ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Председатель комитета по юридическим вопросам парламента Грузии Павле Кублашвили оценил неявку оппозиционных политиков на очередной раунд переговоров по изменению избирательного законодательства как попытку не принять инициативу правительства более справедливо разделить избирательные округа, так как предложение "Единого национального движения" состоит в увеличении количества мажоритарных округов. В свою очередь оппозиция считает, что это предложение не соблюдает равномерности представительства жителей страны в парламенте.
Напомним, что 30 марта в Тбилиси представители восьми оппозиционных партий сорвали переговоры, заявив, что власть не хочет идти на компромисс.
Власти предлагают увеличение мажоритарных округов
Правительство на переговорах 16 марта предложило увеличить количество мажоритарных депутатов до 83 человек, уменьшив количество депутатов от партийных списков до 67, либо увеличить обе части – и мажоритарную, и пропорциональную до 83, передает корреспондент "Кавказского узла".
Такая инициатива была обусловлена тем, что избирательные округа Грузии разбиты непропорционально: в Глдани и Сабуртало проживает по 100 тысяч человек, а в Казбегском районе – всего пять тысяч, но и Казбегский район, и Глдани выбирают по одному депутату. Поэтому предполагалось увеличить количество округов, чтобы депутаты представляли примерно равное количество избирателей.
Однако оппозиция категорически отказалась от того, чтобы изменить соотношение сил в парламенте. Дело в том, что на прошедших в мае 2008 года выборах в парламент, представители оппозиции, шедшие по партийным спискам, получили примерно то количество голосов, на которое рассчитывали: то есть, они не получили большинства, однако набрали по 5 - 20 процентов. В общей сложности, в парламенте среди пропорциональных депутатов оппозиция получила около 40 процентов.
Но половину мест в парламенте составляют мажоритарные депутаты, и тут оппозиция проиграла очень серьезно: в регионах большинство населения голосовало за партию власти. Мажоритарные кандидаты от оппозиции, даже набрав свои 5 - 20 процентов, не проходили в парламент, поскольку от мажоритарного округа может быть представлен только один депутат.
Таким образом, большая часть мажоритарных депутатов оказалась представителями "Единого национального движения". В результате общее количество представителей ЕНД в парламенте составило 80 процентов, что дало партии власти конституционное большинство.
В последнее время расклад сил в Грузии изменился, и теперь оппозиция полагает, что и при имеющейся смешанной системе (пропорционально-мажоритарной) они смогут занять 40 процентов парламентских мест.
Руководитель коммерческой социологической службы "Института опросов и маркетинга" Гоча Цхвитишвили считает, что суммарный процент всех оппозиционных партий может составить более пятидесяти процентов. "Конечно, наибольший рейтинг – у правящей партии, она получит в худшем случае 40 процентов голосов. Но в сумме оппозиция набирает больше голосов", - цитируют Гочи Цквитишвили грузинские СМИ.
ЕДН предлагает такие проекты изменений в избирательное законодательство, которые ведут к уменьшению доли партийных депутатов. Оппозиция, в свою очередь, не соглашается ни с увеличением количества мест в парламенте, поскольку это количество определил референдум 2003 года, ни с увеличением процентного соотношения мажоритариев.
Оппозиция настаивает на регионально-пропорциональной системе с многомандатными округами
Комментируя отказ оппозиционеров принять участие в переговорах 30 марта, Павле Кублашвили заявил, что оппоненты оставили стол переговоров по одной простой причине: они не хотят, чтобы у каждого района был свой мажоритарный депутат, передает агентство "Грузия Online".
Оппозиция, по словам одного из лидеров Республиканской партии Давида Бердзенишвили предлагает три варианта. "Первый: половина выбирается по партийным спискам, а вторая половина – по новому, регионально-пропорциональному способу. Эксперты Совета Европы предлагают выбрать парламент полностью на основании регионально-пропорциональной системы, и мы с этим согласны", - пояснил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Давид Бердзенишвили.
Предлагаемая оппозицией регионально-пропорциональная система предполагает многомандатные округа. То есть, избиратели голосуют за избирательные списки политических партий, после чего местные представители партий распределяют между собой то количество мандатов, которые выделены на конкретный регион. В соответствии с этой системой должны появиться одно-, двух-, трех-, четырехмандатные округа.
Кублашвили раскритиковал эту систему: "Оппозиционные политики хотят, чтобы партии вошли в долю с населением во время выборов, и они будут решать, кто должен представлять ту или иную часть нашего общества. Они думают, что решения принимают только в Тбилиси и только те люди, которые достойны быть в парламенте. Мы так не думаем. Мы уверены, что у каждого района должен быть свой представитель в парламенте. Если кто-то сегодня смотрит на улицу, тот выполняет чужой заказ и льет воду на чужую мельницу".
В свою очередь Бердзенишвили не считает, что предложение правительства увеличить количество мажоритариев на восемь человек правильно.
"Они говорят, что каждый район должен иметь своего представителя. Но что происходит на самом деле? Это означает, что если 150 тысяч человек сегодня выбирают одного депутата, то "Единое национальное движение" предлагает: пусть эти 150 тысяч выберут двух. То есть, 70-80 тысяч человек будут выбирать одного кандидата, а в Казбегском районе и других маленьких округах одного депутата опять будут выбирать те же 5-9 тысяч человек. То есть, равномерность, по их предложению, все равно не соблюдается", - считает Давид Бердзенишвили.
Следует отметить, что офис ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека во время всех выборов в Грузии критиковал то, что на выборах не могут участвовать беспартийные кандидаты: каждого кандидата должна выдвинуть какая-либо партия.
Партия власти предлагает отменить запрет на самовыдвижение для беспартийных кандидатов. Однако и оппозиционный вариант - введение регионально-пропорциональной системы для половины или всех парламентских депутатов – полностью нарушает эту рекомендацию ОБСЕ.
Давид Бердзенишвили не против и существующей пропорционально-мажоритарной системы, но только с тем условием, что будет восстановлен проходной процент в 50%+1 голос, поскольку это даст возможность победы оппозиционным депутатам.
"Я дважды побеждал на парламентских выборах в мажоритарном округе, в Батуми, и оба раза моим соперником был представитель власти. Всем понятно, что власть – одна, оппозиционных субъектов много, и, если лидер оппозиции выходит во второй тур, большая часть оппозиционных голосов переходит к оппозиционному кандидату. Именно поэтому представители власти не только хотят сохранить мажоритарную систему, они не хотят даже восстановления второго тура", - уверяет Давид Бердзенишвили.
Как сообщал "Кавказский узел", 30 марта произошел второй случай срыва переговоров - первый произошел 23 марта, когда депутаты парламента от партии большинства не пришли на встречу из-за того, что в парламенте шли слушания с участием членов кабинета министров. В тот же день оппозиционные партии провели совещание и приняли заявление о том, что отказываются садиться за стол переговоров до тех пор, пока "Единое национальное движение" не представит ответ на предложения оппозиции, представленные еще в декабре 2008 года.
Первая встреча властей и оппозиции в рамках консультаций по вопросу улучшения избирательного законодательства прошла в парламенте Грузии 10 ноября 2010 года. Первые консультации Единого национального движения Грузии и восьми оппозиционных партий в рамках реформирования действующей избирательной системы прошли 9 марта.
От оппозиции в консультациях по изменению избирательной среды Грузии выступают восемь политических партий: "Новые правые", "Национальный форум", "Путь Грузии", "Консервативная партия", "Республиканская партия", "Христианско-демократическое движение", "Свободные демократы", "Партия народа".