ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жители Батуми не высказывают протеста против строительства в городе новой мечети, выяснили корреспонденты "Кавказского узла". Однако, по словам эксперта по вопросам Кавказа Мамуки Арешидзе, сам договор о строительстве мечети засекречен, о его подробностях никому неизвестно, и это вызывает большое недовольство в регионе.
"Договор о строительстве мечети засекречен, и это вызывает большое недовольство"
Напомним, правительство Турции вышло с предложением к правительству Грузии: турецкая сторона позволит отреставрировать ряд грузинских культурных памятников на территории Тао-Кладжети (историческая область, контроль над которой Грузия утратила в 16-м веке, а в 1921 году Тао-Кладжети отошла Турции по "Российско-турецкому договору о дружбе и братстве". - Прим. "Кавказского узла"), а грузинские власти, в свою очередь, разрешат построить несколько мечетей на территории Аджарской автономной республики, в том числе и в старом городе в Батуми на бывшей площади "Азизие".
Как стало известно, мечеть предполагается построить на месте захоронения юнкеров из отряда генерала Мазниашвили, погибших при сражении против турецких войск в 1921 году. Кроме того, нигде не оговорено, кому будет принадлежать церковь, а также не озвучивается информация о том, как будет избран или назначен мулла мечети. Местные жители спрашивают, почему культовое сооружение на территории Грузии будет строиться на деньги иностранного государства.
"Вы должны понять местных мусульман - они находятся в очень сложном положении: с одной стороны, в кои-то веки на государственном уровне приняли решение строить мечеть. Но, с другой стороны, договор о строительстве мечети почему-то засекречен: о его подробностях никому неизвестно и это вызывает большое недовольство в регионе", - пояснил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
"Насколько мне известно, турецкая сторона не настаивает на том, чтобы мечеть находилась именно на месте захоронения юнкеров. Им главное, чтобы она располагалась в том же районе, где находилась малая мечеть до установления советской власти", - отмечает Арешидзе.
Бывший руководитель аджарской организации оппозиционной Республиканской партии Грузии Мурман Думбадзе, которого в марте исключили из рядов республиканцев за организацию уличного митинга против строительства мечети в Батуми, не понимает, почему мечеть должна строить Турция.
"Согласно уставу международных организаций, у государства нет права требовать строительства религиозных учреждений на территории другого государства, если население второй страны не согласно с этим. Такие вопросы должен решать только народ. Грузинское же общество против строительства здесь мечетей", – заявил Думбадзе в интервью агентству "Медианьюс". Вслед за Думбадзе партию покинули еще около сотни человек.
"Почему не наше грузинское государство или, например, местная мусульманская община (будет строить мечеть)? Мой отец - мусульманин, я - христианин, я готов пожертвовать свои средства на строительство нашей, грузинской, мечети. Но интересы Турции, которая намерена на нашей земле строить церковь, мне непонятны", - говорит он.
Один из руководителей Республиканской партии Грузии Давид Бердзенишвили говорит, что партия тоже не поддерживает то, что в центре города "по непонятным мотивам будет установлена мечеть". "Однако уличные акции - это совершенно неприемлемая форма выражения протеста при обсуждении такой щепетильной темы, как межрелигиозные взаимоотношения", - отмечает он.
Как говорит исполнительный директор телекомпании ТВ-25 Мераб Мирквелидзе, обсуждение темы строительства мечети вызвало спор на языке ненависти в эфире.
"На нашем канале шло интерактивное ток-шоу, во время которого мы принимали звонки. Заявления респондентов часто были очень эмоциональными, и нам приходилось прерывать их. Однако, даже судя по эфиру, у респондентов не было ненависти по отношению к мусульманам: они возмущались действиями турецкого государства", - поясняет Мераб Мирквелидзе.
