ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане продолжается суд над главой НПО "Содействие защите демократии" Видади Искендеровым. Сам он заявляет о политическом характере его дела и невыносимых условиях содержания, а директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов обеспокоен тем, что, несмотря на тяжелую форму сахарного диабета, правозащитнику не оказывают необходимую медицинскую помощь.
В настоящее время в отношении Искендерова проходит судебный процесс в Гейчайском районном суде (город Гейчай расположен в 230 км западнее Баку). Правозащитник обвиняется по статьям "Принуждение гражданина к голосованию против его воли и препятствование его голосованию" и "Вмешательство в работу избирательных комиссий" Уголовного кодекса Азербайджана. В частности, адвокату инкриминируется вмешательство в процесс голосования на парламентских выборах 7 ноября 2010 года.
Адвокат Искендерова называет суд над своим подзащитным трагикомедией
По мнению Гусейнова, обвинение "сфабриковано по политическому заказу, из-за активного участия Искендерова в работе "Гражданского движения за демократию "Общественная палата" и его весенних митингах".
"Об этом свидетельствует тот факт, что Искендерова арестовали спустя полгода после выборов. При этом его дважды арестовывали в административном порядке в связи с митингами оппозиции 2 и 17 апреля. Проведение самого судебного процесса в обстановке особых мер безопасности и дополнительном привлечении к охране здания суда сотрудников отдела по борьбе с наркобизнесом полиции соседнего Агдашского района также свидетельствует о политическом характере дела Искендерова", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Эмин Гусейнов.
Власти принимают столь масштабные меры безопасности, будто судят террориста. "Журналистов, правозащитников и даже адвоката перед процессом обыскивают, отбирая фото-, видеокамеры и все другие электронные средства", - констатирует директор ИСБР. По его словам, судья также не разрешает фото- и видеосъемку, а целью всего этого является "путем давления и пыток сломать правозащитника".
Адвокат Искендерова Халид Багиров назвал суд "трагикомедией". При этом он обратил внимание на то, что главный потерпевший по этому делу Араз Алекперов и ряд других потерпевших являются душевнобольными.
"Араз Алекперов, якобы являвшийся наблюдателем на избирательном участке в действительности психически больной. Это было подтверждено на судебном процессе, когда он давал показания в присутствии главного психиатра района. При этом в ходе предварительного следствия прокуратура не удосужилась пригласить психиатра. Поэтому показания, данные Алекперовым предварительному следствию, должны быть исключены из дела в виду незаконного сбора этого доказательства", - считает адвокат.
Согласно обвинительному акту, Искендеров, будучи одним из кандидатов в депутаты по этому округу, ходил по избирательным участкам, шумел, оказывал давление на наблюдателей и членов избирательных комиссий с целью обеспечения голосования в свою пользу. При этом некоторые избиратели якобы из-за этого, услышав шум на участках, возвращались обратно, не проголосовав.
Однако, по словам адвоката, на процессе многие свидетели и наблюдатели не опознали Искендерова. Багиров подчеркнул, что в действительности Искендеров со своей командой выявил многочисленные факты нарушений закона и представил общественности спустя два дня после выборов вещественные и видеодоказательства.
Багиров указал на содержание Искендерова в тяжелых условиях, непредоставление ему прогулок.
Адвокат не рассчитывает на объективный приговор и предполагает, что дело будет доведено до вышестоящих судебных инстанций с целью подачи жалобы в Страсбургский суд.
Правозащитник и юрист Расул Джафаров назвал Искендерова потенциальным политзаключенным. По словам Джафарова, если, действительно, Искендеров, как утверждается в материалах следствия, насильно забирал с участков бюллетени для голосования, то результаты выборов по этим участкам должны были быть аннулированы.
Сам Видади Искендеров на процессе неоднократно заявлял о политическом характере его дела и "невыносимых условиях содержания". "Это фактически газовые камеры. Они не проветриваются. Там нет воздуха. В 40-градусную жару нет вентиляторов", - пожаловался Искендеров на последнем заседании, которое состоялось 8 августа, пишет газета "Азадлыг".
Однако судья Эльхан Сулейманов ответил, что камера изолятора временного содержания Гейчайской районной полиции "соответствует инструкции МВД".
Судебный процесс продолжается и следующее заседание назначено на 10 августа.
Искендеров пожаловался сотрудникам аппарата омбудсмена на условия содержания
Тем временем, накануне Искендерова посетили сотрудники аппарата омбудсмена. Согласно сообщению пресс-службы этого ведомства, "целью поездки была проверка соответствия условий содержания стандартам и обращения с заключенными". В сообщении указывается, что Искендеров выразил недовольство условиями содержания.
"Было выявлено отсутствие в изоляторе медицинского пункта и молельной комнаты, несоблюдение санитарных норм в бане, несоответствие количества стульев числу коек, духоту ввиду отсутствия вентиляторов. По итогам посещения омбудсмен обратилась к главе МВД Рамилю Усубову", - подчеркивается в пресс-релизе.
В МВД, в свою очередь заявили, что если обращение омбудсмена направлено, то на него будет представлен официальный ответ.
В Гейчайской районной прокуратуре воздержались от комментариев по делу Искендерова, сославшись "на продолжение следствия".
Ранее исполнительный директор известного НПО "Центра мониторинга выборов и обучения демократии" (ЦМВОД) Башир Сулейманов завил, что в деле Искендерова "есть политическая подоплека": "Наша организация проводила мониторинг выборов в большинстве округов. Нарушения были зафиксированы повсеместно. Но почему-то тех, кто совершал эти нарушения - членов избирательных комиссий, работников муниципалитетов и исполнительной власти - никто не привлек к ответственности. А вот правозащитника, который сам разоблачил фальсификации, теперь хотят осудить".
Искендеров баллотировался кандидатом в депутаты по 89-му Агдаш-Гейчайскому округу на выборах 7 ноября 2010 года в Азербайджане. Сразу после выборов он представил общественности вещественные и видеодоказательства фальсификаций выборов. Однако Генеральная прокуратура обвинила его в нарушении закона.
Было возбуждено уголовное дело, и Искендеров вызывался на допрос. Позже следственные действия были приостановлены. Искендеров не прекратил активной деятельности за отмену результатов выборов. В конце декабря 2010 года он оказался в числе бывших кандидатов в депутаты, не согласных с официальными результатами выборов. Эта группа численностью около 80 человек учредила "Гражданское движение за демократию "Общественная палата" (ГДДОП).
Искендеров принял участие на митингах ГДДОП 2 и 17 апреля и был подвергнут административному аресту на пять и 15 суток. Правозащитник страдает острой формой диабета. В случае доказательства вины ему грозит тюремное заключение сроком до трех лет.