министров стран-участниц ВТО, сообщил эксперт Института стратегических и международных исследований Грузии Каха Гоголашвили. По мнению некоторых экспертов и политиков, в частности, депутата грузинского парламента Петре Мамрадзе, вступление России в ВТО даже при игнорировании требований Грузии будет полезно грузинской стороне.

Напомним, российско-грузинские переговоры о вступлении России в ВТО при посредничестве Швейцарии прошли в Берне 9-10 марта. Грузинская сторона ставит условиями допуск своих таможенников на КПП в Абхазии и Южной Осетии и отмену эмбарго на ряд грузинских товаров, в частности вина. В ходе переговоров РФ заявила о недопустимости политизации Грузией переговоров. Российская сторона отметила, что считает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами и решать данный вопрос надо с их властями. Последние пойти на грузинские условия категорически несогласны. Глава МИД РФ Сергей Лавров уже заявил о том, что РФ может стать членом ВТО в обход Грузии.

Папава: политически принятие РФ в ВТО означает, что Грузия признает Абхазию и Южную Осетию

О порядке принятия членов ВТО сказано в пункте 2 статьи 12 устава организации: "Решения о присоединении (государства или отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений) принимаются конференцией министров. Конференция министров одобряет соглашение об условиях присоединения большинством в две трети членов ВТО".

По словам Кахи Гоголашвили, конференции министров в ВТО проводятся не реже, чем раз в два года. Ближайшая должна состояться не конца 2011 года. Вопросом о присоединении России к ВТО занимается рабочая группа, которая должна вынести свое решение о готовности России войти в ВТО.

"Она должна завершить переговоры с РФ по двум группам вопросов: общие вопросы, которые касаются режима внешней торговли России в общем плане, и двусторонние отношения России со всеми странами-членами ВТО", - пояснил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Каха Гоголашвили.

По его словам, в основном рабочая группа рассматривает вопросы взаимоотношения России с теми странами-членами, у которых есть прямые интересы к ней, или же претензии. "Насколько мне известно, работа по вопросам двусторонних отношений почти завершена, и у комиссии уже практически готово заключение. Остался лишь вопрос взаимоотношений с Грузией", - говорит Гоголашвили.
 
Он отмечает, что, если комиссия сочтет легитимными претензии Грузии, то ей трудно будет написать рекомендацию, которая даст возможность России вынести на голосование вопрос о своем членстве в ВТО: "Конечно, если комиссия сочтет, что Грузия предъявляет недостаточно легитимные претензии, и преодолеет эти возражения, то вопрос будет решен на конференции двумя третями голосов".

Экс-министр экономики Грузии Ладо Папава считает, что так и произойдет. "По всей видимости, когда в Женеве соберутся министры, чтобы обсуждать и голосовать за вступление России, грузинская сторона, скорее всего, туда не поедет. Тем самым Грузия зафиксирует свое отрицательное отношение из-за неразрешенности тех проблем, которые она ставит", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Папава.

При этом он не считает нужным менять стратегию Грузии на переговорах и отказываться от требования разместить международных наблюдателей от Евросоюза на границе России с Абхазией и Южной Осетией.

"Политически это бы означало, что Грузия в контексте ВТО признает Абхазию и Южную Осетию. А представим, если бы все было наоборот: Россия была членом ВТО, а Грузия - соискателем. Что потребовала бы от нас Россия? Открыть таможенные пункты на границе с Абхазией и Южной Осетией. Ведь Россия ни шагу не уступила бы Грузии, потому что она никогда и ничего не уступает, особенно малым государствам. И при этом никто не считал бы эти требования России политическими", - высказал свое мнение Ладо Папава.

Мамрадзе: Грузии выгодно вступление РФ в ВТО

Депутат грузинского парламента Петре Мамрадзе, входивший до прошлого года в партию "Справедливая Грузия", считает, что на самом деле политического признания Абхазии и Южной Осетии со стороны Грузии не произойдет, если Россия вступит в ВТО без установления контроля на участках Псоу и Рокский тоннель.

"Я не вижу никакой связи. Как это может быть связано с признанием Абхазии и Южной Осетии? Никоим образом!" - заявил он.

Каха Гоголашвили согласен, что юридического признания от вступления Росси в ВТО без решения вопроса о таможне на Псоу и Рокском перевале не произойдет: "Россия же не входит в ВТО с Абхазией и Южной Осетией. Речь идет только об общепринятых границах Российской Федерации".

В то же время, на его взгляд, существует опасность того, что на территории Абхазии и Южной Осетии появятся "зоны отмыва денег". "Россия, опять-таки нарушая нормы ВТО, собирается вести трансграничную торговлю с Абхазией и Южной Осетией, и даже объявила о свободных торговых зонах на их территории. Это противоречит духу ВТО, потому что, согласно принципам организации, все таможенные пункты должны быть прозрачными, информация должна поступать без искажения, и не должно быть мест, где невозможно контролировать торговлю, передвижение товаров и услуг", - напоминает эксперт.

Гоголашвили считает, что Россия себе как раз такие точки зарезервировала, и это может "превратиться в неприятные места для международной торговли": "Эти места будут нетранспарентны, и непонятно, чем и на каких условиях там будут торговать, и совершенно неприемлемо объявлять зоны независимой торговли в местах, которые не имеют никаких международных прав на ведение международных операций".

