05:40 / 21.04.2011В деле Кусайте появились распечатки телефонных разговоров журналистов и правозащитников

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В рассматриваемом в Вильнюсском окружном суде уголовном деле Эгле Кусайте появились распечатки телефонных разговоров российских и литовских журналистов и правозащитников. Обвинение представляет их как доказательство факта давления на следствие со стороны Кусайте.

Об этом сообщил литовский журналист Томас Чивас, сославшись на источники, связанные с судебным процессом.

"В уголовном деле Эгле Кусайте появились распечатки переговоров Оксаны Челышевой (заместитель руководителя Общества российско-чеченской дружбы. - Прим. "Кавказского узла") и Аркадия Бабченко (военный корреспондент "Новой газеты"). Кроме того, там есть прослушка Альгирдас Эндрюкайтис (подписант акта о независимости Литвы) и Гинтаутаса Букаускаса (представитель литовской ассоциации «Литва-Чечня»). Но в основном это разговоры или Эгле, или ее матери. Там всего 300 страниц телефонных переговоров", - рассказал Томас Чивас в интервью корреспонденту "Кавказского узла".

Правозащитник из литовской общественной ассоциации "Спасем всех детей Чечни", журналист Витаутас Межрикайтис сообщил, что в уголовное дело Кусайте практически полностью легли все телефонные разговоры российских правозащитников и журналистов с обвиняемой периода осени прошлого года. Особо тщательно отображены разговоры ноября, когда на встречу с Эгле Кусайте и находящимися в SOS-деревне под Вильнюсом детьми чеченской семьи Гатаевых приезжали Оксана Челышева, Аркадий Бабченко, другие российские и литовские журналисты.

"Непонятно каким образом разговоры российских журналистов и правозащитников могут быть использованы для того, чтобы взять Эгле Кусайте под стражу. В этих разговорах нет ничего незаконного", - утверждает Межрикайтис.

"Если встреча с журналистами - давление на следствие, это может характеризовать происходящее в Литве с очень некрасивой стороны. Если Эгле ставят в вину общение с российскими журналистами и правозащитниками - это серьезный сигнал Литве задуматься, в какой стране мы живем", - констатирует журналист.

По словам Томаса Чиваса, суд на заседании 21 апреля должен дать ответ по заявленному со стороны Кусайте ходатайству об отклонении от процесса прокурора Миндаугаса Дуду. Эгле Кусайте обвиняет прокурора в том, что тот выстраивает линию обвинения, используя не литовское, а российское уголовное законодательство.

Как сообщал "Кавказский узел", в октябре 2009 года Эгле Кусайте была задержана в Литве с российской визой в литовском паспорте и билетом в одну сторону. 11 июня главный прокурор департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Альгимантас Клюнка заявил, что Кусайте призналась в намерении ехать в Россию, а оттуда в Чечню и там подорваться в людном месте.

Позднее Кусайте отказалась от своих слов, утверждая, что они были сказаны под давлением и пытками, а также в обмен на обещание, что ее чеченские знакомые - Апти и Айшат Магмадовы, которые обвиняются в содействии терроризму и создании незаконных вооруженных формирований и находятся в тюрьме "Лефортово", останутся живы. Журналист Томас Чивас уверяет, что обнаружены документы, подтверждающие причастность российских спецслужб к делу Кусайте. Официальные литовские структуры причастность российских спецслужб к делу отрицают.

28 марта обвиняемой в терроризме Эгле Кусайте предъявлены обвинения в связи с тем, что она якобы послала смс-сообщение с угрозами прокурору Генпрокуратуры Юстасу Лаучюсу, который инициировал дело против Кусайте, но теперь проходит по нему как свидетель. Прокуратура требует заключить Кусайте под стражу, утверждая, что она, угрожая Лауциусу, мешает следствию. Сейчас Эгле Кусайте находится под подпиской о невыезде.

18 апреля Эгле Кусайте подала иск в суд с требованием прекратить прослушивание ее телефонных разговоров.

Автор:Дмитрий Флорин