Общий обзор
Общие результаты исследований
Консультации Кавказского Совета по беженцам, их результаты
Причины конфликтов
Анализ репродуктивного здоровья женщин
Рекомендации
Как выясняется из мониторинга ситуации с вынужденными переселенцами, проводимого Кавказским Советом по беженцам в Ингушетии в палаточных городках в 1999 - 2000 годах и в частном секторе в 2001 году, в наиболее уязвимой ситуации оказались вынужденные переселенцы, проживающие в частном секторе.
Гуманитарное внимание в основном сосредоточено на палаточных городках, на компактных поселениях, так как работа для агентств в них не требует содержания большого штата и больших расходов на транспорт при одновременном охвате огромного количества вынужденных переселенцев. Вынужденные переселенцы, проживающие в частном секторе, рассредоточены в различных уголках Ингушетии.
Кроме того, сохранился стереотип, по которому гуманитарные агентства и власти продолжают считать, что вынужденные переселенцы, обосновавшиеся в частном секторе, могут содержать себя, если они при прибытии не обратились за помощью с просьбой обосноваться в палаточных городках.
В этом случае не учитывается, что социальный срез в данном секторе полярный - от зажиточных вынужденных переселенцев, которые арендуют хорошее жилье, не встают на учет, отказываются от всякой гуманитарной помощи, и вынужденных переселенцев, которые в подвальных помещениях живут в одной комнате по 20 человек в полной нищете.
Поле деятельности Кавказского Совета по беженцам в данном проекте - Назрановский район. По данным, полученным в результате мониторинга вынужденных переселенцев, в этом районе на 1 сентября 2001 года проживают 4639 семей вынужденных переселенцев (32 473 человек).
Мониторинг проводился тремя консультантами, использовались методы интервью, консультации, беседы. По результатам мониторинга каждой семьи заполнялась типовая анкета, которая явилась базовой минимальной информацией для дальнейших действий Кавказского Совета по беженцам по адресной социально-психологической работе. Назрановский район был поделен на три части - зоны деятельности каждого консультанта.
Консультанты исследовали ситуацию с вынужденными переселенцами и принимающими семьями, социально - психологическую обстановку, гуманитарную ситуацию, отношения с принимающими семьями, репродуктивное здоровье женщин.
Вынужденные переселенцы представляют такое возрастно-половое разделение:
Такая резкая половая дифференциация между мужчинами и женщинами означает, что большинство мужчин среднего возраста находятся в Чечне или уехали в глубинку России на заработки.
Как правило, люди уезжают к родственникам, чтобы поддерживать свои семьи, и в дальнейшем не исключено, что они смогут забрать их туда же.
Мужчины, которые пребывают в Чечне, по словам опрашиваемых, охраняют дома от мародерства. Ни в одной опрашиваемой семье не признались, что их близкие воюют. Но в то же время они все выражали высокую обеспокоенность, тревогу за их жизнь.
Вынужденные переселенцы представляют следующие социальные группы (исходя из социального опыта, который они имели на местах прежнего проживания):
Основным источником существования для них является гуманитарная помощь от международных агентств, временная работа. 99% вынужденных переселенцев не нашли занятия по специальности или близко к этому в ситуации пребывания в Ингушетии.
В Ингушетии самый высокий процент безработных среди субъектов РФ. По последним данным Госкомстата, официально зарегистрированных безработных в Ингушетии 74 тысячи человек. Это в процентном соотношении с количеством трудоспособного населения республики составляет более 80%. Ингушетия, являясь самостоятельной республикой недавно, не имеет промышленной базы, инфраструктуры для обеспечения населения работой.
Больший процент людей, имеющих постоянную работу в Ингушетии, являются служащими или работающими в частной сфере. Поэтому приток большого количества дешевой рабочей силы из Чечни местное население восприняло как большую опасность для своей возможности находить временную работу, содержать себя.
Занятость женщин:
21% ответили, что основным источником их существования
является гуманитарная помощь.
Занятость мужчин:
Как правило, этот контингент людей является носителем риска для общества. В данном случае общество от них может ожидать две основные модели поведения - отчуждение от общества, хроническое пассивное иждивенческое настроение или очень активные асоциальные, можно сказать, криминальные действия - своеобразный протест и самовыражение в этой ситуации.
Вынужденные переселенцы в частном секторе получают от гуманитарных агентств в основном продовольственную помощь, что является для них основным источником существования. Они либо вообще не получают помощь непродовольственными товарами, либо некоторые из них получили такую помощь от гуманитарных агентств и властей только один раз во время первых шести месяцев своего пребывания в Ингушетии.
