12:20 / 22.04.2011В рамках Дней Толстого в Грузии их участники съездили к духоборам в село Гореловка

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Главным событием Дней русского писателя Льва Толстого в Грузии, проходивших с 15 по 20 апреля, стала поездка участников мероприятия в село Гореловка Ниноцминдского района на юге Грузии (регион Самцхе-Джавахети), населенное духоборами, где до сих пор стоит школа, построенная на средства Толстого. Во время этой поездки стало известно, что толстовскую школу предполагается превратить в большой учебно-воспитательный комплекс, а "Сиротскому дому" присвоен статус музея-заповедника.

Напомним, Дни Льва Толстого посвящены 160-летию посещения писателем Тбилиси. Организаторами Толстовских дней стали международный культурно-просветительский союз "Русский клуб" и музей-усадьба Льва Толстого "Ясная Поляна".

17 апреля участники Дней Толстого побывали в высокогорном селе Гореловка, расположенном в 174 км от Тбилиси на высоте 2065 метров над уровнем моря.

В поездке приняли участие директор музея "Ясная Поляна", прямой потомок Л. Толстого Владимир Толстой с членами своей семьи, главный редактор общественно-художественного журнала "Русский клуб", издающегося в Тбилиси, главный хранитель Пушкинского мемориала дома Смирновых Александр Сватиков, сотрудники музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" Галина Алексеева и Елена Белоусова, режиссер документального фильма "Полустанок" о жизни Толстого Галина Евтушенко.

Среди посетителей Гореловки также были гости из Томска, Белгорода, Москвы, Баку, Тбилиси и Кутаиси.

Основой поездки послужило желание организаторов мероприятия привлечь внимание общественности к сохранению уникальной культуры духоборов в селе Гореловка, и к толстовской школе, которую предполагается превратить в комплекс, посвященный великому писателю.

История духоборов в Грузии

Село Гореловка было основано в 1841 году сосланными из России и Украины духоборами. В Грузии они поселились компактно в южных горных районах Джавахети и основали девять сел на территории современного Ниноцминдского района, называемых Джавахетской Духоборией – (Гореловка, Спасовка, Родионовка, Ефремовка, Орловка и др.).

Лев Толстой, чье имя почитается в Гореловке по сей день, однажды назвал духоборов "людьми 25-го века" и восхищался их физической и моральной красотой.

Духоборы отвергают канонический текст Библии, руководствуясь священными преданиями в виде стихов–псалмов, объединенных в устную "Книгу жизни". Они считают, что Бог живет в душе у каждого человека, а крест и икона - лишь мишура, созданная священниками. Со злом, говорят они, нужно бороться своим духом, отсюда их самоназвание – "духоборы". Общение с Богом у духоборов происходит во время групповых молений под руководством старейшин общин.

В 1895 году Гореловка стала центром духоборческого восстания. Причиной послужило введение всеобщей воинской повинности на Кавказе, что было неприемлемо для духоборов. Они заявили властям о своём отказе от военной службы, собрали все имеющееся у них оружие и сожгли его под пение псалмов. Восстание было жестоко подавлено. В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. При его содействии часть духоборов из Гореловки переселилась в 1908-1910 годах в Канаду. Толстой специально закончил ранее отложенный роман "Воскресение", чтобы использовать гонорар для финансирования переселения. Следует отметить, что грузинская интеллигенция также приняла участие в сборе средств для помощи переселявшимся духоборам.

В Гореловке до сих пор сохранилась школа, которая была построена в 1901-1902 годы на средства писателя. В октябре 2003 года по ходатайству "Русского клуба" и при поддержке Министерства образования и науки Грузии Гореловской школе было присвоено имя Л.Н.Толстого, а трем педагогам и директору школы были вручены правительственные награды.

В селении находятся "святые могилки" проповедников, на поклон к которым приезжают духоборы со всего мира. Также здесь имеется духовный центр духоборов – так называемый "Сиротский дом", в котором воспитывались сироты.

До недавнего прошлого только в Гореловке жили около 3000 духоборцев. В постсоветские годы жители стали покидать эти места. На сегодняшний день из девяти сел духоборы остались только в Гореловке и Орловке. Сельская община насчитывает сейчас 200-250 человек, в основном, это пожилые люди.

Участники Толстовских дней пообщались с духоборами

Участники Толстовских дней посетили духовный центр духоборов "Сиротский дом", присутствовали на групповом молебне. Певчие приходят сюда каждое воскресенье до восхода солнца и молятся – распевают древние псалмы из устной "Книги жизни", которым почти два века.

Женщины-певчие встретили гостей в традиционной духоборской одежде: яркие цветные блузки, широкие с оборками юбки с большими кружевными передниками, в разноцветных шапочках, покрытых косыночками.

После молебна происходило живое общение. Гостей интересовало все - от истории духоборов и атрибутов быта до условий их жизни и планов на будущее.

"Мы - духоборы, - говорит Татьяна Ослопова - Мы духом Богу молимся и кланяемся. Здесь икон нет, мы молимся без посредника".

"Певчими были наши деды и прадеды, - рассказывает Татьяна Светлищева. - Наши "пасаломы" передаются из уст в уста, и мы их поем. Вот у меня прадедушка и прапрадедушка были певчими, от них я узнала наши псалмы".

Традиционную одежду духоборы шьют сами, она за полстолетия не претерпела изменений. "Такую одежду надевали наши деды и прадеды, – рассказывает Татьяна Ослопова, - и каждый ее элемент что-то означает. Вот эти три цветные ленты на жилете – отец, сын и святой дух. Черная полоска на наших шапочках – это земля, а желтая – над землей солнце светит, а вот эти разноцветные ленты - дорога от земли к небу... Это мы знаем, но много чего не знаем".

Духоборы рассказали гостям, как они живут. Старейшины села - пожилые духоборы – с огорчением отмечают, что молодежь уезжает, теряя культуру и обычаи духоборов. Так, если похоронные обряды в Гореловке все еще сохранились, то свадебные почти утеряны.

На вопрос, почему они все еще живут здесь, отвечают, что в Гореловке находятся духоборческие святыни всего мира, за ними нужен уход, и поэтому как бы им ни было трудно, они "не покинут эту священную землю". "Мы живем среди святых гор, -  говорит Елена Ларина. - Здесь никогда никаких бед не бывало".

Построенная на средства Толстого школа до сих пор работает

Живое общение гостей и духоборов продолжилось в средней общеобразовательной школе имени Льва Толстого, построенной более ста лет назад на средства писателя. Гости осмотрели школу, классные кабинеты, пообщались с учителями.

К портрету Л.Толстого в учительской был возложен венок от имени Международного культурно-просветительского союза "Русский клуб".

"Школа была открыта в 1903 году при поддержке Льва Николаевича Толстого. Для нас большая честь, что нас посетил потомок великого писателя, что нас помнят, помнят его дело. Мы гордимся, что школа носит его имя, это ведь наша история", - говорит Татьяна Карева, директор школы.

Она рассказала, что в русском секторе их школы учатся 38 детей-духоборцев. Что память в школе о Толстом – живая: "Каждый учитель считает своим долгом вкладывать в ребячьи сердца чувство гордости тем, что эту школу для нас, духоборов, построил Лев Николаевич Толстой. Кто бы ни приехал в Гореловку, обязательно должен посмотреть как культурное наследие духоборов "Сиротский дом", так и зайти в нашу знаменитую школу".

Следует отметить, что школа, хотя и функционирует, но нуждается в ремонте и реабилитации, также как и "Сиротский дом". "Много было построек, многие развалились, - говорит Татьяна Ослопова, - остался только этот, где мы молимся - молебенный дом".

Судьба толстовской школы обсуждалась в ходе встречи гостей – участников Дней Толстого и старейшин сельской общины. Вице-президент Международного культурно-просветительского союза "Русский клуб", автор книги "Страна Духобория" Алла Беженцева проинформировала собравшихся о том, что найдены необходимые средства на реабилитацию Гореловской школы.

