18:40 / 26.04.2011В Стамбуле черкесская диаспора потребовала изменить Конституцию Турции

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Турецкая диаспора адыгов-черкесов на митинге в Стамбуле потребовала от властей внесения изменений в 42 и 66 статьи Конституции республики, согласно которым все народы, проживающие в Турции, считаются турками, чтобы они могли вернуть себе исконные фамилии.

Об этом сообщил "Кавказскому узлу" руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков. По его словам, турецкая диаспора адыгов-черкесов опасается полной ассимиляции в ближайшем будущем, если на государственном уровне не будут приняты экстренные и кардинальные  меры.

диаспора ни в коем случае не выдвигает требований о создании какой-либо автономии, или какого-то другого государственного образования для турецких черкесов

Как он рассказал, эта озабоченность стала причиной проведения в Стамбуле 12 марта и 17 апреля митингов черкесской диаспоры, участники которых также потребовали от властей страны введения в школах и дошкольных учреждениях обучения для черкесских детей на родном языке. Кроме этого, в числе требований - создание на турецком  радио и телевидении многочасовых передач на черкесском языке, создание специальных кафедр в ряде университетов Турции по подготовке специалистов по черкесскому языку, культуре и литературе.

"В принятых на митинге документах говорится, что диаспора ни в коем случае не выдвигает требований о создании какой-либо автономии, или какого-то другого государственного образования для турецких черкесов", - подчеркнул Хатажуков.

Он отметил, что в митингах не приняли участия черкесские организации, официально входящие в Международную черкесскую Ассоциацию. По его словам, трудно объяснить позицию организаций, входящих в ассоциацию, и не поддерживающих требования, выдвигаемые на этих митингах.

"Подавляющее большинство черкесов, проживающих на исторической Родине, разделяют озабоченность соотечественников в Турции проблемами сохранения языка и культурной идентичности и поддерживают выдвигаемые ими требования по их решению", - считает Хатажуков.

Нигде в странах проживания черкесы не имеют возможности обучаться родному языку

 

По его словам, то, что у черкесской диаспоры появилась возможность проведения подобных митингов, свидетельствует о том, что Турция твердо и уверенно стала на демократический путь развития. "Она воспринимает как гуманитарную проблему вопросы, связанные с сохранением культурной идентичности населяющих ее малочисленных народов, и намерена их решать, руководствуясь нормами международного права", сказал Хатажуков.

"Мы надеемся, что Турецкое правительство поддержит требования черкесов, так как они полностью соответствуют духу проводимых страной реформ по эффективному решению проблем национальных меньшинств, проживающих в Турции. Речь идет о реальных шагах, предпринимаемых правительством для решения проблем малых народов и религиозных меньшинств", - сказал руководитель правозащитного центра.

"Нигде в странах проживания черкесы не имеют возможности обучаться родному языку, и Турция в этом плане не исключение. Более того, лет двадцать назад власти Турции жестко преследовали тех, кто поднимал эти вопросы. То, что сейчас черкесы Турции получили возможность заявлять о своих требованиях, - это отрадно", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" писатель, литературовед, основатель кабардинского национального движения Заур Налоев.

Как сообщал "Кавказский узел", согласно данным Международной черкесской ассоциации, за пределами России проживает пять миллионов адыгов. Больше всего их в Турции - более четырех миллионов. По своей численности, адыгская диаспора за рубежом стоит на втором месте, после русской.