Основным источником непродовольственных товаров являются соседи, родственники и люди, которые делятся с вынужденными переселенцами старой одеждой. Такая одежда не служит долго и не удовлетворяет всех потребностей, поскольку является:
Следует отметить, что количество поношенной одежды за последнее время сократилось, поскольку те, кто мог поделиться с вынужденными переселенцами своей одеждой, уже сделали это по прибытии вынужденных переселенцев в Ингушетию.
Помимо этого, количество дешевых непродовольственных товаров снизилось по причине сокращения их распределения в местах компактного проживания, а также по причине использования гуманитарными агентствами адресной системы распределения.
Опыт показывает, что, в отличие от вынужденных переселенцев, проживающих компактно, потребность в непродовольственных товарах первой необходимости наиболее остра у вынужденных переселенцев в частном секторе,
Потребности вынужденных перселенцев в частном секторе (по степени необходимости):
75% вынужденных переселенцев платят за жилье валютой, сельскохозяйственным, строительным, репетиторским и другими видами труда.
35% вынужденных переселенцев, проживающих в частном секторе, меняли 1 или 2 раза свое жилье - причинами были невозможность платить (это вынуждало людей искать более дешевое жилье) или же окончание строительных работ вынужденными переселенцами. Данная внутренняя миграция происходит в основном в весенне - летний период. К осени вынужденные переселенцы решают каким-то образом свои жилищные проблемы и обосновываются на одном месте. После долгих попыток найти приемлемое жилье часть вынужденных переселенцев решается вернуться в Чечню. Этому способствуют еще обещания федеральных властей о возможности получить поддержку в восстановлении жилья и стремление восстановить семьи.
Те 25% вынужденных переселенцев, которые не платят за жилье, относятся либо к самому благополучному слою данных людей - их приютили родственники и друзья и они живут в достаточно комфортных условиях - или, наоборот, к самому крайне уязвимому - вынужденные переселенцы живут в таких непригодных для жилья условиях и в такой нищете, что они не в состоянии каким-то образом платить за жилье или жилье ничего не стоит.
Те вынужденные переселенцы, которых приютили родственники, не платят за жилье деньгами, но время от времени они, например, делают подарки и таким образом компенсируют аренду, также вынужденные переселенцы помогают вести хозяйство, смотрят за детьми. Можно утверждать, что они платят родственниками услугами. Как говорят сами вынужденные переселенцы, они находятся в очень выгодной ситуации по отношению к другим, которым приходится менять квартиру часто, искать подходящие условия, что очень трудно при таком дефиците жилья в Ингушетии.
60% детей вынужденных переселенцев посещают школу, 40% не имеют возможности посещать ее по причинам частной миграции внутри Ингушетии и тяжелых материальных возможностей.
Частая миграция внутри Ингушетии не способствует адаптации школьников - вынужденных переселенцев к местным условиям проживания. Часто меняя школы, одноклассников, педагогов, дети вынужденных переселенцев не могут сосредоточиться на учебе, не могут находить общение и иногда вообще отказываются в очередной раз идти в новую школу.
Тяжелое финансовое положение родителей не позволяет им готовить в школу своего ребенка так, чтобы он чувствовал себя там уверенно. У детей вынужденных переселенцев часто нет приличной обуви и одежды, в чем можно было бы ходить в школу. В 11-16 лет, когда происходят процессы самоутверждения себя в обществе, эти дети страдают от комплексов неполноценности, они не могут реализовать себя в школьных условиях.
Процессы самоутверждения приобретают асоциальный характер при отсутствии возможностей правильной социальной реализации. Эти обстоятельства являются одной из причин конфликтов, которые возникают между местными и приезжими при такой высокой концентрации вынужденных переселенцев на такой маленькой замкнутой территории.
Дети младшего школьного возраста часто не ходят в школу в холодное время года, так как простужаются из-за отсутствия подходящей одежды и обуви.
Консультанты Кавказского Совета по беженцам проводят консультации только на полях. В течение работы проекта посещено один раз 4639 семьей, два и более раза было посещено 978 семей.
Консультация семьи занимает 20-30 минут. При консультациях вынужденных переселенцев к беседе присоединяются хозяева, даже если их специально не приглашают. Консультации носят большей частью характер непринужденной беседы. Консультируют вынужденных переселенцев на родном языке, что является хорошим моментом налаживания доверия в ходе диалога.
Во время консультаций выясняется злободневные проблемы семьи. В случае выявления острых социально-психологических проблем посещение и консультирование членов семьи повторяется. Исходя из полученной информации, консультанты реагируют соответствующим образом, исходя из возможностей Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН, других гуманитарных агентств.
Реагирование консультантов на уязвимые ситуации, в основном, можно подразделить на следующие пункты:
Данные консультации помогают снятию напряженных отношений между принимающей стороной и гостями, психологической поддержке вынужденных переселенцев, правовому просвещению, интеграции их в местное сообщество.
