13:45 / 25.08.2011В Грузии эксперты по-разному оценивают необходимость изменения статьи УК о шпионаже

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Грузии мнения экспертов относительно правомочности иска о признании неконституционной 314-й статьи Уголовного кодекса Грузии (шпионаж) расходятся. По мнению авторов иска, именно из-за нечетких терминов в статье власти Грузии получили право арестовать фоторепортеров, обвиненных в шпионаже в пользу России. Однако руководитель НПО «Центр исследований выборов и политтехнологий» Каха Кахишвили считает, что в случае поправок статья по смыслу будет дублировать статью 313 кодекса.

Как ранее сообщал «Кавказский узел», 3 августа в Конституционный суд Грузии был подан иск о неконституционности статьи Уголовного кодекса о шпионаже. Его авторы - главный редактор газеты «Резонанси» Лаша Тугуши, эксперт по конституционным вопросам Вахтанг Хмаладзе и адвокат Александр Барамидзе.

На их взгляд, эта статья противоречит пятому пункту 42-й статьи (никто не отвечает за действие, которое в момент совершения не считалось правонарушением), 24-й статье Конституции, которая гласит, что каждый человек имеет право свободно получать и распространять информацию, а также седьмой статье Европейской конвенции о защите прав человека, которая обязывает власти обеспечивать максимальную точность, четкость и ясность законодательства.

Конституционный суд пока не принял иск к рассмотрению. Согласно грузинскому законодательству, решение о судьбе иска будет принято, предположительно, на распорядительном заседании.

Если информация не содержит государственную тайну, то она может быть доступна любому. И по какому праву государство должно запретить ее распространять?

«Наказание по этой статье может получить любой человек. Вторая часть статьи, оговаривающая термин «любая информация», подразумевает, что ею могут считаться любые данные, не содержащие государственную тайну. А под терминам «иностранная организация» - любые организации, в том числе и НАТО, ООН, Евросоюз, ОБСЕ. Но если информация не содержит государственную тайну, то она может быть доступна любому. И по какому праву государство должно запретить ее распространять? Ведь Конституция Грузии разрешает создавать, собирать, распространять любую информацию", - констатирует в интервью корреспонденту "Кавказского узла" один из авторов иска, эксперт по конституционным вопросам Вахтанг Хмаладзе.

Он считает, что в любой статье закона должна быть четкая формулировка, показывающая гражданину границы его возможных действий, когда он не нарушает или нарушает закон.

«Расплывчатые и неоднозначные статьи законов неправомерны. В частности, вторая часть статьи 314 может подвести под нее любого человека. Также эта статья предусматривает суровое наказание - от пяти до десяти лет лишения свободы. В то время как необходимо сравнить пропорциональность действия и наказания за него», - подчеркнул Хмаладзе.

Ранее о несовершенстве статьи о шпионаже также заявлял народный защитник Грузии Георгий Тугуши.

Руководитель неправительственной организации «Центр исследований выборов и политтехнологий», юрист Каха Кахишвили согласен, что при намеренной и незаконной трактовке правоохранительными органами действующей редакции статьи 314 легко можно обвинить в шпионаже любого человека, контактирующего с иностранцами. Особенно представителей неправительственных организаций и журналистов, сотрудничающих с зарубежными коллегами и изданиями. Что касается журналистов, то из них под наибольшим ударом, по его мнению, находятся военные аналитики, деятельность которых граничит между журналисткой и шпионажем.

Тем не менее, он уверен, что при внесении четких определений в статью 314 она по смыслу будет соответствовать статье 313 УК, согласно которой преступлением является выдача государственной тайны иностранному государству лицом, которому эта тайна была известна в силу служебного положения или была доверена в связи с исключительными обстоятельствами.

В большинстве стран передача иностранному государству информации, на которую не наложен гриф «секретно», но которая может реально нанести ущерб госинтересам, также является преступлением по статье шпионаж

«Если судить с правовой точки зрения, то авторы иска не правы в своем требовании. Ведь в большинстве демократических стран умышленная передача иностранному государству такой информации, на которую не наложен гриф «секретно», но которая может реально нанести ущерб государственным интересам, также является преступлением по статье шпионаж», - говорит Каха Кахишвили.

Кахишвили отмечает, что доказать выдвинутые обвинения в шпионаже трудно, поскольку требуется доказать мотив и умысел при сотрудничестве с иностранной разведкой при передаче секретной информации, а также тот факт, что эти действия могут причинить вред государству.

«Требуя в своем иске упразднить часть статьи, которую правоохранительные органы трактуют по-своему, они не смогут выиграть суд, - констатирует эксперт. - Так как своеобразная и не всегда правильная трактовка следователями норм права не служит причиной для подачи конституционного иска. В этом случае, при неправильной квалификации действий, свое слово должен сказать суд, рассматривающий уголовное дело».

По его словам, сегодня в Грузии, как и в других странах постсоветского пространства, преимущество имеет сторона обвинения. «Однако судя по тем тенденциям и реформам, которые наблюдаются в Грузии, надеюсь, что реформа коснется как суда, так и правоохранительных органов, вследствие чего у обвинения и защиты будут одинаковые права и обязанности, суд не будет отдавать предпочтения ни одной из сторон, а следователи и прокуроры не будут неверно трактовать нормы уголовного права», - указывает эксперт.

Кахишвили полагает, что основой заключения процессуального соглашения между государственным обвинением и фоторепортерами, которое предусматривало достаточно легкое условное наказание за реально тяжелое обвинение по статье «Шпионаж», стал резонанс в обществе и недостаточность улик.

Фоторепортеры Георгий Абдаладзе, Зураб Курцикидзе и Ираклий Геденидзе были арестованы утром 7 июля, всем им было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу России. 22 июля Тбилисский городской суд признал их виновными, но вынес решение о назначении условного наказания.

Автор:Инна Кукуджанова