ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Аш-Шамс Капитал» доктор Адалет Джабиев провел в Дагестане ряд встреч, где рассказал о возможностях исламских банков и их интеграции в существующее правовое поле страны.
Специалист в области исламской экономики Адалет Джабиев является членом исполкома Ассоциации национальных институтов финансового развития стран - членов организации «Исламская конференция», он основатель и председатель Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Наджия» и «Гильдии деловых мусульман».
В Дагестан Адалет Джабиев прибыл по приглашению общественной организации «Территория мира и развития». Модератором встреч выступил соучредитель организации, дагестанский общественный деятель Сулайман Уладиев.
11 мая в Национальной библиотеке в Махачкале состоялась встреча Джабиева с представителями общественности и религиозных организаций. 12 мая в Хасавюрте он встретился с представителями общественности города, на которой присутствовали более 500 человек.
Все встречи проходили в режиме диалога. Любой присутствовавший мог задать свой вопрос и получал исчерпывающий ответ.
Главной темой выступления Джабиева стали исламские банки. По его словам, в отличие от традиционного банка, исламский банк всегда выступает в роли своеобразного партнера заемщика, и готов делить с ним, в случае необходимости, все убытки. В исламском банке отсутствует такое понятие, как начисление процентов на кредит. После того, как заемщик пустит деньги в оборот и получит прибыль, он выплачивает банку определенную долю от прибыли.
«Исламская экономическая доктрина утверждает принцип разделения прибылей и убытков между кредитором и заемщиком. В кредитном договоре обычного банка можно прочесть только штрафные санкции в отношении заемщика и никакой готовности банка разделить убытки. В этом смысле исламский банк ждет, сколько надо, чтобы убедиться, что это благосостояние со стороны заемщика создано», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Адалет Джабиев.
Как пояснил эксперт, при получении кредита в исламском банке учитывается экономический и хозяйственный цикл заемщика. К примеру, для клиента, занимающегося торговлей этот срок составляет четыре месяца. В сельском хозяйстве он больше – необходимо подождать, когда созреет урожай, и заемщик реализует его.
«В обычных коммерческих банках этого нет, всем предлагаются стандартные условия, и уже через месяц надо выплачивать проценты. Задача исламской финансовой системы – создать не экономику долга, а экономику участия», - подчеркивает Джабиев.
По словам эксперта, главными условиями отношений между исламским банком и заемщиком является отсутствие между ними неопределенности и борьба за прозрачность. За соблюдением этих критериев следит специальный шариатский совет.
Однако, по мнению Джабиева, пока в России очень мало профессионалов, специализирующихся в области исламской экономики.
На вопрос корреспондента «Кавказского узла», что мешает открытию в России исламских банков, Адалет Джабиев ответил, что в первую очередь мешает несовершенство российского законодательства. Так, в Гражданском кодексе РФ следует изменить положения, регламентирующие отношения кредитора и заемщика, также необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и закон "О банковской деятельности".
Хотя, как отметил Джабиев, в некоторых странах постсоветского пространства уже есть подвижки в этом направлении. В частности, в Казахстане внесли изменения в действующее законодательство, и там открылся первый исламский банк. Всего в мире, по словам Джабиева исламских банков около трехсот.
В какой-то мере некоторых людей, полагает Адалет Джабиев, отпугивает в названии банка слово «исламский», банкиров начинают подозревать в финансировании терроризма. По мнению Джабиева, если убрать название «исламский», ничего не изменится – останется опробованная веками выстроенная система экономических взаимоотношений между кредитором и заемщиком.
На вопрос одного из слушателей, что жители Дагестана могут сделать для популяризации исламских банков, Адалет Джабиев предложил в качестве первого шага провести в Народном собрании Дагестана слушания по этому вопросу.
Соучредитель общественной организации «Территория мира и развития», Сулайман Уладиев в интервью корреспонденту "Кавказского узла" заверил, что подобные встречи с известными людьми и учеными из разных регионов страны станут в Дагестане регулярными.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", в России начинают открываться исламские банки. Со временем исламские банки появятся и в российских регионах с преимущественно мусульманским населением.
