ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Документальный фильм "Юрий Щекочихин. Однажды я был…" является по сути пилотной заявкой к большому четырехсерийному фильму, на который пока не хватает средств. Об этом на премьерном пресс-показе сообщила режиссер фильма Евгения Головня.
Как уже сообщал "Кавказский узел", в Москве 9 июня, в день рождения Юрия Щекочихина, который незадолго до своей смерти был членом общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов домов в городах Москве и Волгодонске в 1999 году, состоялся премьерный пресс-показ документального фильма "Юрий Щекочихин. Однажды я был…".
"Материала очень много. Это и кадры с Юрой, и интервью его друзей. Из всего этого можно сделать глубокую, большую картину. О Юре, об этом поколении", - отметила Головня.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из продюсеров фильма Геннадий Коханович, договор о спонсорстве уже подписала газета "Комсомольская правда", в которой Юрий Щекочихин с 1972 по 1980 год вел рубрику "Алый парус" - о проблемах молодежи. "Если бы и другие издания, в которых работал Юра, также помогли, было бы замечательно. Этот фильм нужен всем нам", - отметил продюсер.
Фильм о Щекочихине длится 38 минут. Он состоит из нескольких частей, название каждой начинается со слов "Однажды я был...". Часть про начало журналистской деятельности называется "Однажды я был в стране чудес", есть часть "Однажды я был депутатом" - о работе Щекочихина в Госдуме. Одна из частей - "Однажды я был на войне", в ней запечатлены кадры из Чечни.
В фильме, по задумке режиссера почти нет закадрового голоса, как отметила режиссер - "чтобы портрет Юры получился настоящим, живым, для создания атмосферы беседы, диалога, близости".
В картине - кадры с Щекочихиным, интервью с ним - буквально по крупицам собранные режиссером. Также о Юрии Щекочихине вспоминают друзья и коллеги.
Павел Гутионов, секретарь Союза журналистов России отмечает бесстрашие Щекочихина. "Юра был крайне неразборчив в выборе врагов, у него было атрофировано чувство страха, что, может, для кого-то явилось бы недостатком, но не для него. Мы все ему не доплатили - друзья, редакторы, читатели. За то счастье, которое он всем нам давал своим присутствием рядом", - говорит Гутионов.
"Я знаю, что если будет военный переворот, нас возьмут в первую очередь. Но мы не сдадимся без боя ", - говорит Щекочихин в одном из фрагментов фильма.
"Это был во всех смыслах уникальный, единственный человек. Даже то, что он стал депутатом, его никак не изменило. А обычно людей портит в той или иной степени "поход во власть". Его сгубил азарт. Я никогда не видел его в состоянии покоя, он все время был чем-то увлечен", - отмечает режиссер, журналист Алексей Симонов.
"Мы все время думали, что он идет по краю. Он брался за страшные темы. У него работала могучая агентура - с ним общались и правоохранительные органы и бандиты. Все обращались к нему, все хотели правды. Он был притягивающим центром, совестью", - подчеркивает в фильме писатель Эдуард Успенский.
Автор сценария фильма Надежда Ажгихина сказала, что когда увидела весь материал целиком смонтированным, то была потрясена. "У фильма уникальная энергия, которая, безусловно, исходит от героя картины", - сказала Ажгихина.
Юрий Щекочихин был заместителем председателя комитета Госдумы РФ по безопасности, известным законодателем и публицистом, являлся членом исполкома Оргкомитета Историко-просветительского общества "Мемориал", экспертом ООН по организованной преступности, был заместителем главного редактора "Новой газеты". В марте-апреле 1997 года участвовал в освобождении военнослужащих российской армии, насильственно удерживаемых на территории Чечни в период военных действий. В 2002-2003 гг. был членом "Общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов домов в Москве и Волгодонске и проведения учений в городе Рязани в сентябре 1999 года". Скончался в ночь на 3 июля 2003 года в Москве. Лишь в 2008 году было возбуждено уголовное дело по статье "убийство", расследование которого вскоре было прекращено, а в 2010 году вновь возобновлено. В организме Щекочихина обнаружены два фармацевтических ингредиента, которые не должны находиться в организме человека.