23:23 / 24.04.2011Чивас: Кусайте арестована из-за контактов с журналистами и правозащитниками из России

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Заключение под стражу Эгле Кусайте, обвиняемой в подготовке теракта на территории России, связано в том числе и с приложенными обвинением распечатками телефонных переговоров девушки с российскими журналистами и правозащитниками, что, по мнению обвинения, является попыткой оказания давления на следствие, заявил литовский журналист Томас Чивас, отслеживающий дело Кусайте.

Как сообщал "Кавказский узел", 21 апреля в окружном суде Вильнюса гражданка Литвы Эгле Кусайте, обвиняемая в подготовке теракта на территории России, была взята под стражу. Прокуратура требовала заключить Кусайте под стражу, утверждая, что она, угрожая прокурору Генпрокуратуры Литвы Юстасу Лаучюсу, мешает следствию. В доказательство давления на следствие прокуратура также приобщила 300 страниц распечаток телефонных разговоров Эгле Кусайте, ее матери и тети с российскими журналистами и правозащитниками.

Как рассказал Чивас корреспонденту "Кавказского узла", судебное заседание 21 апреля проходило в закрытом режиме. "Журналисты, родственники и знакомые Эгле, ее сторонники находились под дверьми зала суда. Через некоторое время после начала процесса Эгле Кусайте вдруг удалили из зала суда. Причина - она якобы мешала допрашивать свидетелей. Это произошло во время допроса Елены Кошевой, которая была известна Эгле как "Айша" и "Балтрушите". Это якобы мусульманка, по словам Эгле, была приставлена к ней по ее возвращении из Германии в конце 2007 года, вместе с другими "мусульманами".

Как рассказала Кусайте прессе, она не выдержала лжи свидетельницы, которая отрицала свои связи с VSD (литовская госбезопасность) и говорила, что хотела только помочь Эгле, которая якобы была больна анорексией. За то, что Кусайте не удержалась и стала перебивать свидетельницу, судья удалил ее из зала.

"Но известно, что одним из основных доказательств обвинения в том, что Эгле необходимо на время суда лишить свободы - распечатки телефонных разговоров с российскими журналистами и правозащитниками. По мнению обвинения, Эгле таким образом готовилась к тому, чтобы избежать ответственности путем давления на следствие через СМИ и общественные
организации", - рассказал Томас Чивас.

По его словам, в распечатках телефонных разговоров, приобщенных к уголовному делу Кусайте, фигурирует ноябрьский разговор мамы Эгле с военным корреспондентом "Новой газеты" Аркадием Бабченко, который приезжал вместе с замруководителя Общества российско-чеченской дружбы, правозащитницей и журналистской Оксаной Челышевой в ноябре прошлого года в Литву для посещения SOS-деревни под Вильнюсом, в которой находятся дети чеченской семьи Гатаевых. В ноябре Челышева и Бабченко звонили матери Эгле и ей лично с просьбой встретиться для интервью.

"Зачем это вложили в дело, я не понимаю. Это ничего не доказывает и отношения ни к чему не имеет. Но в деле это представлено так, что разговор с россиянами - попытка надавить на следствие. Из всего, что там понаписали, есть только два интересных эпизода - разговор мамы Эгле
с Аминат Саиевой (представителем Аслана Масхадова в Литве, Латвии и Эстонии - прим. "Кавказского узла"), где мать жалуется, что дочь не слушается, у Эгле был нервный срыв, она даже порывалась ехать в Москву и свидетельствовать за Магмадовых. Но ее убедили не ездить, так как считали, что из России она не вернется", - говорит литовский журналист.

"И еще был разговор тети с мамой Эгле, где они тоже жалуются друг другу на поведение Эгле. И еще Эгле разговаривала с Тамарой Магмадовой (матерью чеченцев, граждан России Апти и Айшат Магмадовых, арестованных и обвиняемых в России в вербовке Эгле Кусайте для проведения теракта - прим. "Кавказского узла") и очень эмоционально с ней говорила, это уже было после ареста Апти и Айшат. Это был звонок Тамары Магмадовой от 15 декабря 2010 года. После этого Тамара Магмадова требовала суд в России вызвать по делу ее детей в роли свидетельницы Эгле Кусайте. Из России даже потом был запрос по этому поводу. И в этом разговоре Тамара просила Эгле подтвердить, что-то через адвокатов. Эгле в этом разговоре многократно извинялась перед Магмадовой за свои первоначальные показания, которые могли навредить
Магмадовым", - рассказывает Томас Чивас. Также он рассказал, что в распечатках разговорах есть слова Эгле, которая "советует Тамаре Магмадовой обратиться к российским журналистам Аркадию Бабченко и Диме Фролову как к честным людям".

"Несмотря на то, что заседание суда было закрытым, выходящих и заходящих в зал свидетелей журналисты смогли сфотографировать. Суд опросил Елену Кошевую, которая отрицала свою причастность к VSD. Во время именно этого допроса Эгле и вывели из зала, за то, что она якобы мешала работать судье, - говорит журналист. - Второй свидетельницей была девушка из турагентства Неринга Каранавичуйте, которая за 10 минут организовала Эгле российскую визу, по которой она и поехала в Россию перед своим арестом. Потом суд сделал перерыв, и сразу после него огласил решение об аресте Эгле Кусайте на 3 месяца. На Эгле надели наручники и десять полицейских увезли ее в следственный изолятор. Адвокат Эгле будет подавать апелляцию. Ни сторона обвинения, ни представители суда ничего не комментируют".

