16:55 / 06.05.2011В Дагестане современные художники выставили работы на "Северо-Кавказской бьеннале-2011"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Дагестане в выставочном зале арт-центра "Первая галерея" - Музей современного искусства" в Каспийске проходит "Северо-Кавказское бьеннале-2011". Тема первого проекта - "Коммуникации". Выставка пройдет с 22 апреля до 22 мая.

В выставке принимают участие 55 молодых художников из республик Северного Кавказа. Они представили около 300 работ современного искусства - живопись, графика, скульптура, инсталляции и объекты, фотография, фото- и видеоинсталляции, перформанс. Выставочные залы арт-центра "Первой галереи" расположены в новом офисном здании Дагестанского филиала компании "РусГидро".

23 апреля художники в ходе "круглого стола" дискутировали о современном, несовременном и вечном искусстве, о том, как современные художники должны себя позиционировать. Говорили и об отношении к провинциальным художникам в Москве и Санкт-Петербурге.

По мнению собравшихся, если человек творческий и культурный, он, прежде всего, является носителем и выразителем культуры своего народа, или определенной территории. Но из-за этого зачастую художников из регионов не понимают, к ним относятся свысока, считают отсталыми, передает корреспондент "Кавказского узла". Столичные же художники считают себя самыми современными, а все остальные должны им подражать. Тем самым была обозначена еще одна проблема непонимания культур, языка художника. 

"Этот проект - попытка проанализировать современное состояние северокавказского искусства, каковы сегодня язык письма, мысли идеи современного автора, его моральные и духовные искания", - отметила автор и куратор мероприятия, директор арт-центра Джамиля Дагирова.

Она считает, что главным результатом бьеннале должно стать возникновение новых объединяющих процессов на Северном Кавказе, и за его пределами, "творческие миграции, и крепкие коммуникативные связи между художниками".

Художник Таус Махачева использует один из современных способов передачи своих творческих замыслов, а именно видеоинсталляции. А в образах использует себя и других людей. Кроме того, средствами создания произведений служат различные предметы. Многие из них подчеркивают ее принадлежность к культуре Кавказа. Например, в работе "Каракуль", где Махачева в меховом костюме повторяет движения за лошадью. "Каракуль - это очень информационно наполненный материал в Дагестане", - отмечает она.

Некоторые средства передачи информации, например пистолет Макарова в видеоинсталляции "Пуля", создают ассоциации с нынешней действительностью Дагестана. Это работа Таус Махачевой уже продана, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

Художник-искусствовед Мадина Каряева из Северной Осетии представила свои картины "Свадьба" и "Похороны", где отражены традиции, ритуалы кавказцев. В каждой картине одна большая фигура, главного персонажа, и множество маленьких движущихся фигур.

Краяева рассказала, что из Северной Осетии в выставке принимает участие группа из восьми художников. "Нельзя сказать, что у нас все абстрактное, мы тоже опираемся на национальное, традиционное искусство", - сказала она, охарактеризовав происходящее в среде художников Северной Осетии как "некую эклектичность, из разных стилевых направлений, связанных с мифологией, эпосом, европейскими тенденциями", пропущенную через личность художника.

"Чего-то такого, от чего бы я упала в обморок, здесь нет, но тенденция в Дагестане достигла хорошего уровня. Большая часть того, что мы здесь видим - современное, есть попытки новых поисков. Много фотографий, мне понравилась сама галерея и идея проведения бьеннале", - добавила художница. По словам Мадины Каряевой, поднята тема коммуникаций, взаимодействия, мира на Кавказе: "Я думаю, что мощные проекты еще впереди".

Художник-дизайнер Диана Шокарова из Кабардино-Балкарии отмечает, что "бьеннале интересна тем, что в короткий период времени можно посмотреть, что происходит в соседних республиках, сравнить себя с другими художниками. "Мне понравились фотокартины, они не в новинку, но интересно то, как авторы подходят к этому жанру, технике", - говорит собеседница. Она сообщила, что и в Кабардино-Балкарии есть группа молодых художников, которые не являются членами республиканского Союза художников. 

Эти художники на Северо-Кавказском бьеннале показали технику своей работы с войлоком под общим названием "Войлочный путь". "При помощи этого архаичного ремесла мы показали путь художественного развития. Это развитие и техники, и изображения. Мы переходили к современным интерпретациям, различным языкам искусства каких-то древних знаков и символов", - пояснила Шокарова. Последний их молодежный проект-выставка проходит в итальянской Флоренции. 

Автор:Муса Мусаев