ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На очередной встрече в формате механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) 5 мая на границе между Южной Осетией и Грузией в селе Двани стороны пришли к консенсусу в вопросе задержанных лиц.
Об этом сообщил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель рабочей группы МПРИ от Южной Осетии Гурам Собаев.
Напомним, встреча в селе Двани, которую планировалось перенести на 11 мая из-за командировки в Брюссель главы грузинской делегации Шота Утиашвили, все же прошла 5 мая. Вел встречу заместитель миссии наблюдателей Евросоюза (МНЕС) Юсси Сарессало. Соведущим был секретарь ОБСЕ Донатас Бутхус.
Судьбу задержанных на границе будут решать, не дожидаясь очередной встречи
"Мы пришли к некоторому консенсусу - продолжить изучение вопроса задержанных лиц и по "горячей линии" передавать списки подлежащих взаимной передаче, не дожидаясь даже очередной встречи", - отметил Гурам Собаев.
Тем не менее, по словам Собаева, грузинская сторона отказалась встретиться с родственниками без вести пропавших граждан Южной Осетии Хугаева, Хачирова и Плиева.
Грузинская сторона отказалась встретиться с родственниками без вести пропавших граждан Южной Осетии.
"В основном, задержание проводят российские пограничники, которые потом передают людей КГБ Южной Осетии. Их держат по нескольку месяцев. Жестокий пример этого - капрал Кобаладзе, которого дольше двух лет держали без предъявления обвинения. Он уже освобожден, но до сих пор не знает - почему его держали в тюрьме", - рассказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" отсутствовавший на встрече глава грузинской делегации, начальник информационно-аналитической службы Грузии Шота Утиашвили.
Стороны отказались допускать представителей друг друга для расследования приграничных происшествий
Как отметил Собаев, в целом обсуждение на встрече было довольно напряженным. Так, на предложение разрешить в исключительных случаях выезд представителям погрануправления ФСБ РФ в Южной Осетии, пограничной службы КГБ республики ЮО и МНЕС на места происшествий, чтобы подтвердить или опровергнуть факт нарушения границы, грузинская сторона ответила отказом.
В свою очередь, грузинская делегация предложила допускать присутствие к проводимым на территории Южной Осетии мероприятиям своих представителей, с чем югоосетинская сторона тоже не согласилась.
Также стороны не нашли взаимопонимания по вопросу сельскохозяйственных работ на участках, расположенных вдоль госграницы. "Грузинская сторона ставила вопрос о допущении грузинских фермеров на участки, якобы принадлежащие им, делая упор на то, что они после установления госграницы оказались за пределами Грузии. Мы заявили, что существует госграница с соответствующими законодательными актами. А также указали, что этот вопрос не входит в компетенцию МПРИ", - рассказал Собаев.
"В Южной Осетии границы как таковой нет. Когда русские пограничники проводили демаркационную линию, они часто говорили людям, что их дома расположены на территории Грузии, а поля или огороды - на территории Южной Осетии. Но как крестьянину жить без огорода? Так что те, кого власти Цхинвали называют нарушителями, на самом деле всего лишь местное население, которое работает на своих огородах или собирает дрова в лесу", - считает Утиашвили.
По сведениям югоосетинской стороны, только с начала 2011 года за незаконное пересечение границы было задержано около 80 человек.
Нарушители границы на самом деле местное население, которое работает на своих огородах или собирает дрова в лесу.
Утиашвили заявил, что на переговорах с югоосетинской стороной основная задача - вопрос о беспрепятственном пересечение границы при оказании срочной медицинской помощи.
"Я не понимаю, почему люди из Цхинвали обязаны ехать три часа во Владикавказ для оказания экстренной медицинской помощи, когда до Гори - всего 20 минут. В прошлом году трехлетний ребенок погиб из-за того, что не выдержал дороги до Владикавказа, а в Гори его семью не пустили", - возмущается Шота Утиашвили.
Как он пояснил, вопрос оказания медпомощи на территории Грузии можно решить через Международный комитет Красного Креста, но это процедура, которая занимает несколько дней. "А когда стоит вопрос о минутах и секундах Красный крест оказывается бесполезным", - сказал собеседник "Кавказского узла".
"Зона НАТО" в Эргнети стала поводом переноса места встречи в Двани
На взгляд Утиашвили, в отношениях с Цхинвали часто возникают недоразумения, которые невозможно или трудно предусмотреть.
"Например, в Эргнети был открыт уголок НАТО. Поставили в школе столик и разложили на нем брошюры. Один из представителей НПО, которое организовало этот уголок, сказал, что теперь это "зона НАТО". Услышав это, цхинвальские представители отказались встречаться в Эргнети и потребовали перенести встречи в селение Двани. Туда ехать на полтора часа дольше, чем до Эргнети", - рассказал глава грузинской делегации.
Предложение о переносе встреч югоосетинская сторона внесла 7 апреля на очередной трехсторонней встрече представителей Южной Осетии, РФ и Грузии с участием наблюдателей Евросоюза и представителей ОБСЕ в Грузии. Это предложение поддержал и МИД России.
Следующую встречу в формате механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты планируется провести 17 июня 2011 года, уведомил Гурам Собаев.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", в пресс-релизе миссии наблюдателей Евросоюза отмечалось, что встреча в Двани 5 мая "прошла в теплой и конструктивной атмосфере".
Справка: Консенсус по предложениям о выработке механизма совместного предотвращения инцидентов был достигнут на четвертом раунде Женевских переговоров, 17-18 февраля 2009 года. Во встречах участвуют представители МНЕС, ОБСЕ, грузинской, югоосетинской и российской сторон.