Справка. В связи с тем, что по законам шариата запрещается давать деньги под проценты, исламские банки строят бизнес, создавая совместные с клиентами проекты с целью продажи продукции третьей стороне, и в финале делят либо прибыль - либо убытки.
Используют они и другие схемы финансирования. Например, банк покупает какой-нибудь товар, а затем продает его по более высокой цене.
Есть еще такой вариант сотрудничества - банк дает возможность клиенту взять некую сумму, которую он обязуется вернуть по истечении определенного срока. При этом банк не требует процентов по ссуде. Однако если клиент посчитает нужным, он сам может заплатит банку премиальные.
Ценность исламских банков еще и в том, что реальные источники финансирования получают материально нуждающиеся, порой довольно бедные физические лица и организации.
Такой подход практически исключен в схеме остальной банковской системы.
Действующее в России законодательство не стимулирует исламский банкинг, в частности, рассматривая беспроцентные ссуды как подарки и облагая их получателей дополнительным налогом.
Однако в 2002 году правительство России позволило исламским банкам функционировать при существующих условиях регулирования. Был создан специальный комитет с участием представителей Центробанка РФ, Министерства финансов и парламента, изучающий возможность внесения в законодательство поправок, которые бы признавали особенности исламского банкинга.Тем не менее на законодательном уровне эти поправки пока не закреплены.
По просьбе Адалета Джабиева размещаю ответ на ваш вопрос
1. Банк осуществляет соответствующий риск-менеджмент. Если уважаемый автор комментария, когда-либо брал кредит в банке, то должен знать о неком наборе документов, необходимых для принятия банком решения о предоставления кредита. Эти документы и соответствующие процедуры позволяют контролировать, если банк того желает, целевое использование средств и выполнение бизнес-плана (реального, а не «нарисованного»), являющегося неотъемлемой, важнейшей частью вышеуказанного набора документов. Тем более исламский банк, будучи партнером, разделяющим риски, прибыль или убытки осуществит надлежащий мониторинг вашей деятельности и это организационно-технологически несложно. Одним словом, если Вы сами знаете, в прибыли ли Вы или в убытке, то хочу Вас заверить сотрудники исламского банка узнают об этом не позже Вас.
2. Исламский банк получает доход от кредитования, разделяя с заемщиком прибыль.
3. Исламский банк развивается, получая доход, в том числе от кредитования, получая часть прибыли от деятельности, сделки, которую он финансирует.
4. Я считаю наоборот – убираем проценты, и появляется понятие банк. «Добавлением» процентов - появляется финансовое казино, Мавроди, маленький, большой, глобальный, появляется «лохотрон», ломбард, кредитное учреждение, обогащающее только своих владельцев, менеджмент, не имея отношения к экономике, где создаются товары, услуги, материальные блага.
5.Что касается раздачи и благотворительности – Исламский банк является коммерческой структурой.
6. Согласен, будут стараться; об этом даже в одном из своих выступлений говорил вице-премьер Шувалов. Хотя некоторые банки рассматривают запуск некоторых «исламских продуктов», как маркетинговый ход, допуская, что привлекут дополнительных клиентов-вкладчиков – количество 20 000 000 будоражит воображение любого маркетолога...
С почтением,
Адалет Джабиев
Помнится несолько лет назад один из дагестанских банков начинал выпуск кредитных карт, доход по которым перечислялся на благотворительность. Т.е. услуга позиционировалась как "халяльная", но по факту привлеченные средства использовались в т.ч. в ростовщических операциях. Интересна судьба этого "проекта".
Еще интересно было бы узнать как Адалет Джабиев расценивает перспективы выхода на российский рынок исламских облигаций. И можно ли в будущем ожидать появления индекса на подобие "Dow Jones Islamic" и сопутствующих фин.инструментов?
где найти исламский банк чтобы на сегодняшний день уже начать работать ?