ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Главе НПО "Содействие защите демократии" Видади Искендерову грозит от трех до пяти с половиной лет тюремного заключения, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат правозащитника Халид Багиров.
В настоящее время в отношении Искендерова проходит судебный процесс в Гейчайском районном суде (город Гейчай расположен в 230 км западнее Баку). Правозащитник обвиняется по статьям "Принуждение гражданина к голосованию против его воли и препятствование его голосованию" и "Вмешательство в работу избирательных комиссий" Уголовного кодекса Азербайджана. В частности, адвокату инкриминируется вмешательство в процесс голосования на парламентских выборах 7 ноября 2010 года.
Багиров заявил, что если вина его подзащитного будет доказана, конкретный срок определит судья. По его словам, согласно ст. 66 Уголовного кодекса, может быть назначено наказание либо путем полного или частичного сложения наказаний по инкриминируемым преступлениям, либо путем поглощения менее строгого наказания более строгим.
Как пояснил адвокат, при суммировании крайних мер наказания по трем статьям Искендерову грозит максимальное наказание в виде 5,5 года лишения свободы. В случае применения варианта поглощения менее строгого наказания более строгим - три года тюремного заключения.
По мнению Багирова, уголовное дело против правозащитника, главы НПО "Содействие защите демократии" Видади Искендерова полностью сфабриковано и носит политический характер. Он считает, что с учетом политического характера, Искендерову будет назначено максимальное или близкое к максимальному сроку наказание.
В то же время, адвокат уверен, что после прохождения национальных судебных инстанций Искендерову легко удастся добиться восстановления своих прав в Европейском суде по правам человека.
Сам Искендеров ранее также заявлял о политическом характере его дела и невыносимых условиях содержания. О том, что в деле Искендерова "есть политическая подоплека" отмечал и исполнительный директор известного НПО "Центра мониторинга выборов и обучения демократии" Башир Сулейманов. В то же время, директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов обеспокоен тем, что, несмотря на тяжелую форму сахарного диабета, правозащитнику не оказывают необходимую медицинскую помощь.
Багиров считает, что Искендерова преследуют "за деятельность до парламентских выборов, разоблачительные выступления во время выборов, доказательства фальсификаций на выборах и активную гражданскую позицию после выборов".
"Видади Искендеров с 2006 года занимается правозащитной деятельностью и за это время завоевал в районе большой авторитет как поборник прав местных жителей. В связи с этим он навлек на себя гнев главы Исполнительной власти Гейчайского района Мансура Мамедоваи его покровителя и двоюродного брата, министра транспорта Зии Мамедова. Во время предвыборной кампании Видади Искендеров будучи кандидатом в
депутаты рассказал в ходе агитационного телевыступления о фактах
коррупции в районе", - рассказал адвокат.
Спустя два дня после выборов, по его словам, Искендеров представил на пресс-конференции вещественные и видеодоказательства фальсификаций выборов. "В частности на кадрах, снятых на 5-м участке в городе Гейчае, в помещении школы № 6 было видно, как при подсчете голосов к бюллетеням, вытащенным из урн голосования из сейфа, добрасывается большая пачка заранее подготовленных бюллетеней", - продолжил адвокат.
Генеральная прокуратура обвинила тогда Искандерова в нарушении закона. Было возбуждено уголовное дело, и его вызывали на допрос. Позже следственные действия были приостановлены.
Адвокат полагает, что сразу после выборов Искендерова не арестовали из-за того, что политическое руководство страны было заинтересовано в скорейшем "закрытии темы", и скандал с арестом бывшего кандидата в депутаты только заострил бы внимание международного сообщества на проблемах с выборами.
Но Искендеров продолжал свою политическую и правозащитную работу, став одним из активных деятелей учрежденного бывшими кандидатами в депутаты не согласными с результатами выборов "Гражданского движения за демократию "Общественная палата" (ГДДОП). Он также участвовал на весенних митингах оппозиции и дважды был арестован за это.
Принятие особых мер безопасности во время судебного процесса над Искендеровым и оцепление здания суда силами полиции адвокат объяснил большим авторитетом правозащитника среди населения Гейчайского района и большим количеством желающих присутствовать на процессе с целью солидарности с обвиняемым.
В Гейчайском районном суде отказались от комментариев относительно процесса над Искендеровым.