ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В соответствии с Конституцией РФ, Россия как правовое демократическое, светское государство несет ответственность за все негативные процессы и события, происходящие на ее территории, в том числе и террористические акты. На протяжении 5 лет мы, потерпевшие в результате теракта в Беслане, обращаемся в различные инстанции (в Парламент РСО-Алания, к Главе республики, в Госдуму РФ) с просьбой о принятии Закона "О социальной защите граждан, пострадавших в террористических актах", однако, по сей день наша вполне обоснованная просьба остается без внимания.
В Северной Осетии порядка 2,5 тысяч человек являются потерпевшими в результате террористических актов, им необходима социальная реабилитация. В связи с этим Парламент РСО-Алания заинтересован активно лоббировать принятие данного закона, чего нельзя сказать о Госдуме РФ. В настоящее время в Республике Северная Осетия-Алания вопросы социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористических актов, регулируются Постановлением Правительства РФ от 12 января 2007 года №6 "Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом" и Постановлением Правительства республики Северная Осетия-Алания от 7 января 2005 года №270 "Об осуществлении мер социальной поддержки семей погибших, пропавших без вести в результате событий октября-ноября 1992 года, а также в результате террористических актов на территории республики Северная Осетия-Алания". И если Постановление Правительства РФ №6 от 12 января 2007 года предусматривает только общие принципы социальной реабилитации жертв террористических актов, являясь, по сути, декларативным документом, то Постановление Правительства РСО-Алания №270 предусматривает конкретные меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) в результате террористических, диверсионных актов на территории республики Северная Осетия-Алания:
Однако субъект федерации не в состоянии охватить весь комплекс мер, касающихся социальной реабилитации жертв терактов. И это, прежде всего, касается льгот и компенсаций.
Между тем, по действующему Закону РФ "О противодействии терроризму", возмещение вреда полностью возлагается на преступников, снимая тем самым с государства какую-либо ответственность. Вопросы социальной реабилитации в Законе не конкретизируются, хотя в числе основных принципов борьбы с терроризмом данный Закон называет принцип приоритета защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции.
В то же время в вышеуказанном Законе для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, четко оговариваются обязанности государства по их правовой и социальной защите. Создается противоречивая ситуация, когда оговаривается ответственность государства по правовой и социальной защите только работников правоохранительных органов, а людей, которых они должны защищать и оберегать, оставляет на произвол судьбы.
Называя терроризм "чумой ХХI века", государство, тем не менее, отказывается лечить больных, оказавшихся жертвами этой "болезни".
Дмитрий Анатольевич! Тысячи людей в России являются потерпевшими в терактах, но государство никоим образом не желает отвечать за свои недоработки и ошибки. Надеемся, что Вы лично сможете изменить ситуацию и выступите с инициативой о принятии закона "О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов", либо с предложением о внесении поправок в действующий Закон РФ "О противодействии терроризму", где будет говориться о "статусе жертв терактов".
Мы считаем, что в качестве первоочередных мер в Законе необходимо определить следующий пакет социальных льгот:
Просим Вас также заострить внимание на последствия террористического акта в Беслане, которые выражаются в ухудшении состояния здоровья, психологических срывах, обострении эндокринных заболеваний, ухудшении зрения у детей и взрослых. У многих заложников остались неизвлеченные осколки. Недоумение и негодование вызывает тот факт, что у детей-инвалидов (51 ребенок) в их медицинских заключениях написано ребенок-инвалид детства, так как квалифицировать их состояние должным образом у экспертных медицинских служб нет возможности из-за отсутствия статуса "Жертвы террористического акта". Инвалидность взрослых (97 человек) квалифицируется как "трудовое увечье" или "заболевание общее".
В результате теракта 1-3 сентября 2004 года 148 человек стали инвалидами, в том числе 51 ребенок и 97 взрослых. Ранения получили более 800 человек.
Человеческая жизнь бесценна и не может быть определена какой-либо суммой. Тем не менее, жертвы террористических актов имеют право рассчитывать на полноценную медицинскую, социальную реабилитацию и компенсацию причиненного им морального ущерба.
Надеемся на Вашу помощь и поддержку в этом вопросе.
Комитет "Матери Беслана"
4 мая 2011 года