По словам депутата Хелвачаурского районного собрания Автандила Беридзе, опасения граждан были вызваны несколькими факторами: во-первых, за решением возвести мечеть многие увидели продолжение политики увеличения турецкого интереса в Аджарии. "Люди решили, что, если строится новая мечеть, то, значит, в Грузии увеличится количество рабочих", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Автандил Беридзе.
Впрочем, как говорит Мераб Мерквиладзе, на самом деле, люди отнюдь не против того, чтобы в Грузию зашел иностранный капитал: "Сами по себе инвестиции не страшны - люди понимают, что с инвестициями появляются и новые рабочие места".
Действительно, в турецких отелях в Батуми обслуживающий персонал состоит главным образом из местного населения: работодатели стремятся набирать людей, которые владеют и русским, и английским, и турецким, и грузинским языком, чтобы постоялец любой национальности не испытывал дискомфорта от недопонимания.
Однако помимо экономического вопроса есть и другой фактор - Карский договор, согласно которому, Турция, в том случае, если единству Грузии будет угрожать опасность, имеет право аннексировать Аджарию.
"Эти опасения увеличились после того, как 9 августа 2008 года на военную базу на территории Аджарии российский самолет сбросил одну бомбу. На следующий же день после этой бомбардировки премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вылетел в Москву и встретился с Медведевым. После этого бомбардировка Грузии продолжалась еще два дня, однако в Аджарии не упала ни одна бомба. С одной стороны, все были благодарны Эрдогану, но, с другой стороны, сразу же родилось опасение, что Турция бережет от разрушения свою будущую колонию", - говорит Мераб Мерквиладзе.
По его словам, на самом деле никто не может сказать точно, говорил ли вообще Эрдоган с Путиным конкретно об Аджарии или затрагивал вопрос Грузии вообще, однако, опасения остались.
"Мусульманское население уже давно не составляет большинства в Аджарии"
Политолог, директор дипломатической академии Грузии Сосо Цинцадзе утверждает, что Карский договор потерял свою актуальность: "Ни о какой аннексии Аджарии или Батуми в договоре речи нет. Там говорится лишь о том, что в случае угрозы мусульманскому населению Аджарии Турция имеет право оказать влияние и взять под защиту Батуми. Конечно, это не исключало возможности отделения Батуми от Грузии, но такой однозначной формулировки там нет".
По его мнению, постепенно Карский договор теряет свою актуальность, поскольку мусульманское население уже давно не составляет большинства Аджарии. "Рано или поздно этот договор умрет сам по себе, поскольку количество мусульман в Аджарии не позволяет говорить о том, что в случае опасности целостности Грузии Аджария окажется незащищенным мусульманским регионом – большинство жителей уже давно стали христианами", - констатирует Цинцадзе.
Количество мусульман-граждан Грузии в Аджарии уменьшается. Местные жители объясняют это тем, что аджарцы приняли массово ислам во времена Османской империи, однако после ее развала постепенно начинается их возвращение в лоно православия.
"Корни христианства гораздо древнее в Аджарии, чем исламское влияние. В крепости "Гонио" захоронен апостол Матафа. Да и вообще христианство зашло в Грузию именно через Аджарию: в 44- м году нашей эры апостол Андрей Первозванный и Симон Кананит впервые на территории Грузии начали проповедовать христианство в Аджарии и только потом двинулись по побережью Черного моря дальше на север", - рассказывает депутат Хелвачаурского муниципалитета Автандил Беридзе.
По словам Беридзе, в семьях нет конфликта, когда молодые люди уходят из ислама и возвращаются в православие: "Например, у меня есть родственница-мусульманка. Так она благословила своих детей. Говорит, что они должны вернуться в веру своих предков".
"Со стороны общественности мусульманам в Аджарии ничего не угрожает"
При уменьшении числа грузин-мусульман увеличивается количество мусульман-турков, которые приехали на работу в Батуми.
Редактор газеты "Батумелеби" Этери Турадзе говорит, что прирост мусульманского населения может вызвать радикализацию среди большинства населения Аджарии.
