ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Родился 6 июля 1981 года в селе Рождествено Владимирской обл.
В марте 2002 года Аракчеев окончил Северо-Кавказский Военно-командный институт (г. Владикавказ), ему было присвоено звание лейтенанта.
В июне 2002 года Сергей Аракчеев был командирован в Грозный в составе инженерно-саперной роты в в/ч 3186 второго полка Оперативного назначения отдельной дивизии имени Дзержинского (однако впоследствии в прессе он фигурировал как младший лейтенант). Подразделение, которым командовал Аракчеев, занималось разминированием дорог. Лейтенант Аракчеев лично обезвредил и уничтожил более 25 взрывных устройств, был награжден медалью Суворова, медалями "За воинскую доблесть", "За ратную доблесть", наградным кинжалом от командира дивизии за обеспечение безопасного проезда по территории Чеченской Республики. За время пребывания в Чеченской республике Сергей Аракчеев был контужен.
15 января 2003 года в районе аэропорта "Северный" (в настоящее время "Грозный"), расположенного на окраине чеченской столицы, были убиты трое чеченцев, которые работали строителями на военных объектах, жители селения Лаха-Варанды Грозненского района Абдулла Джамбеков, Нажмуддин Хасанов и Саид Янгулбаев (последнего СМИ называли водителем строительной фирмы "Кавказ"). В тот же день Аракчеев, а также его сослуживец, старший лейтенант Евгений Худяков, были задержаны по подозрению в совершении этого преступления.
По данным следствия, разведгруппа одного из подразделений Внутренних войск МВД России под командованием Аракчеева и Худякова остановила автомашину "Камаз". Евгений Худяков вывел строителей из грузовика, приказал лечь на землю и расстрелял. Для сокрытия улик спецназовцы столкнули грузовик с трупами на обочину, после чего облили машину бензином и подожгли. Затем они остановили ГАЗ-3110 с пассажирами и задержали водителя. Военные отобрали у него ценные вещи (портмоне и золотое кольцо, которое при обыске было найдено у Худякова) и, прострелив ему ногу, бросили (по другим данным, Худяков и Аракчеев доставили водителя "Волги" Шамиля Юнусова на территорию воинской части, где тот был подвергнут пыткам и избиениям, после чего вывезли за пределы части и оставили раненого на дороге).
Согласно еще одной версии, опубликованной "Коммерсантом" в 2007 году со ссылкой на приговор суда, в тот день разведчики, перегородив дорогу бронетранспортером, остановили автомобиль "Волга", за рулем которого находился Юнусов, после чего Худяков приказал водителю и пассажирам выйти из машины, заставил Юнусова сесть в БТР, а сам расстрелял автомашину из автомата. После этого военные привезли водителя "Волги" в расположение своей части, где его пытали, добиваясь от него признания в сотрудничестве с боевиками, а затем вывезли за территорию и оставили на дороге. По той же версии "Коммерсанта", уже после этого подсудимые остановили "КамАЗ", в котором ехали трое мирных жителей, расстреляли их, а потом, чтобы скрыть следы преступления, машину подорвали и сожгли. Публиковались также сведения, что "Волга" и "КамАЗ" были остановлены одновременно. Как сообщал "Коммерсант", во время совершения преступления члены разведгруппы находились в состоянии алкогольного опьянения.
Офицерам были предъявлены обвинения в умышленном убийстве, превышении служебных полномочий и разбойном нападении. 26 января 2004 года Северо-Кавказский окружной военный суд начал предварительные слушания по этому делу. 11 февраля 2004 года начались основные слушания, в ходе которых обвиняемые потребовали рассмотрения дела судом присяжных. Впоследствии на суде с участием присяжных Худяков и Аракчеев заявили о своей невиновности, а их подчиненные - солдаты, оказавшиеся свидетелями расправы, от показаний, данных на предварительном следствии, отказались, заявив, что их заставили оговорить обвиняемых. Однако в июне того же года бывший подчиненный офицеров снайпер Денис Милов дал показания против офицеров: его словам, командование заставляло солдат поддерживать версию о невиновности Худякова и Аракчеева. Тем не менее, 29 июня 2004 года подсудимые были оправданы судом присяжных, не увидевших в расстреле трех чеченцев "события преступления", и освобождены в зале суда.