В результате долговременного пребывания вынужденных переселенцев в частном секторе материальные ресурсы вынужденных переселенцев, которые были рассчитаны на кратковременный срок, исчерпались. Новых постоянных источников дохода они не нашли. Происходит вытеснение гостей из частного сектора.
В результате напряжение между принимающей стороной и гостями нарастает. Вынужденным переселенцам тяжело менять свое жилье на более дешевое - в Ингушетии самое дорогие цены на аренду жилья среди городов Северного Кавказа.
Если в палаточных городках вынужденные переселенцы проживают общинами, то в частном секторе обстоятельства сложились так, что вынужденные переселенцы потеряли связь с родственниками, с привычным общением. Этот фактор тяжело отразился на процессах социализации вынужденных переселенцев, проживающих в частом секторе, в местной среде. Люди чувствуют себя одинокими, изолированными от общества.
Привычные ксенофобические отношения местного населения к вынужденным переселенцам усугубляются еще товарно-денежными отношениями - арендодателя и квартиросъемщика. У арендодателей твердая уверенность, что они сдают свое жилье очень дешево. Вынужденные переселенцы сетуют, что платят нереальную цену за жилье.
Следующая причина конфликта - присутствие дешевой рабочей силы в Ингушетии, люди на любую работу соглашаются за минимальную плату. Таким образом, вынужденные переселенцы отобрали у местных возможность находить приемлемую временную работу.
Одним из источников конфликта являются специфические взаимоотношения между местными подростками и вынужденными переселенцами такого же возраста. В этом возрасте остро протекают процессы самоутверждения и на этой основе происходят конфликты местных и пришлых. Основные причины - девушки, разделение сферы влияния на определенных территориях, вражда группировок, принципы соревновательности.
В то же время следует отметить, что конфликты между родственниками, которые приютили вынужденных переселенцев не наблюдаются. Как правило, конфликтные ситуации быстро разрешаются между родственниками и обычно они не распространяются по этому поводу.
Также очень толерантно относятся к вынужденным переселенцам люди глубоко верующие. Они сердечно принимают их и относятся ко всем неудобствам, которые переселенцы привносят в их жизнь, терпимо.
Ситуация с репродуктивным здоровьем женщин на данный момент такова:
Женщины не обращаются в медицинские учреждения по следующим причинам:
Женская контрацепция не популярна в среде вынужденных переселенцев. Как выясняется из разговоров с женщинами, они бы были рады пользоваться контрацепцией, но она недоступна и имеется слишком мало информации об эффективности таких методов. Религиозный аспект данного вопроса отступает на второй план: в ситуации изгнания, лишений, когда сложно содержать семью, женщинам бы хотелось воздержаться от родов.
Как признались 286 женщин, они делали нелегальные аборты. Но эта цифра очень занижена, так как обнародование такой проблемы чревато осуждением всего сообщества. Тем не менее, общеизвестно, что женщинам надо выстоять очередь для получения таких нелегальных услуг в Ингушетии. Это хороший показатель популярности таких услуг.
Официальных данных по этой проблеме нет в медицинских учреждениях. Как правило, эти нелегальные хирургические вмешательства имеют печальные осложнения, последствия.
Кавказский Совет по беженцам по соглашению о разделе функций с УВКБ ООН исследует ситуацию с репродуктивным здоровьем. Во время, исследования происходят консультации, рекомендации, даются направления в медицинские учреждения. Как правило, консультанты выполняют работу исключительно социальных работников, хотя одна из консультантов имеет высшее медицинское образование и большой опыт практической работы.
Как показал опыт исследования данной проблемы, в такой же ситуации оказываются местные женщины, проживающие в сельской местности. У них точно такие же проблемы с отсутствием доступа к медицинскому обслуживанию, психологические барьеры, отсутствие элементарных знаний и доступа к контрацепции.
Необходимо профессиональное оперативное реагирование на эту проблему. Оптимальным решением данного вопроса было бы предоставление амбулаторных медицинских услуг как женщинам -вынужденным переселенцам, так и нуждающимся слоям местных женщин.
Этот фактор имел бы два положительных результата - оказание поддержки охране здоровья женщин, планирование семьи и стирание напряжения между вынужденными переселенцами и местными, рассеивание мифа об акцентировании гуманитарного внимания международных организаций и государства только на вынужденных переселенцах, в то время как местные находятся в схожей ситуации.
При планировании деятельности следует учитывать сложившуюся социально - психологическую обстановку с вынужденными переселенцами в соответствии с взаимоотношениями с принимающей стороной. Вот некоторые рекомендации, реализация которых, на наш взгляд, была бы результативна для поддержки вынужденных переселенцев в частном секторе:
8 октября 2001 г.