ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане начинается судебный процесс над Бахтияром Гаджиевым, обвиняемым в уклонении от воинской службы. На 7 апреля в Низаминском районном суде города Гянджи под председательством Эмина Ахундова назначено подготовительное заседание по его делу.
Уголовное дело против Гаджиева было возбуждено в конце января, 4 марта Гаджиев был арестован на один месяц. По убеждению демократической общественности, молодой человек арестован за то, что был членом группы в Facebook, назначившей на 11 марта в Азербайджане антиправительственную акцию протеста молодежи "Великий народный день". В случае признания судом вины Гаджиева, ему грозит до двух лет лишения свободы.
Защита намерена занять на процессе "наступательную тактику и обвинить следствие в грубых нарушениях закона", сообщил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" глава Азербайджанского общества правового просвещения Интигам Алиев, координирующего защиту активиста.
Сам Алиев лишен возможности выступать на процессе в качестве адвоката, поскольку коллегия адвокатов, по его мнению, из-за принципиальной позиции отказывает ему в приеме в эту структуру.
Поэтому на суде Гаджиева будут защищать три адвоката: Эльчин Намазов, Алаиф Гасанов и Гумбат Салахов. Когда суд приступит к рассмотрению дела по существу, к защите присоединятся также адвокаты Асабали Мустафаев, Халид Багиров, Анар Гасымов и несколько других.
По словам Алиева, адвокатам не было предоставлено официального уведомления о дате и времени процесса. Только самому обвиняемому сообщили, что процесс состоится 7 апреля в 15.00, и адвокаты от него узнали об этом.
Комментируя слухи о проведении судом закрытых слушаний, Алиев сказал, что "никаких оснований для этого нет и, вероятно, подобная дезинформация специально распространяется, дабы снизить общественное внимание к процессу". Собеседник не исключил, что суд может избрать "тактику "измора", откладывая раз за разом слушания, чтобы представители правозащитных и международных организаций устали бы посещать процесс". По мнению Алиева, "применение судьей подобного метода стало бы явной демонстрацией его пристрастности. В таком случае защита оставляет за собой право дать отвод судье, или всему составу суда.
Алиев выразил надежду, что судья "все же не прибегнет к подобной тактике, тем более, что сколько бы он ни переносил заседания, число желающих наблюдать за процессом не уменьшится". Он подчеркнул, что внимание в стране и за рубежом к делу Гаджиева все более усиливается, поступают письма поддержки из разных стран мира, в том числе из США, где подсудимый учился в Гарвардском университете.
Юрист также обратил внимание на то, что, несмотря на истечение месячного срока меры пресечения ареста в отношении Гаджиева, он продолжается оставаться под стражей, и это "является грубым нарушением закона".
Следствие не представило доказательств выезда Гаджиевым из Гянджи без уведомления полиции
"Да, и сам арест был незаконен, поскольку никаких доказательств нарушения Гаджиевым обязательства находиться под контролем полиции не было предъявлено. В частности, следствие не представило доказательств выезда Гаджиевым из Гянджи без уведомления полиции", - продолжил Алиев.
По словам собеседника, Гаджиев был незаконно арестован, подвергнут при задержании физическому давлению и лишен права на юридическую защиту. Кроме того, незаконно ему не разрешали встреч с родными, друзьями, представителями общественности, не давали газет. Защита намерена ходатайствовать о прекращении уголовного дела. "Ибо Бахтияр Гаджиев на законных основаниях получал отсрочку от службы в армии в связи с учебой", - напомнил Алиев.
Юрист затруднился прогнозировать итоги процесса, поскольку, на его взгляд, "в стране, где нет независимого суда, сложно прогнозировать справедливость судьи". "Однако я уверен, что нашими совместными усилиями мы добьемся освобождения наших друзей, и не только Бахтияра Гаджиева, но и журналиста Эйнуллы Фатуллаева, другого молодежного активиста Джаббара Савалана и других", - отметил Алиев.
"Правительство Азербайджана должно наконец понять, что такая политика загоняет в тупик. Азербайджанское общество уже не такое, каким было пять лет назад или даже полгода назад. Далее не удастся управлять репрессиями. Власть должна прекратить шаги, которые ее позорят во всем мире, и освободить всех арестованных за свои убеждения", - отметил глава Общества правого просвещения.
Получить комментарий в прокуратуре города Гянджи в связи заявлением о содержании Гаджиева под стражей свыше срока, установленного судом, не удалось. В ведомстве заявили, что все вопросы будут прояснены на судебном процессе.
В свою очередь юрист Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Расул Джафаров подтвердил неправомерность содержания Гаджиева под арестом больше определенного судом срока. Он также сообщил о намерении ИСБР пристально отслеживать судебное следствие по делу Гаджиева.
Ранее, как уже сообщал "Кавказский узел", Генеральная прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по факту избиения Гаджиева при его аресте 4 марта. "Генпрокуратура завершила расследование нашей жалобы об избиении Гаджиева. Однако согласно ее версии, факт избиения не подтвердился", - отметил адвокат Эльчин Намазов, выразив несогласие с подобными выводами. "Расследование было проведено поверхностно и неправильно", - сказал он, добавив, что защите не представлены результаты судебно-медицинской экспертизы.
Адвокат также отверг обвинение Гаджиева в уклонении от службы в армии. Он напомнил, что с 2006 года молодой человек неоднократно получал отсрочку от службы в армии в связи с учебой в бакалавриате и магистратуре, а в прошлом году поступил в докторантуру Тбилисского университета.
Отметим, что арест Гаджиева осудила международная правозащитная организация Amnesty International. "Бахтияра Гаджиева постоянно преследовали за мирное выражение его взглядов. Сообщения о пытках и жестоком обращении должны быть оперативно и тщательно расследованы", - заявил Джон Далусен, заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии.