04:24 / 27.06.2011Сын Минаса поддерживает решение правительства Армении о перевозке двух фресок его отца из Гюмри в Ереван

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Положительно решение правительства Армении о перевозке двух фресок выдающегося армянского художника Минаса Аветисяна (Минас) из Гюмри в Ереван оценил сын художника, председатель одноименного фонда Арман Аветисян. По его словам, решение является верным, так как фрески портились из-за неправильных условий хранения.

"Если Гюмри хотел что-то сделать, чтобы сохранить у себя фрески, то нужно было раньше и активнее заниматься этим вопросом. Целых 22 года фрески находились в полуразрушенных зданиях, и все относились к этому спокойно. Но стоило только начать процесс их транспортировки, как тут же поднялся шум", - говорит Арман Аветисян.

По его мнению, "создается впечатление, что некоторых людей больше беспокоит не столько судьба истинных ценностей, сколько повод позлословить и затеять бессмысленные споры". "За столько лет можно было назначить сторожа, ведь по фрескам били ногами, писали на них непристойные слова, обращались по-варварски",- заявил сын художника.

Арман Аветисян сообщил, что две фрески Минаса "Прядут нить" и "Жернова" уже перевезены из Гюмри в Ереван для реставрации и последующего размещения в новом терминале аэропорта "Звартноц".

Отметим, что решением правительства Армении от 28 апреля фрески Минаса "Прядут нить" и "Жернова" будут отреставрированы до 1 августа и размещены в новом терминале ереванского аэропорта "Звартноц". Финансовую поддержку проекту оказал аргентинский предприниматель армянского происхождения Эдуардо Эрнекян, компания которого - "Международные аэропорты Армении" - управляет аэропортом. Для реставрации предприниматель выделил 57 млн драмов или порядка 150 тысяч долларов.

"Фрески остаются в собственности государства, а граждане Армении отныне будут иметь возможность наслаждаться прекрасными творениями Минаса", - пояснил премьер-министр Тигран Саркисян.

Перенос фресок, которые ранее находились в здании заводов электротехники и "Омега", вызвал недовольство жителей Гюмри. Специально созданная общественная организация "Центр Ширак" инициировала сбор подписей под посланием премьер-министру с требованием вернуть фрески в Гюмри. На настоящий момент собрано свыше четырех тысяч подписей.

Ранее мэрия Гюмри распространила заявление, в котором обвинила правительство Армении в игнорировании усилий городских властей в вопросе реставрации фресок Минаса. Согласно сообщению, еще в 2009 году мэр Гюмри обращался к министру культуры с различными письмами по поводу судьбы фресок Минаса Аветисяна и выдвигал свои предложения по их спасению.

"Установить фрески Минаса в аэропорту значит обесценить их. Второй по величине город не значит второстепенный. Когда картину "Девушка с горностаем" хотели перевезти из Кракова в Варшаву, краковцы не дали это сделать, поскольку считали, что картина принадлежит их городу. Сейчас то же самое происходит здесь. Люди думают, раз это второй город или, что еще хуже, второстепенный город, значит отсюда можно вывезти работы Минаса", - возмущается представитель организации "Центр Ширак", скульптор Завен Коштоян.

Начальник отдела информации областной администрации Ширакской области Самвел Григорян, комментируя протест граждан Гюмри, заметил: "Я не понимаю их недовольства. Где они были 22 года, когда эти фрески портились под ветрами, снегом и дождем? И, что важнее всего, фрески не вывозятся из страны, а перевозятся из одного города в другой. Мы ничего не делали, чтобы спасти эти фрески, а теперь, когда люди вкладывают миллионы, чтобы спасти работы Минаса, гюмрийцы недовольны".

Руководитель отдела современного искусства Министерства культуры Армении Сона Арутюнян заявила, что гюмрийцы не предпринимали никаких шагов по сохранению фресок Минаса.

"Министерство предложило представить проект по сохранению фресок, а также источники финансирования, однако мы не получили никакого ответа из Гюмри, никаких предложений, одни только требования", - констатирует Сона Арутюнян. По ее словам, на территории недействующих заводов Гюмри остаются еще 14 фресок армянских живописцев.

"Фрески всегда были слабым звеном армянской живописи. У нас никогда не было их в большом количестве, для нас это - роскошь. И вот теперь есть возможность представить миру то, что у нас есть. Возможно, это станет нашей визитной карточкой",- заявила Арутюнян журналистам.

Как сообщал "Кавказский узел", ранее правительство Армении выделило 20 млн драмов (порядка 50 тысяч долларов) для восстановления фресок Минаса Аветисяна "Возле Хачкара" и "Встреча", вывешенных в здании правительства.

Справка. Выдающийся армянский советский художник Минас Аветисян родился в 1928 году в селе Джаджур на севере Армении. Художник создал около 500 холстов и почти столько же рисунков, порядка 20 фресок. По мнению специалистов, в зрелых произведениях Минаса преобладал экспрессионистский стиль. Минас скорее тяготел к французскому модерну и раннему авангарду ХХ века. Он успешно творил в качестве театрального художника и художника-монументалиста. Минас трагически погиб в 1975 году. Спитакское землетрясение 1988 года уничтожило часть его фресок в Гюмри и дом-музей художника в селе Джаджур.

Автор:Лилит Ованисян