Справка: Черкесы вместе с адыгейцами и кабардинцами входят в одну этническую общность - адыги, представители которых на территории России в основном живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Автор:Луиза Оразаева
27.04.2011 в 05:014epkecc
молодцы
27.04.2011 в 14:07сова
следующее требование будет создание автономии,затем требование объединение ассоциации,после будет следующее требование и т.д.
27.04.2011 в 11:05Сэм
К сожалению я сам не доктор и не имею права подписывать заключение.Но уж поверь,там следы есть...
27.04.2011 в 11:12Сэм
Само собой,любого с улицы не выдергивают.Парень значится в списках "молящихся",то есть как минимум ходит в мечеть,творит намаз...Или был замечен в родне или дружбе с кем-то,кто сидит или в розыске. Но это же не основание для таких крутых мер.Есть адресные проверки и "профбеседы",но ментам что-то стало лент их проводить.Лучше сразу грохнуть объект и вписать в список "ликвидированных боевиков".Смерть все спишет.
27.04.2011 в 10:05монгол
КбК, ты кажется заблудился со статьями. Всё понятно, мать очень жалко, да и сына тоже. Но лучший ответ тебе дал Лекс в предыдущих комментариях. Хотя и там ты был не по теме.
27.04.2011 в 11:03Сэм
С таким же успехом я могу тебе сказать--докажи на практике,что все убитые за последние 3 месяца были боевиками.Ты просто берешь на веру ментовскую официальную точку зрения.А я знаю от коллег да и сам видел и травмы,и следы избиений,гематомы.разрывы внутренних органов,опущения почек и весь асортимент...Но в заключении врачей "просят" это не писать.или если следы явные,то как обычно "упал с лестницы" или "драка в камере"...
27.04.2011 в 10:35Сэм
Ни фига он не лучший ответ дал.Он вообще ответа не дал.Отписался,как чиновник-бюрократ.Практика,когда людей,подозреваемых в пособничестве или просто в связях с боевиками,без доказухи берут и для "профилактики" и устрашения пытают,потом убивают(а иногда и сразу убивают),это уже лет 7-8 в Дагестане применяется.Просто в КБР позаимствовали этот опыт. То же и с загадочными исчезновениями.Все это карательные методы спецслужб.
27.04.2011 в 12:03Leх
разница между ними в той самой водке, как ни странно, одни ее еще пьют, другие пили, но и те и другие с нее кормятся...
27.04.2011 в 12:10Сэм
А насчет "что же дальше,после победы" я тебе скажу.Так вопрос не ставится,потому что победы НЕ БУДЕТ.В ближайшие лет 10 по крайней мере,если Кавказ не отделится(а он не отделится). Во всем мире только три ЧИСТО ИСЛАМСКИХ государства--Иран,Судан и Талибан. Во всех арабских странах исламисты в оппозиции а то и под запретом,ведут вооруженную борьбу за власть.А система права там не шариат,а самые что ни на есть западные(шариат немножко в части семейного права и все). Пока большая часть населения МОРАЛЬНО НЕ ГОТОВА принять Ислам и шариат,никакой исламской революции не будет.А она к сожалению не готова... А насчет спирта--в чем вопрос?Водочники платят,и все довольны.Подозреваю,что и наркодиллеры платят.Уж больно свободно они себя чувствуют.
27.04.2011 в 11:39Сэм
Вектор. Они так далеко не заглядывают...Им важен настоящий момент,настоящая отчетность.Вот именно что мы на Кавказе,здесь не Москва и не Китай,большая деревня и всегда можно узнать про любого,что он за парень,чем жил-дышал,в каких движениях был,на что способен,боевик он или простой парень...Ментов тоже ожесточили эти постоянные нападения,и они уже не задумываются нажать курок.Это порочный круг.
27.04.2011 в 11:12Leх
Сэм (27.04 / 11:03) ты ведь спортсмен в прошлом и должен понимать, что элементарно бить человека на протяжении нескольких часов кулаками и ногами это просто физически тяжело и совсем не приятно не только для того кого бьют, но и для бьющего как физически так и морально и поэтому бить для профилактики или просто так ну это из разряда извращений... можно конечно ударится в полемику на предмет звериной сущности режима и его приспешников, но это оставим учредителям сего сайта правозащитникам, их хлебушек с маслом...
27.04.2011 в 11:18Сэм
Не скажи,Лекс. Ты как и все мы наверное встречал людей(и в школе,и в универе.и просто на улицах) которым как раз НРАВИТСЯ бить людей,а двойне--беззащитных людей.К сожалению,многие такие уроды в конце 90-х пришли в ментовку именно за этим--бить не получая сдачи и наслаждаться властью.А когда ответка пришла,взвыли "Нас убивают!". Это я не к тому что каждого мента надо мочить,но уродцы,которые если не пулю.то звездюлей заслужили,там есть. Но это даже не самое страшное.В конце концов менты всегда дрались,на то они и менты.А вот издевательства--это за гранью.Многие боевики боятся как раз не смерти,а издевательств,потому и не сдаются живьем.
27.04.2011 в 11:39Leх
Сэм (27.04 / 11:18) я писал это раньше. Основная тема противостояния это по большому счету желание какой-то части верующих не только совершать поклонение, НО и отобрать у существующего государства часть его монопольных функций, что не может понравиться и в силу общего кризиса вызывает такие извращенные реакции как пытки и бессудные казни...
