21:15 / 20.06.2011Районы Карачаево-Черкесии возрождают традиции куначества

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Карачаево-Черкесии в рамках Года куначества народы и районы республики устанавливают между собой тесные дружеские связи в рамках традиций Северного Кавказа.

Куначество (от тюрк. конак, кунак — гость) распространённый в прошлом на Северном Кавказе обычай, по которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения. Обычай состоял в обязательстве взаимного гостеприимства, защиты и дружбы между кунаками.

16 июня Прикубанский район в торжественной обстановке принял делегацию Адыге-Хабльского района. Делегации вновь образованных Абазинского и Ногайского районов 17 июня приняли у себя жителей Усть-Джегутинского и Урупского районов. 29 июня договоры об установлении связи куначества (тесных дружеских отношений) и социально-культурного сотрудничества будут подписаны между Зеленчукским и Карачаевским районами, а 30 июня – между Хабезским и Малокарачаевским районами.

Эти договоры дружбы и сотрудничества между районами республики регулируют межнациональные отношения в сфере права и культуры, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" министр по делам национальностей, печати и массовым коммуникациям КЧР Насипхан Суюнова.

все мероприятия проходят на глазах молодежи, чтобы она перенимала опыт позитивного сотрудничества народов

«Мероприятия по заключению подобных договоров проходят не только в формате песен и танцев. Подписание проходит с участием лидеров общественных организаций районов, женских союзов, советов старейшин. Представители этих организаций присутствуют во время заключения договоров не затем лишь, чтобы антураж создать, а для того, чтобы взять на себя публичную ответственность за соблюдение положений подписываемых документов», – подчеркнула Насипхан Суюнова.

Собеседница добавила, что все мероприятия проходят на глазах молодежи, "чтобы она перенимала опыт позитивного сотрудничества народов, видела, как должны регулироваться национальные взаимоотношения".

«Договоры о куначестве носят больше не юридический характер, а символический. Но хочу отметить, что эти договоры содержат глубокий нравственный смысл», - сказала министр.

Договоры об установлении связи куначества и социально-культурного сотрудничества подписываются главами администраций районов, пояснил консультант отдела межнациональных отношений Министерства по делам национальностей, печати и массовым коммуникациям Карачаево-Черкесии Шамиль Абитов.

районами будут осуществляться взаимовыгодные проекты, предприятиями, организациями, бизнес-структурами, налаживаться деловые связи

«В делегации районов входят главы муниципальных администраций, сельских поселений, директора школ, деятели культуры, спорта, ветераны, учащиеся, представители общественных организаций, советов старейшин. В советские времена традиции куначества и побратимства имели крепкие корни: Малый Карачай, Хабез заключали побратимские соглашения, но подписания договоров не было. Заключение договоров о куначестве на официальном дружеском уровне происходит впервые», - сказал Абитов.

Представитель министерства отметил, что договор об установлении дружеских связей и социально-культурного сотрудничества предусматривает установление тесных отношений, традиций куначества между районами.

«Кроме этого, районами будут осуществляться взаимовыгодные проекты между предприятиями, организациями, бизнес-структурами и налаживаться деловые связи. Также договором предусмотрено сотрудничество между спортивными обществами. Кроме этого, в рамках договоров будут проводиться различные совместные выставки-ярмарки, другие культурные и общественно значимые мероприятия», - сказал Абитов.

По его словам, директора школ приглашаются в составы делегаций для того, чтобы они возобновили работу клубов интернациональной дружбы.

«Более 20 лет назад перестали существовать клубы интернациональной дружбы. Слово "интернационализм" было заклеймено и вытравлено из обихода. Я помню, как я выезжал в учкекенскую школу, будучи в 7 классе. Мы встречались в клубе интернациональной дружбы. Еще остались друзья, с которыми я общался в этом клубе», - поделился воспоминаниями собеседник.

Для Карачаево-Черкесии, как многонациональной республики, укрепление традиций куначества и побратимства необходимы

Шамиль Абитов считает, что народ с энтузиазмом воспринимает идею куначества. «У старшего поколения осталась ностальгия по традициям дружбы и сотрудничества, а молодежь восприняла с большим интересом идею заключения договоров о куначестве», - заключил консультант Министерства по делам национальностей, печати и массовым коммуникациям КЧР.

Традиция куначества у народов Северного Кавказа является одной из главных, считает заслуженный деятель культуры и искусств России и Казахстана, Народный писатель Карачаево-Черкесии Иса Капаев.

«У ногайцев есть пословица о том, что кунак считается старше отца. Раньше гостя и не спрашивали, какого он происхождения, потому что их, по традиции, нужно было принимать. Бывали казусы, когда кунаками оказывались люди, которые являются врагами родов семей, у которых они оставались. Но даже, когда хозяева узнавали, что кунак оказывался кровником, его не обижали», - рассказал Иса Капаев.

По его словам, на почве куначества многие жители Северного Кавказа становились побратимами. «Например, у ногайцев Карачаево-Черкесии много было кунаков среди казаков, живших на территории станицы Беломечетская Ставропольского края. Ногайцы дружили с ними семьями, эта дружба передавалась детям», – поделился собеседник.

Историк и этнограф Ибрагим Шаманов пояснил, что в истории кавказских народов куначество играло огромную общественно-политическую функцию.

«Представители одного народа приходили в гости к представителям другого народа, устанавливали связи. В годы советской власти институт куначества стал атрибутом партийных деятелей и отчасти литературного сообщества. Стоит отметить, что куначество надо рассматривать не только в рамках Карачаево-Черкесии, ведь многие наши представители выехали за пределы Кавказа», - сказал Шаманов.

Автор:Ася Капаева