Дагестанский учёный и религиозный деятель
Один из крупнейших мусульманских педагогов-просветителей и ученых-энциклопедистов Дагестана конца XIX - первой половины XX вв.
Родился в 1878 году в селении Кумух (иначе Гази-Гумук) Лакского округа Дагестана в семье свободного общинника (уздень), по профессии оружейника. В 7 лет лишился отца, убитого грабителями в Закаталы. Мать Али Каяева была выдана родственниками замуж в другое селение. Мальчик воспитывался в доме тетки по отцу Нажават.
В 1880-90 гг. он получил хорошее мусульманское образование в примечетных школах Нагорного Дагестана. Изучил грамматику арабского языка, риторику, логику, тафсир, хадисы, право (фикх шафиитского толка), а также основы математики, астрономии и других светских наук. Его учителем был сначала Гази, сын сайид-Хусайна ал-Гази-Гумуки, затем известные дагестанские мударрисы Халил ал-Карахи, Джабра ил-эфенди ал-Хотоди, Мирза-кади ал-Балхари, Муртада-Али ал-Кудали, шайх-Али ас-Сугури (из селения Согратль).
В 1899 г. Али Каяев снял для мударриса Абд ар-Рахмана, сына Абд ал-Ваххаба, копию с арабской хроники Мухаммад-Тахира ал-Карахи "Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах" (она послужила основой для издания рукописи А. М. Барабановым под редакцией И. Ю. Крачковского в 1946 г.). В 1900-1905 гг. по приглашению Абд ар-Рахмана работал учителем мадраса в Астрахани.
В 1905 году он переехал в Каир и до 1907 года продолжал образование в университете ал-Азхар. Еще в Дагестане Али Каяев познакомился с работами идеологов реформаторского течения в исламе (ал-джадидийа) Джамал ад-дина ал-Афгани, Мухаммада Абдо и Рашида Риды и увлекся их идеями. По непроверенным сведениям, в Каире Али Каяев сотрудничал в журнале ал-Манар, редактором которого был Рашид Рида. В 1908 г. он переехал в Стамбул, намереваясь продолжить там научную работу, но был арестован и выслан в Россию за радикальные религиозные взгляды.
Вернувшись на родину, открыл в 1908 г. медресе в селе Гунделен Кубанской области (ныне Карачаево-Черкесия), где впервые на Кавказе реформировал систему мусульманского образования, переориентировав его на изучение права (ал-фикх), истории и курса светских наук (математики, астрономии, естествознания). В 1913 году Али Каяев переехал в центр Дагестанской области - г. Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), где открыл медресе и работал в ней до 1918 года.
У Али Каяева учились известные представители либерально-демократической интеллигенции Дагестана начала XX в. - М. Алиев, Г. Гитинаев, К. Закуев, И.-Х. Курбаналиев, Г. Саидов, М.-Д. Шамхалов и др. Его учеником был крупный дагестанский ученый советского времени М.-С. Саидов.
Когда в марте 1918 года в Дагестане началась гражданская война, Али Каяев с семьей перебрался в Кумух, где в 1918-1928 гг. руководил крупнейшей в районе медресе при соборной мечети, в которой было около 300 учащихся. Здесь он продолжил реформу преподавания, значительно расширив круг изучаемых дисциплин. В их число были введены химия, физика, алгебра, геометрия, география, естествознание, астрономия, родная история и лакский язык. По уровню образования его школа не уступала мусульманским университетам начала XX века в России и за ее пределами.
По темпераменту Али Каяев не был кабинетным ученым. Он живо интересовался общественно-политической жизнью в мире, России и на Кавказе. Обладая ярким публицистическим талантом, сотрудничал в мусульманской периодике либерально-демократического направления. С 1913 г. по март 1918 г. он редактировал в Темир-Хан-Шуре газету на арабском языке Джаридат Дагестан, которую издавало "Общество просвещения туземцев-мусульман" Б. Саидова. При нем она стала рупором мусульманского просветительства и джадидизма. Сотрудничал также в выходивших в 1917-1918 гг. на лакском языке газетах Илчи ("Вестник") и Чанна цуку ("Звезда"). Али Каяев приветствовал Февральскую революцию 1917 г., увидев в ней начало освобождения народов Кавказа от царского колониального режима.
Благодаря популярности в демократически настроенных мусульманских кругах, он был избран в Дагестанский областной совет, а в январе 1918 г. - в его Исполнительный комитет. Однако, уже в марте 1918 г. вышел из правительства, когда к власти в области пришло крайне правое крыло мусульманской партии во главе с личным врагом Али Каяева шайхом Наджм ад-дином из селения Гоцоб (более известен как Наджмуддин Гоцинский).