"Люди видят, что мусульман становится больше, и когда одновременно с этим выходит непонятное решение о строительстве, о котором никто и ничего не знает, то неизбежно начинается радикализация общества, потому что люди собираются у себя на кухне, в кафе, даже на работе, пытаются обсуждать эту проблему, но не находят ответа на вопросы. В этой радикализации я не могу винить одну партию или социальную группу - всему виной тайна, которой окутано строительство", - говорит Турадзе.
По мнению Мамуки Арешидзе, наилучшим решением было бы строительство мечети за счет грузинского государства: "и мусульмане довольны, и условие договора перед Турцией выполнено, и общественное мнение спокойно".
"Поймите, что на самом деле в Батуми переплетены интересы и религиозные, и экономические, и политические, поэтому население воспринимает новую инициативу Турции очень болезненно. Мусульмане местной мечети хорошо это понимают, и лишние комментарии для них могут вызвать трудности или с той, или с другой стороны", - полагает Арешидзе.
"Действительно, лучше сегодня мусульман не трогать - со стороны общественности им ничего не угрожает, а со стороны властей того или иного государства они могут стать разменной монетой", - соглашается Беридзе.
По мнению лидера батумской региональной организации Республиканской партии в Аджарии Георгия Масалкина, на самом деле лучшим решением было бы рассекретить договор между Турцией и Грузией.
"Пусть строят, но почему это строительство должно быть окутано тайной?" - недоумевает он.
А Давид Бердзенишвили считает, что подобные вопросы не должны быть предметом государственного договора: "Государство не должно вмешиваться в дела религии".
"Ажиотаж вокруг строительства мечети в Батуми неоправдан"
По мнению политолога Сосо Цинцадзе, ажиотаж вокруг строительства мечети неоправдан.
"Прежде всего, речь идет всего лишь об одной мечети, но взамен этого нам дают отремонтировать несколько грузинских монастырей на территории Турции. К тому же я не заметил какого-либо политического влияния со стороны Турции на Грузию, хотя сам нередко бываю в Батуми. Да, турки вкладывают деньги во множество прибыльных проектов на территории Аджарии, но вкладывают также и армянские бизнесмены. Вкладывать будут все, потому что это прибыльно", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Сосо Цинцадзе.
При этом политолог отмечает, что инвестиционные способности Турции несоизмеримо больше инвестиционных способностей Грузии, поэтому турецкий бизнес развивается гораздо интенсивнее. Помимо этого Цинцадзе подтвердил, что турецкое законодательство, в отличие от грузинского, не запрещает государству вкладывать инвестиции и заниматься другой экономической деятельностью.
"Поэтому очень трудно увязать строительство мечети с политическими или экономическими интересами Турции – и без того их интересы защищены", - говорит эксперт.
Отметим, что в исламе существует понятие "закят" - взносы на благотворительность. Одно из проявлений закята - это пожертвование на храмы и помощь более богатой уммы (общины) в отношении более бедной. Обычно одна мусульманская община безвозмездно дает деньги другой мусульманской общине, чтобы та выстроила на своей территории мечеть. При этом муфтий и руководство мечети избирается из числа именно местной уммы.
Однако, по словам Георгия Масалкина, неизвестно, будет ли финансирование мечети проведено именно по этому сценарию. "(Будут ли) пожертвования местным мусульманам или грузинскому государству - неизвестно, и не знаем, кто станет главой мечети. Конечно, еще больше беспокоит намерение построить мечеть на останках погибших юнкеров. Если бы эти моменты правительство Грузии рассекретило и перенесло бы строительство мечети в другое место, наверняка, напряженность в обществе исчезла бы", - убежден он.
Комментариями относительно строительства мечети в Батуми в органах власти Грузии "Кавказский узел" пока не располагает. В действующей батумской мечети заявили, что местный эфенди не может их принять в связи с большой занятостью.