27.04.2011 в 14:11сова
Он отметил, что в митингах не приняли участия черкесские организации, официально входящие в Международную черкесскую Ассоциацию. По его словам, трудно объяснить позицию организаций, входящих в ассоциацию, и не поддерживающих требования, выдвигаемые на этих митингах.------ что здесь кроется?... Она же ни просто так не впряглась в требование от властей...
27.04.2011 в 11:57Сэм
Противостояние Зла со Злом,я бы сказал...Мафиозно-коррумпированная власть против бандитов и рэкетиров.А уровень примерно один--и полицаи и боевики учились в одних школах...Прежние лидеры моджахедов(покойные) были интеллектуалы,с этим все согласятся.У нынешних не вижу я интеллекта,культуры,знаний.Вооруженная исламская оппозиция за последние несколько лет выродилась в преступное сообщество,и если тогда джамаат создавался для защиты прав муслимов,то теперь для террора и рэкета.Если 13-го октября было можно сказать восстание,то теперь чистой воды бандитизм.Отстреливают сторожевых псов,а хозяева по прежнему в шоколаде...
27.04.2011 в 12:13Сэм
Конечно,сжечь частный магазинчик лучше чем спалить завод.Магазинчик травит в округе человек 20 местных алкашей,а завод--сотни людей(и не только здесь а и в России).Подожди еще объявят нашу водку "биологическим оружием против урус-кяфиров",как талибы героин объявили средством джихада против неверных--сами не травятся.но поставляют.
27.04.2011 в 06:56SEND
Даже черкесы которые проживают на территории другой страны впрягаются за свои исторические корни, за свою историю, за изучение своего родного языка. ЧЕРКЕСЫ - БЕРИТЕ ПРИМЕР !!!!!
27.04.2011 в 11:07Leх
Сэм (27.04 / 11:03) на веру я ничего не беру, я всего лишь делаю предположение, что случайно или "для профилактики" человека не выслеживают, не задерживают, не допрашивают и не пытают. Факты пыток же для меня очевидны, и все эти "упал с лестницы" это конечно же для протоколов...
27.04.2011 в 10:46Leх
Сэм (27.04 / 10:35) докажи на фактах, что пытают "для профилактики", разговоры в пользу бедных...
27.04.2011 в 11:43Leх
Сэм (27.04 / 11:39) почему такая недооценка одних и переоценка других? общий средний уровень что у полицаев, что у вновьиспеченных муслимов примерно один, в силу развала образования он не очень высок, поэтому говорить о том, что здесь какое-то противостояние добра и зла, мудрости и глупости было бы по меньшей мере смешно...
27.04.2011 в 11:27Vektor
Не может такого быть, что за тупые домыслы. Тем более, смерть всего не спишет, так как у погибшего остается родня, которая будет бороться, и в конце концов ответственность за убийство неповинного человека осознает любой, тем более здесь, на Кавказе. Убежден, что просто так никого не убивают, если же такие меры применяются, значит оснований для них больше, чем мы даже можем догадываться.
27.04.2011 в 12:03Сэм
Мне жаль простых парней,которые по недомыслию,отсутствию опыта или просто из "солидарности",а иногда из-за денег связываются с этими главарями и потом погибают. И рядовых ментов мне тоже жаль.А к генералам и "амирам" нет моей жалости.Свести бы их всех где-нибудь,дать по стволу в руки,и пусть покажут себя,вместо того чтоб прятаться за спинами пацанов...
27.04.2011 в 12:01Leх
Сэм (27.04 / 11:57) ни на один мой вопрос "а что же дальше, победили и..." никто не смог не то что бы внятно сказать "не знаю2 просто молчание )) как будто я на китайском его задавал... на вопросы "почему до сих пор работает столько спиртовых производств" только здешний обиженный на полицаев по весьма объективным причинам саид смог выдавить из себя невнятное и сомнительное "иншАлла и до них доберутся мои братья-муджаиды...".... Так что это именно война "тупой и ещё тупее", такой вот джихад по-северокавказски...
27.04.2011 в 12:18Сэм
И если даже допустить гипотетически,что шариат победил в КБР(настоящий шариат,я имею в виду),не пройдет пары лет,как процентов 70 населения запросится обратно в Россию.Как только шариатисты начнут пьяниц бить палками,ворам рубить руки,а насильников кастрировать как баранов.Наркош в трудовые лагеря на тырнаузский рудник,а бордели закрыть.И никаких мини-юбок и топиков,пирсинга и тату,асек-масясек и "Одноклассников" и Вконтакте...Не готов наш народ к этому...к сожалению.
27.04.2011 в 13:51soht
12 марта митинг прошел в Анкаре а не Стамбуле. Заур Налоев видимо забыл, что с 1967 года черкесский язык преподается в Израиле. Так не существует ни какого кабардинского национального движения.
27.04.2011 в 11:47Leх
Сэм (27.04 / 11:18) вспомнил по этому поводу недавно пересмотренный "Полуночный экспресс" Полянского-Стоуна... был там такой персонаж, мерзавец-тюремщик с садистскими и гомо- наклонностями...
27.04.2011 в 12:28Leх
Сэм (27.04 / 12:18) http://www.apn.ru/publications/article23061.htm интересное мнение...