ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Во время судебного заседания по делу обвиняемой в подготовке теракта гражданки Литвы Эгле Кусайте, прошедшего 5 мая в Вильнюсе, подсудимая подтвердила, что собиралась выехать в Москву на время следствия, но сделать это она хотела только законным способом. Однако теперь обвиняемая заявила, что в Москву не поедет, так как опасается за свою безопасность. Она также пообещала прервать все "контакты с миром", если ей изменят меру пресечения, освободив из-под ареста.
Напомним, суд должен был решать вопрос о дальнейшей мере пресечения Кусайте, но он был перенесен на 10 мая. В ходе заседания обвинением были представлены записи телефонных переговоров Кусайте с жительницей Подмосковья Тамарой Магмадовой, матерью Апти и Айшат Магмадовых, обвиняемых в вербовке Кусайте для теракта в России. В этих переговорах Эгле говорила о том, что хочет приехать в Москву.
"Я хотела поехать законным путем, если бы прокурор меня отпустил, дав согласие на визу", – заявила в суде Кусайте, отметив, что в Москве хотела только дать показания по делу Магмадовых, сообщает литовское информационное агентство AFP/Scanpix.
"Хочу подчеркнуть, что буду пытаться дать справедливые показания в судах Литвы и стремиться, чтобы Магмадовы были освобождены, потому что эти дела сфабрикованы, это преступление против человечности", - заявила Эгле Кусайте в суде.
С матерью Магмадовых Эгле общалась, так как она, по ее словам, "страдающая мать". "Я любила Айшу, у ее матери справлялась о здоровье. Я испытываю вину, тяжесть на сердце, не могу так жить, ведь это дело сфабриковано. Признаю, что общалась с Тамарой, но не стремилась оказать на них влияние как на свидетелей. Тамара не включена в список людей, с которыми мне запрещено общаться. Я никогда не просила ее что-либо передать и не смогла бы, ведь она тоже не может встречаться со своими детьми", - отметила девушка.
Она попросила отпустить ее на свободу, пообещав "прервать связи со всем миром". "Буду сидеть под домашним арестом, ни с кем общаться не буду. Но считаю, что это несправедливо", - добавила Эгле Кусайте.
Обвиняемая говорила, что в тюрьме очень суровые условия. Также она отрицала, что пыталась оказать влияние на прокурора Генеральной прокуратуры Литвы Юстаса Лаучюса, который начал досудебное расследование по делу о терроризме.
Представляющий интересы Кусайте адвокат Кястутис Стундис подчеркнул, что Вильнюсский окружной суд, назначивший строжайшую меру пресечения, принял определение необоснованно и незаконно. Адвокат считает, что суд даже не имел права обсуждать вопрос взятия под стражу – прокуратура должна была обращаться к судье досудебного расследования. Но прокурор Миндаугас Дуда уверен, что суд, расследующий дело о терроризме, законно назначил меру пресечения. По его словам, Кусайте было указано на то, чтобы она ни прямо, ни через других лиц не искала связи с Магмадовыми, из чего следовало, что нельзя общаться и с их матерью.
Прокурор утверждает, что Кусайте пыталась повлиять не только на прокурора Лауцюса, отправив ему sms-сообщение с угрозой, но и на одну из свидетельниц по делу о терроризме - во время опроса свидетельницы Кусайте оскорбляла ее, употребляя нецензурную лексику.
Как сообщал "Кавказский узел", 21 апреля в окружном суде Вильнюса гражданка Литвы Эгле Кусайте была взята под стражу. Прокуратура требовала такой меры пресечения, утверждая, что обвиняемая, угрожая прокурору Генпрокуратуры Литвы Юстасу Лаучюсу, мешает следствию. В доказательство давления на следствие прокуратура также приобщила 300 страниц распечаток телефонных разговоров Эгле Кусайте, ее матери и тети с российскими журналистами и правозащитниками.
Эгле Кусайте была задержана в октябре 2009 года в Литве с российской визой в литовском паспорте и билетом в одну сторону. 11 июня главный прокурор департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Альгимантас Клюнка заявил, что Кусайте призналась в намерении ехать в Россию, а оттуда в Чечню и там подорваться в людном месте.
Позднее Кусайте отказалась от своих слов, утверждая, что они были сказаны под давлением и пытками, а также в обмен на обещание, что ее чеченские знакомые - Апти и Айшат Магмадовы, которые обвиняются в содействии терроризму и создании незаконных вооруженных формирований и находятся в тюрьме "Лефортово", останутся живы. Журналист Томас Чивас уверяет, что обнаружены документы, подтверждающие причастность российских спецслужб к делу Кусайте. Официальные литовские структуры причастность российских спецслужб к делу отрицают.