По словам Томаса Чиваса, точная формулировка решения суда об изменении меры пресечения Эгле Кусайте с подписки о невыезде на заключение под стражу базируется на утверждении прокуроров, что Тамара Магмадова и сама Эгле Кусайте через третьих лиц "ищут контакты, чтобы согласовать показания и планы Эгле, как скрыться от суда". "Как это возможно - я не ведаю. Еще по этим телефонным разговорам видно, что Тамара Магмадова добивается, чтобы ее, как и Эгле, вызвали в суд по делу Апти и Айшат Магмадовых. Что касается ареста Эгле в суде - никаких истерик не было. На суде была и мать, и тетя, и пресса, и группа общественных деятелей, поддерживающих Эгле. Когда ее выводили, звучали вопросы "За что?". Эгле на выходе опять заявила, что ни в чем не виновна", - говорит он.

В этот день, по словам журналиста, на суд пришло много людей, желающих поддержать Эгле. "Пришла даже известная политзаключенная Нийоле Садунайте, несмотря на возраст и состояние здоровья. Во время суда на улице у здания проходил пикет с требованием объективного разбирательства в деле Эгле и открытого суда", - рассказал он.

"При этом со мной тоже стали происходить странные вещи, - отмечает журналист. - Звонил другу и коллеге - в трубке говорят, что он за пределами связи. А через минуту этот друг звонит мне и спрашивает, что значит мое смс-сообщение, которое пришло ему только что: "Центр установлен". Я этого не высылал, что это - не понимаю. Я намерен пойти к судебному приставу и взять утвержденный расклад высылаемых мной смс. Это процедура, которая может в дальнейшем быть доказательством. Новое дело Эгле Кусайте тоже завели из-за смс с якобы угрозами, при этом Кусайте говорит, что никаких смс не отправляла".

Ранее в разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" Тамара Магмадова пожаловалась, что с началом судебного процесса в отношении ее детей у нее появились проблемы с телефонной связью. До Магмадовой практически невозможно дозвониться ни по одному из номеров мобильного телефона. Сама она также не может никому дозвониться. Во время последнего разговора с корреспондентом "Кавказского узла" связь оборвалась через две минуты. Тоже самое произошло и при звонке на другой номер Магмадовой. При этом сама женщина уверяет, что на ее телефонном счету достаточно средств для звонков и показатели приема связи в телефоне указывают на то, что связь с оператором хорошая. Оба номера выданы оператором "Мегафон". В справочной службе этой компании корреспонденту "Кавказского узла" комментировать ситуацию отказались, предложив Магмадовой обратиться к ним самой.

Правозащитник из литовской общественной ассоциации "Спасем всех детей
Чечни", журналист Витаутас Межрикайтис сообщил, что большой объем распечаток телефонных разговоров с россиянами в деле Эгле Кусайте
предназначен для "загрузки суда" и "представления некой ужасной картины" активной деятельности Эгле Кусайте на свободе с целью дискредитировать литовскую безопасность, таким образом повлияв на следствие.

"В этих распечатках нет никаких незаконных разговоров или заговоров. Эгле рассказывает российским журналистам, что с ней происходит в настоящее время. Тамара Магмадова просит Эгле через адвокатов передать ее правдивые показания для суда над Апти и Айшат Магмадовыми. Каким образом обвинение повлияло на суд и все-таки представило это как обвинения - непонятно. Это напоминает советские времена, когда за разговоры могли посадить в тюрьму. Причем за обыкновенные разговоры - люди просто говорят о том, что происходит, там нет никакого заговора или призыва к нарушению закона. Выходит, что Эгле обвиняют в том, что она общалась с российскими журналистами и правозащитниками. Сторонники Эгле не могли представить, что за это ее арестуют. Мы в полной растерянности и в шоке от происходящего", - сказал Витаутас Межрикайтис.

Как сообщал "Кавказский узел", в октябре 2009 года Эгле Кусайте была задержана в Литве с российской визой в литовском паспорте и билетом в одну сторону. 11 июня главный прокурор департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Альгимантас Клюнка заявил, что Кусайте призналась в намерении ехать в Россию, а оттуда в Чечню и там подорваться в людном месте.

Позднее Кусайте отказалась от своих слов, утверждая, что они были сказаны под давлением и пытками, а также в обмен на обещание, что ее чеченские знакомые - Апти и Айшат Магмадовы, которые обвиняются в содействии терроризму и создании незаконных вооруженных формирований и находятся в тюрьме "Лефортово", останутся живы. Журналист Томас Чивас уверяет, что обнаружены документы, подтверждающие причастность российских спецслужб к делу Кусайте. Официальные литовские структуры причастность российских спецслужб к делу отрицают.

18 апреля Эгле Кусайте подала иск в суд с требованием прекратить прослушивание ее телефонных разговоров.

Примечание редакции: см. также новости "Мать обвиняемых в вербовке Эгле Кусайте уроженцев Чечни заявляет о притеснении Магмадовых в "Лефортово"", "В Вильнюсе проходит акция с требованием открытости процесса над Эгле Кусайте", "Адвокат Эгле Кусайте требует объединения дела его подзащитной с делом уроженцев Чечни Магмадовых".

Автор:Дмитрий Флорин
25.04.2011 в 11:22veter

выходит то что [...] - террористка и ничего больше, а заниматься словесным онанизмом призвание грандососов ! -------------------------------------------------------------------------

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

25.04.2011 в 12:37Беркут7
Товарищ капитан - как вам не стыдно - неуставными словечками в Интернете выражаться! Отставить! Говорите как положено уставом.