Однако вскоре после этого, в ноябре того же 2004 года, военная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор, объяснив свое решение нарушениями в отборе присяжных, и направила дело на повторное рассмотрение. Второй процесс по делу начался в январе 2005 года – он также состоялся в Северо-Кавказском окружном военном суде. В рассказе о судебных прениях "Коммерсант" отмечал, что защита настаивала на невиновности обвиняемых: по ее сведениям, баллистическая экспертиза, изучившая все автоматы "Вал" в подразделении разведчиков, не установила, из какого конкретно оружия были убиты чеченцы. Кроме того, адвокаты указывали, что Аракчеева и Худякова на месте преступления вообще не было – первый якобы находился на выполнении боевого задания в другом районе, а второй прибыл в часть значительно позже указанного следствием срока убийства. Сам Аракчеев в интервью газете "Южный репортер" также утверждал, что на месте преступления его не было, и заявлял, что об обвинениях в свой адрес узнал лишь через два месяца после происшествия, когда уже вернулся в Москву.
В октябре 2006 года Худяков и Аракчеев вновь были оправданы по всем пунктам предъявленного им обвинения. Потерпевшим в удовлетворении компенсации морального вреда было отказано. В том же году Верховный суд снова отменил приговор и отправил дело на третье рассмотрение, после чего Худяков и Аракчеев были арестованы, чтобы исключить давление с их стороны на свидетелей. Однако менее чем через два месяца после ареста, в феврале 2007 года, Военная коллегия Верховного суда России отменила решение Северо-Кавказского военного суда о заключении Аракчеева и Худякова под стражу, выбрав для них в качестве меры пресечения подписку о невыезде. Накануне вынесения этого решения в Верховный суд свои ходатайства о личном поручительстве за офицеров направили ряд депутатов Государственной Думы, в том числе бывший лидер партии "Родина" (в будущем - представитель России в НАТО) Дмитрий Рогозин.
Слушания по делу начались в 2007 году (в 2006-м они были отложены, так как Аракчеев сломал ногу и находился на лечении в госпитале). В марте 2007 года Рогозин стал общественным защитником офицеров. Выступая на суде, он заявил, что убийство чеченцев, инкриминируемое военным, совершили боевики, намеревавшиеся скомпрометировать российские вооруженные силы во время визита в Чечню делегации ПАСЕ, и просил полностью оправдать подсудимых. Однако суд с доводами защиты не согласился и в декабре 2007 года признал офицеров виновными в умышленном убийстве, совершенном в состоянии алкогольного опьянения. При этом суд оправдал Худякова и Аракчеева по таким статьям УК, как "разбой", "похищение документов" и "превышение должностных полномочий" с формулировкой "за отсутствием состава преступления". Аракчеев был приговорен к 15 годам тюремного заключения, а Худяков, не явившийся на процесс, получил срок 17 лет и в январе 2008 года был объявлен в розыск. Оба офицера были лишены воинских званий. Сообщалось, что они будут отбывать сроки в колонии строгого режима.
Адвокаты подсудимых подали кассационную жалобу в Верховный суд РФ. Рассмотрение жалобы военной коллегией Верховного суда было назначено на 28 июля, однако затем было отложено в связи с необходимостью ознакомления с дополнительными доводами защиты. РИА "Росбалт" сообщал, что Аракчеев, содержащийся в ростовском СИЗО, в очередной раз потребовал отмены приговора с возвращением себе воинского звания и всех государственных наград. Вариант подачи просьбы о помиловании Аракчеев решительно отверг, настаивая на своей невиновности. 28 августа 2008 года рассмотревший дело Верховный суд РФ оставил в силе приговор Аракчееву и Худякову.
15 июня 2011 года бывший офицер МВД Сергей Аракчеев записал видеобращение к российскому премьеру Владимиру Путину, в котором заявил о своей невиновности, и попросил премьера разобраться в обстоятельствах его дела.
В прессе упоминалась невеста Аракчеева Людмила - они познакомились в 2004 году, через неделю после первого оправдательного вердикта присяжных.