ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Литовский журналист Томас Чивас 27 апреля обратился к стороне обвинения с просьбой приобщить свои статьи к делу обвиняемой в терроризме Эгле Кусайте наравне с телефонными переговорами российского журналиста Аркадия Бабченко и правозащитницы Оксаны Челышевой, представленных прокуратурой как одно из доказательств давления Эгле Кусайте на следствие.
По словам журналиста, он послал прокурору Генпрокурору Литвы Юстасу Лаучюсу статью с публичным обращением к нему приобщить в качестве "доказательств давления на следствие" всех его статей на эту тему. "Если уж меня так "обидели", что моя фамилия не фигурирует в распечатках телефонных переговоров Эгле Кусайте вместе с Аркадием Бабченко и Оксаной Челышевой, пусть тогда приобщают мои журналистские статьи по этому делу", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Томас Чивас.
Напомним, 21 апреля в окружном суде Вильнюса гражданка Литвы Эгле Кусайте была взята под стражу. Прокуратура требовала такой меры пресечения, утверждая, что обвиняемая, угрожая прокурору Генпрокуратуры Литвы Юстасу Лаучюсу, мешает следствию. В доказательство давления на следствие прокуратура также приобщила 300 страниц распечаток телефонных разговоров Эгле Кусайте, ее матери и тети с российскими журналистами и правозащитниками.
Как заявил Томас Чивас, он сделал публичное заявление с целью показать абсурдность процесса над Эгле Кусайте. "Я хотел проиллюстрировать уровень пренебрежения правами человека, а также побудить других коллег и граждан не бояться. Люди в Литве, как это ни звучало бы парадоксально, достаточно запуганы, когда речь идет о спорах с государством. Вступиться за конкретного человека зачастую некому", - отметил журналист.
Он также сообщил, что его обращение к прокурору Генпрокуратуры Литвы Лаучюсу опубликовали один из национальных еженедельников "Lietuvos zinios" и один из центральных порталов страны "Balsas.lt". "Пока ответа на мое обращение от прокурора не прозвучало", - добавил Томас Чивас.
Если статьи и телефонные разговоры Чиваса все же включат в дело, то, как он сказал, "испортится картинка", и "обвинение Кусайте в давлении на суд путем контактов с россиянами станут блеклыми".
По словам журналиста, заседание суда 26 апреля проходило в закрытом режиме, Эгле из тюрьмы на него не привезли. "Нас очень тревожит этот факт. Как и то, что я сегодня так и не смог дозвониться до родителей Эгле, чтобы узнать, что вообще происходит, и почему Эгле нет на суде", - сказал Томас Чивас.
Сторонники Эгле Кусайте опасаются, что на нее может быть оказано давление в тюрьме, а также их беспокоит ее здоровье, сообщил правозащитник литовской общественной ассоциации "Спасем всех детей Чечни", журналист Витаутас Межрикайтис. "Когда ее выпустили в первый раз, думали, она будет молчать. Я думаю, ее вновь упрятали в тюрьму, чтобы ограничить ее контакты с журналистами, правозащитниками и юристами", - считает правозащитник.
Комментариев относительно хода процесса со стороны обвинения и заявлений Томаса Чиваса о приобщении его статей к делу Эгле Кусайте пока нет.
Как сообщал "Кавказский узел", в октябре 2009 года Эгле Кусайте была задержана в Литве с российской визой в литовском паспорте и билетом в одну сторону. 11 июня главный прокурор департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Альгимантас Клюнка заявил, что Кусайте призналась в намерении ехать в Россию, а оттуда в Чечню и там подорваться в людном месте.
Позднее Кусайте отказалась от своих слов, утверждая, что они были сказаны под давлением и пытками, а также в обмен на обещание, что ее чеченские знакомые - Апти и Айшат Магмадовы, которые обвиняются в содействии терроризму и создании незаконных вооруженных формирований и находятся в тюрьме "Лефортово", останутся живы. Журналист Томас Чивас уверяет, что обнаружены документы, подтверждающие причастность российских спецслужб к делу Кусайте. Официальные литовские структуры причастность российских спецслужб к делу отрицают.
28 марта Эгле Кусайте были предъявлены обвинения в связи с тем, что она якобы послала смс-сообщение с угрозами прокурору Генпрокуратуры Юстасу Лаучюсу, который инициировал дело против Кусайте, но теперь проходит по нему как свидетель.
18 апреля Эгле Кусайте подала иск в суд с требованием прекратить прослушивание ее телефонных разговоров.