По словам эксперта, эти проблемы уже затрагивают не только Грузию, но и всю ВТО, поскольку возникает вопрос, насколько тщательно организация проверяет информацию, получаемую от своего будущего члена, и насколько она способна контролировать свободный режим торговли между странами-участницами. 

Однако депутат Петре Мамрадзе уверен, что опасности нетранспарентной торговли России с Абхазией и Южной Осетией не существует: "По существу ничего не изменится: Россия и сегодня ведет бесконтрольную торговлю с этими республиками, и завозит на их территории все, что угодно, вплоть до боевых ракет. Так что ни законодательно, ни фактически ситуация не изменится".

Более того, по мнению депутата, в случае вступления России в ВТО, она будет более контролируемой во взаимоотношениях с Абхазией и Южной Осетией.

Ладо Папава согласен с тем, что после вхождения во Всемирную торговую организацию Россия будет вести себя более предсказуемо. "Конечно, для нас всех, в том числе и Грузии, более выгодно иметь дело с предсказуемым партнером, каковым должна стать Россия при входе в ВТО. Однако я, как эксперт, не могу дать своему правительству рекомендаций, чтобы оно сменило требование о введении с таможенного контроля на границе с Абхазией и Южной Осетией", - отмечает Папава.

Для Грузии оптимальный выход из создавшейся ситуации состоит в том, чтобы зафиксировать свою протестную позицию, считает эксперт, однако он не видит трагедии, если Россия все-таки будет принята в ВТО, поскольку тогда и Грузии, несмотря на ее протест, будет проще вести с ней дела.

"Но этот момент – установление таможенного контроля – будет зафиксирован, и никто не сможет упрекнуть Грузию в отказе от принципов организации. Если же Россия не будет исполнять своих обязательств в рамках ВТО, то все в очередной раз поймут, с кем имеют дело", - заявил Ладо Папава.

Никто не вспоминает, но Россия является членом Международной таможенной организации с 1992 года, а Грузия – с 1993 года. И в формате этой организации можно найти безболезненное решение

В то же время он полагает, что Грузия может пойти еще на один компромиссный шаг в установлении международного таможенного контроля на Псоу и возле Рокского тоннеля. По его мнению, наблюдателей может поставить и Международная таможенная организация.

"К сожалению, об этом никто не вспоминает, но Россия является членом Международной таможенной организации с 1992 года, а Грузия – с 1993 года. И в формате этой организации можно найти безболезненное решение", - убежден Ладо Папава.

Каха Гоголошвили предполагает, что на конференции министров вопрос о членстве России в ВТО может встретить резкое сопротивление. "Преодолеть претензию маленькой страны невозможно, но это вызовет большой резонанс. Допустим, Россия сумела лоббировать вступление в ВТО, и рабочая группа решила в своем докладе проигнорировать претензии Грузии или же посчитать их нелегитимными. В конечном счете все это выльется в широкую дискуссию, и очень трудно тогда будет аргументировать всей группе, входящей в комиссию, почему и по каким соображениям они игнорировали претензию одного из членов ВТО", - поясняет эксперт.

Он отмечает, что в ВТО очень много других маленьких стран, которые посчитают себя тоже ущемленными: "То есть, будет ясно, что интересы малых стран в ВТО не учитываются. Это вызовет очень нездоровую дискуссию. Поэтому, я не считаю, что российские политики могут быть полностью уверенными, когда они говорят, что нет, мол, у России никаких проблем, и к лету с помощью США и Евросоюза она сможет войти в ВТО".

Гегешидзе: Россия начала переговоры с Грузией – это уже уступка

Эксперт-политолог Арчил Гегешидзе не исключает, что Россия может пойти на компромиссы, поскольку для нее вхождение в ВТО означает доступ к высоким технологиям, которые необходимы для программы реформирования.

"Тот факт, что Россия начала переговоры с Грузией – это уже уступка. Как мы помним, президент Медведев и премьер-министр Путин не единожды заявляли о том, что они никогда не сядут за стол переговоров с Грузией при нынешнем ее руководстве. Тем не менее, переговоры в Берне состоялись. Так что я не исключаю, что Россия сможет пойти и на новые уступки", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Арчил Гегешидзе.

"Кавказский узел" сообщал, что официальный Тбилиси считает маловероятным, что Россию примут в ВТО без согласия Грузии. По словам замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, теоретически Россия может стать членом Всемирной торговой организации в обход Грузии, но, заметила Каландадзе, "будет очень странным и удивительным, если такое случится", подчеркнув, что Грузия остается максимально конструктивной в диалоге членства РФ в ВТО.

Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. С 2006 года основным препятствием для ее членства стал вопрос об урегулировании таможенного досмотра на границах с Грузией. Согласно предварительным договоренностям, планировалось, что Российская Федерация обеспечит присутствие грузинских таможенников на пропускных пунктах Псоу на территории Абхазии и на Рокском перевале на территории Южной Осетии.

В  конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии, а после событий августа 2008 года Россия настаивает на том, что Абхазия и Южная Осетия являются независимыми государствами, поэтому присутствие грузинских таможенников на КПП этих регионов невозможно.

Российско-грузинские переговоры о вступлении России в ВТО возобновятся через два месяца.

Автор:Беслан Кмузов