ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Южной Осетии в последние месяцы цены на продукты питания безудержно растут, а зарплаты остаются прежними, заявляют жители Цхинвала. При этом, ввиду отсутствия соответствующего законодательства, местные власти не имеют контроля за ценообразованием в регионе.
«Килограмм картофеля на рынке стоит 45 - 50 рублей. Сыр от 200 - 260 рублей за килограмм, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" местный таксист Роланд Гагиев. - И это цены на продукцию, производимую внутри республики, на которую не платится налог при ввозе через границу. Как прожить с такими ценами со средней зарплатой шесть тысяч рублей в месяц?".
Рита Базаева, секретарь в парламенте Южной Осетии, считает, что цены будут продолжать расти как на продукты питания, так, к примеру, и на медикаменты, также вырастут налоги. "Цены на рынке высокие, и, думаю, это не предел. Они будут продолжать расти абсолютно на все, - уверена она. - При этом заработная плата остается прежней. А мизерные прибавления - это всего лишь инфляция, а не повышение зарплаты. Такая добавка к зарплате не существенна, и решить проблему не может".
Как отмечают жители Цхинвала, на рынке торгуют как местные жители, так и приезжие азербайджанцы, которые завозят в регион свой товар. "Вот азербайджанцы на нас зарабатывают неплохие деньги. Они привозят все свое: картошку, мандарины, помидоры и огурцы, даже зелень, - рассуждает учитель математики Аза Хугаева. - А наши земли стоят необработанные. Вот если бы у нас были теплицы, наши фермеры могли бы свою свежую картошку уже в марте продавать. Но люди просто обленились. Никто не хочет работать. Все привыкли, что им обязаны построить дома, раздать большие кредиты, да чтобы без процентов, гуманитарную помощь получать без конца, хотя война закончилась три года назад. А так не бывает вечно. Надо лопату в руки брать и землю обрабатывать".
Есть также мнение, что торговцы поднимают цены из-за российских военнослужащих, находящихся на территории Южной Осетии и получающих в разы больше, чем среднестатистические цхинвальы. "Русские военные получают на Кавказе хорошие командировочные и, соответственно, не будут торговаться в ценах, и продавцы об этом знают, - говорит библиотекарь Марина Догузова. - Вот они и уверены, что товар раскупят если не местные осетины, так русские, и потому устанавливают удобные им цены".
Местные торговцы, в свою очередь, считают, что имеют право на свое усмотрение называть цену за свой товар. «В этом году очень плохой был урожай. Вот картошку на продажу привезли из Фиагдона (Северная Осетия. - Прим. "Кавказского узла"), местной мало набралось. Мне же тоже надо оправдать транспортные затраты, таможню, мой труд в конце концов», - говорит Манана Туриева.
В ноябре прошлого года члены Общественной палаты Южной Осетии на открытых слушаниях обсудили вопросы, касающиеся ценообразования продуктов питания и их качества. Тогда особо было обозначено состояние уличной торговли овощами и фруктами. По итогам слушаний были вынесены рекомендации парламенту ЮО рассмотреть вопросы о возможности регулирования цен и проверки качества и хранения продуктов питания.
В разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" депутаты парламента выразили уверенность в том, что говорить о снижении цен или их регулировании можно только после принятия закона «О торговле», которого в Южной Осетии пока нет. В парламенте отметили, что этот закон необходимо разработать, но когда это будет сделано, неизвестно.
Пока же цены на рынке в Южной Осетии никак не контролируются. В Управлении по ценообразованию корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что цены на рынке к ним "не относятся".