После того как Кавказ пережил сначала "белый", а затем "красный" террор, Али Каяев разочаровался в революции. Уже весной 1918 года он перестал участвовать в общественной жизни Дагестана. Большую часть времени проводил в Кумухе, занимаясь преподаванием, научной и писательской работой. Кроме того, в 1918-1925 гг. Али Каяев служил председателем (кади) шариатского суда Кумуха. В 1928 г. по приглашению правительства Дагестана, в котором были бывшие ученики и знакомые Али Каяева, он переехал в Махачкалу, устроившись на работу в Республиканский краеведческий музей. В 1928-1930 гг. много ездил по горным районам ДАССР, собирая материалы по истории и этнографии горцев.
Сталинские репрессии, обрушившиеся на покровителей Али Каяева не обошли и его самого. В первый раз он был арестован НКВД в 1930 году по обвинению в "контрреволюционной деятельности" и сослан на 5 лет на Южный Урал. В 1934 г. его досрочно освободили по ходатайству председателя Совнаркома ДАССР Дж. Коркмасова и секретаря Дагобкома ВКП(б) по идеологии Ю.Шовкринского, близко знавших Али Каяева. В том же году Али Каяев стал сотрудником НИИ Дагестана в Махачкале. В эти годы он продолжал собирать материалы по дореволюционной истории Дагестана, много переводил с арабского, фарси, турецкого, ездил по горным селениям Дагестана, работал в НИИ Тбилиси и Москвы.
В 1938 г. последовал второй арест. Он был обвинен в связях с "врагом народа" Дж. Коркмасовым и в шпионаже в пользу Турции. В феврале 1940 года был сослан по приговору ОСО при НКВД СССР на 5 лет в Казахстан. В ссылке работал сторожем при бане. В 1943 г. Али Каяев заболел тифом и скончался 21 декабря в г. Георгиевка Семипалатинской области. Был похоронен на местном русском кладбище. Место, где находилась могила Али Каяева, неизвестно. В середине 1960-х гг., как и большинство других незаконно репрессированных, Али Каяев был посмертно реабилитирован.
Али Каяев оставил огромное литературное и научное наследие на арабском, турецком и лакском языках. До сих пор оно полностью не собрано и не описано. Из его работ, написанных при Советской власти, изданы только отрывки. Некоторые из них перевел на русский язык его сын Абд ал-Маджид (Абдулмеджид, умер в 1989 г.). Многое пропало при арестах Али Каяева. Только в 1938 г. сотрудники НКВД изъяли 7 объемистых папок с рукописями. Обнаружить их в архивах КГБ не удалось.
Первые принадлежащие его перу работы напечатаны в начале 1910-х гг. в типографии М. Мавраева. Это - учебники по истории Дагестана (ал-Хикайат ал-мадийа би-лисан Гази-Гумук - "Рассказы о прошлом на лакском языке") и астрономии (ар-Рисала фи-л-хай'а ал-джадида би-лисан Гази-Гумук - "Трактат по новой астрономии на лакском языке").
В 1913-1930 гг. Али Каяев написал ряд трудов по естествознанию, лексикографии (лугат), хадисоведению, истории и литературе народов Дагестана, десятки небольших статей на естественнонаучные, гуманитарные и педагогические темы. Основные из них: "Физическая география" (дата неизвестна, на лакском языке), "Стрела, пронзившая глотку безбожника" (на арабском языке, начало 20-х гг.), а также написанные по заказу дагестанского правительства аш-Шариа ал-исламийа (1926 г.) и "История Гражданской войны" (на лакском языке, 1924-1935 гг.).
Крупнейшие работы Али Каяева 1930-1943 годов (на арабском и лакском языках) - "Материалы по истории Дагестана", "Тарикат в Дагестане", "Материалы по языку и истории Дагестана", "Толковый словарь лакского языка", "Сравнительный словарь лакского, даргинского и аварского языков" (не окончена). Тогда же составлены "Биографии дагестанских ученых" (на турецком языке.).
Последняя его работа, "Материалы по языку и истории лаков" была завершена в ссылке в 1942 г. и передана сыну Наджм ад-дину. Эта и большая часть других рукописей Али Каяева хранятся ныне в частном архиве его внука Ильяса, сына Абд ал-Маджида Каяева в г. Буйнакске. Работы Али Каяева имеются также в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии в Махачкале.
О библиотеках в Дагестане // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991, с. 48-51;
Разгром Надир-шаха в Дагестане // Наш Дагестан. Махачкала, 1992, c.161;
Хазары//Там же. 1994, 167-168;
Две разные ориентации // Там же. 1994, 169-170.