ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жизнь человека в Дагестане стоит дешевле, чем в остальной России, дагестанское общество находится на грани гражданской войны – к таким выводам пришли участники выездного заседания Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 2 июня. На мероприятии также было заявлено о том, что в целом в СКФО остаются нераскрытыми более 2000 случаев бесследных исчезновений граждан.
На вчерашнем заседании, посвященном теме «Соблюдение прав человека как непременное условие обеспечения общественной безопасности», выступили представители правоохранительных ведомств, адвокатского сообщества, журналисты и правозащитники.
“Цена человеческой жизни в Дагестане несоизмеримо ниже, чем в остальной России. Мы, легко убиваем друг друга, думая, что этим можем решить все свои проблемы”, - заявил во время своего выступления главный редактор газеты «Республика» Заур Газиев.
Как сообщал “Кавказский узел”, тема нарушений прав человека постоянно фигурирует в новостных сводках о Дагестане. Показательно, что последний из случаев похищения человека произошел в канун заседания Совета при президенте России. 1 июня в 11 часов утра неизвестные в гражданской одежде похитили 21-летнего Магомеда Магомедова, жителя поселка Черемушки Кизлярского района. Об этом известили соседи молодого человека. По неподтвержденным данным, он был перемещен в ГОВД Кизляра.
По словам Газиева, дагестанское общество находится на грани гражданской войны, пусковым механизмом которой могут стать “вопиющие факты” насильственных действий со стороны представителей правоохранительных органов.
Модератор заседания Михаил Федотов заметил, что при всех правоохранительных структурах работают общественные советы, однако они не справляются со своими функциями.
Следственный комитет готов увольнять силовиков, нарушающих законы
Заместитель главы Следственного комитета РФ по Дагестану Александр Глущенко сказал, что разработан комплекс мер для расследования преступлений коррупционной направленности, организованных преступных групп и т.д. - в частности, сформированы специальные следственные отделы. Он также добавил, что разработана программа по борьбе с похищениями людей и призвал участников мероприятия обращаться по конкретным фактам преступлений.
«Через меня прошли пять тысяч жалоб, и только в единичных случаях указаны конкретные люди. Взяли обращения правозащитников и общественных организаций. Там были всего две фамилии сотрудников. Мы с ними очень легко расстались», - рассказал Глущенко.
Ольга Меньшикова: более двух тысяч случаев бесследных исчезновений не раскрыты
Начальник отдела управления Генпрокуратуры по СКФО Ольга Меньшикова проинформировала, что всего в округе только за 2010 год совершено 75 тысяч преступлений. Треть из них - тяжкие и особо тяжкие. “Это огромный объем работы, - призналась она. - Количество убийств резко возросло”.
По словам Меньшиковой, в прошлом году в СКФО выявлено и поставлено на очередь шесть тысяч скрытых преступлений. Она напомнила, что программа по борьбе с похищениями людей была разработана и в 2007 году. "В результате количество безвестно пропавших снизилось в два раза. В этой сфере нераскрытых преступлений остается более двух тысяч", - отметила Меньшикова.
...ни один не получил реальный срок...
Кроме того, представитель Генпрокуратуры по СКФО подняла проблему борьбы с коррупцией. “Из тех, кого привлекали к уголовной ответственности за хищение миллионов бюджетных средств по различным программам, - а их ежегодно привлекают примерно по 300 человек - ни один не получил реальный срок”, - констатировала Ольга Меньшикова.
Валигасанов: “в Дагестане наблюдалась цепная реакция насилия против адвокатов”
Член квалификационной коллегии адвокатов, председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Абдул-Гаджи Валигасанов обратил внимание на то, что в прошлом году были нехарактерные случаи применения насилия в отношении адвокатов. После случая с адвокатом Сапият Магомедовой и обвинения ее в избиении сотрудников ОМОНа, началась цепная реакция насилия против адвокатов.
“В этом году беспредел прекратился, потому что против сотрудников все-таки возбудили уголовные дела. Но этого недостаточно, нужно их наказать по закону”, - считает представитель адвокатского сообщества.
Вице-президент адвокатской коллегии Сулейман Азуев обратился к главам правоохранительных органов: «Объясните своим дежурным, что адвокат имеет право на встречу со своими подзащитными. Их не пускают, это равноценно тому, что врача не допускают к больному”.
На всех дагестанцев смотрят как на потенциальных преступников
Другой проблемой он назвал расизм. По его убеждению, количество пострадавших на почве расизма за пределами Дагестана возрастает. “На всех дагестанцев смотрят как на потенциальных преступников”, - сказал Азуев, отметив, что “такое отношение к дагестанцам - заслуга властей”.
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, подытожил, что в Дагестане очень низкое качество жизни. Он также подчеркнул, что “похищать людей - тяжкое преступление”.
«Мы второй день слышим о страшных преступлениях, которые совершают правоохранительные органы якобы для борьбы с преступностью. Методы борьбы с преступностью страшнее, чем сами преступления”, - резюмировала в свою очередь глава Комитета гражданского содействия Светлана Ганнушкина.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева упрекнула представителей власти в том, что они оперируют больше цифрами, чем фактами. «Журналисты, адвокаты говорят внятно, приводят конкретные факты. А когда говорят представители власти, они бубнят цифры. Они тоже граждане, но какие-то другие граждане. Но дело не в цифрах. Главное поговорить, предложить какие то меры», - заключила Алексеева.
Напомним, что выездное заседание Совета при президенте РФ началось в Дагестане 1 июня. Мероприятие позиционируется организаторами, как один из этапов подготовки к встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, которая запланирована на Северном Кавказе.
Мнения участников выездного заседания Совета разделились. Так, начальник информационной политики и пресс-службы президента Дагестана Гарун Курбанов заверил, что все мнения, прозвучавшие на выездном заседании Совета, будут приняты во внимание властью. Председатель Верховного суда Дагестана Руслан Мирзаев, напротив, считает, что разногласия участников совещания не принесут желаемого результата.