"Это будет школа на европейском уровне – со своим отоплением, оборудованием и новой мебелью. Есть идея открыть интернат, а также создать комплекс памяти Льва Николаевича Толстого. И вообще, школу имени Толстого предполагается превратить в большой учебно-воспитательный комплекс", - рассказала Беженцева, отметив, что ремонтные работы начнутся уже в этом году.

Она добавила, что вышел указ президента Грузии о присвоении "Сиротскому дому" статуса "Музея-заповедника русской духоборческой культуры, зодчества и быта". Как только указ вступит в силу, отметила Беженцева, "Сиротский дом" будет восстановлен, и музею будут выделены две номенклатурные единицы – хранитель музея и сторож.

Эти сообщения были восприняты с воодушевлением. 

На собрании была озвучена информация о том, что на днях на кинофестивале в Германии получил премию документальный фильм "Гореловка – эпизоды из жизни исчезающей общины" режиссера Александра Квирия (Великобритания).

В школе для гостей накрыли стол, угостили традиционной кухней духоборов – домашней лапшой и горячими пирожками.

"Духоборы выжили благодаря своему духу и тому, что поддерживают традицию своих предков"

Сотрудница музея-усадьбы Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" Галина Алексеева говорит, что жители Гореловки обитают здесь, несмотря на альтернативы "лучшей жизни". "В таких труднейших условиях они сохраняют культуру. Это талантливые, умные люди. Как они красивы – физически и духовно. Они выжили благодаря своему духу и тому, что поддерживают традицию своих предков. У людей есть альтернатива – многие с высшим образованием, они могут жить в Тбилиси, в Москве, Крыму, везде, но они заканчивают институты и университеты и возвращаются", - отметила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Галина Алексеева.

"Я общалась и плакала. Это люди, которые похожи на наших деревенских жителей Западной Сибири, с которыми мы также встречались. Находили общий язык не потому что мы хотели подняться или опроститься, или снизойти, а потому что мы люди, мы понимаем друг друга. Мы умеем любить, мы нуждаемся в общении, а не в диалоге", - отмечает Наталья Ветшева из Томского госуниверситета.

"Очень подлинные лица, очень мудрое мышление, и разница, может быть, православной веры нашей и духоборческой ничуть нас не разделяет. А вера духоборов заслуживает глубокого уважения своей силой и той непосредственной приверженностью, которой уже лишены люди больших городов", - говорит Ветшева.

Профессор философии Светлана Климова из Белгородского государственного университета на вопрос, что ее больше впечатлило, отвечает, что сами жители Гореловки. "Просто нельзя вот так взять и перелистнуть эту встречу как какое-то мероприятие. Для меня это было сильным потрясением. Это была встреча с моей культурой, которую мы уже не очень даже можем понять. А потом я еще раз поняла, глядя на этих людей: как ужасно тяжек труд крестьянский, русский. Какими муками вообще человек зарабатывает себе этот хлеб. И я думала: вот это надо показывать каждый день", - говорит она.

Представители духоборческой общины Гореловки выразили благодарность участникам Дней Толстого за их визит, приглашали в гости на открытие комплекса.

Участники Толстовских Дней завершили поездку в Самцхе-Джавахети в духоборскую общину села Гореловка поздно вечером.

"Кавказский узел" сообщал, что Дни Льва Толстого прошли с 15 по 20 апреля. В мероприятиях приняли участие делегации ученых и литераторов из России, Армении, Азербайджана, Грузии и других стран. В рамках Дней Льва Толстого в Грузии прошла международная научная конференция "Война или мир? Диалог культур как фактор преодоления межнациональной розни". В ней приняли участие ученые-толстоведы из ведущих вузов России и Азербайджана, а также их грузинские коллеги. Специально к Дням Толстого был приурочен конкурс молодых грузинских художников.

4 апреля прошел приуроченный к этому мероприятию видеомост Москва - Тбилиси "Толстовские дни в Тбилиси".

Автор:Клара Бараташвили