ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На полу вокруг рабочего стола - россыпь из серебра, - отходы ручного труда необычного художника. Вместо кисти в руках - резец, вместо холста - серебряный кубок. За такой работой мы застали в Махачкале, в своей мастерской, художника по металлу Ильяса Изабакарова.
Каждое его действие требует большого мастерства. Ошибка перечеркнет весь многодневный труд. Он аккуратно, словно хирург, вонзает резец в серебряную посудину и выстругивает из нее металлическую стружку, создавая характерный ландшафт. После каждого его действия серебряные частицы отлетают в стороны. Они светятся под лучами света, как звезды. Тысячи частиц, и тысячи действий.
Ильяс показывает, как на гладкой поверхности появляются растительные узоры, подчеркивающие известный стиль, унаследованный от предков. На эти узоры потом нанесут чернь. Она затвердеет и после полировки останется на линиях и узорах. Полировка наводит блеск на серебро, а чернь создает контраст, подчеркивает орнамент.
Поверхность кубка снова становится гладкой, но на ней появились четкие черно белые узоры. Это только начало работы говорит собеседник. Этой посудине предстоит повторная операция, - более тонкая и глубокая гравировка, - почти месяц работы резцом. Рисунок осложняется, вырисовывается новый ландшафт. Мастер создает тонкие барельефы растений, мифических, божественных и человеческих образов. В этом суть орнаментального искусства. В разных изделиях по замыслу мастера могут быть использованы различные металлы, материалы, проволока, слоновая кость, эмаль, драгоценные камни.
То, что делал Ильяс - это работа гравировщика, одна из самых распространенных и творческих специализаций в Кубачи. Но сейчас Ильяс больше увлекается другим видом творчества: эмалью и филигранью. Если гравировщик вырезает узоры, то мастер по эмали и филиграни наносит на изделие узоры из проволоки, припаивает их, окрашивает в разные яркие цвета при помощи эмали.
Ильяс Изабакаров - академик европейской академии естественных наук. Это звание ему было присвоено в немецком городе Ганновер, за участие в международных конкурсах.
Расул Гамзатов на свой восьмидесятилетний юбилей был награжден Владимиром Путиным орденом Андрея Первозванного. Поэт, в свою очередь, подарил тогдашнему президенту сборник стихов: "Журавли Расула Гамзатова". Обложка сборника сделана из серебра и других металлов и художественно оформлена, с использованием гравировки, филиграни, эмали и слоновой кости. Эта одна из работ Ильяса Изабакарова. Он также создавал изделия для президента Азербайджана Ильхана Алиева, экс-премьера России Виктора Черномырдина, бывшего шефа "Газпрома" Рэма Вяхирева, и других известных людей.
Есть простое объяснение тому, почему Ильяс выбрал эту профессию: он родом из знаменитого дагестанского села Кубачи.
Об особенностях этого этнографического явления, разновидностях техники изготовления ювелирных и сувенирных изделий, я узнал во время поездки в Кубачи.
Здесь столько духовной пищи, что хватит всем читателям, - туристам, искусствоведам, этнографам, историкам, домохозяйкам, и т. д. Чтобы удовлетворить их любопытство одной однодневной поездки явно недостаточно. По большому счету, эта субкультура до конца не изучена. Чтобы найти ответы на многие вопросы нужно проводить серьезные научные исследования.
"Кавказский узел" представляет фоторепортаж Мусы Мусаева "Кубачи"
От южной автостанции Махачкалы в Кубачи совершают ежедневные рейсы две ГАЗели - без точно установленного графика (все маршрутки в Дагестане едут как только заполнятся пассажирами). К моему приходу на автостанцию, оказалось, что обе маршрутки уже уехали. Вместе с двумя опоздавшими кубачинцами мы сели на ГАЗель, которая едет только до райцентра Дахадаевского района села Уркарах.
Проехав по федеральной трассе "Кавказ" 100 километров на юг от Махачкалы, мы свернули в горы. Незаметно проехали утопающий в садах Маджалис, некогда столицу Кайтагского уцмийства, - феодального княжества, которому в определенный отрезок времени подчинялось, и Кубачи. Далее, по серпантину поднялись в Уркарах. Три часа езды - и мы недалеко от Кубачи. Мы видим его на соседней горе. Это так близко, что можно посчитать дома, которые расположились на гребне хребта.
Глотая пыль проезжающих автомобилей, и наслаждаясь холодной водой мы ловим попутный автомобиль в центре Уркараха. И вот удачное "голосование", - мы в кабине старого грузовика "Нисан", который везет пластиковые окна для одного из жителей Кубачи. Оказалось, что от Уркараха до Кубачи близко только птицам. Нам же пришлось по крутой "грунтовке" спуститься на самое дно ущелья, где протекает небольшая речка, а потом столько же подниматься. На крутых поворотах кабина грузовика кренилась так, что колеса терлись о крыло. Шум от трения водителя не смущал. Он сказал, что колеса соприкасаются с пластмассой, которая не навредит резине.
В центре Кубачи меня встретил друг моего родственника, мастер Гдажикурбан Урганаев.
То, что мы видели из Уркараха, оказалось современными домами "новых" кубачинцев. Будь мы в Уркарахе в XIX веке, мы бы не увидели оттуда Кубачи, потому что старое село расположено за горой.
Рядом появилось новое большое село, где 2-х и 3-х этажные дома выстроились в шеренги, соблюдая между собой дистанцию для любительского огородничества. И старое, и новое Кубачи с разных сторон обрастают новыми отселками.
В старом селе дома прижаты друг к другу. Их разделяют узкие улочки, с многочисленными арками, проходящими под самими домами. Раньше плоские крыши нижних домов, служили дворами для верхних. Крыши в старом Кубачи по-прежнему плоские, но в 70-х годах прошлого века они были покрыты кровлей из листового металла. Дома ступеньками уходят верх по склону, и заканчиваются сторожевой башней, которая иногда достает низколетящие тучи. В Дагестане, в целях обороны, и экономии плодородной земли, села строили в непригодных и труднодоступных местах.
Оказалось, что Кубачи не только защищен горами, но и часто маскируется под туманом. Как только я взял село в объектив фотокамеры, она укуталось сырым прохладным покрывалом. Местные жители считают туман обыденностью. Поэтому мне пришлось на следующее утро с первыми лучами солнца идти на панорамные съемки.
В июле в Кубачи - свадебный пик. А в последние годы все стараются отыграть их до великого поста Рамадан. В селе также придерживаются традиции не выдавать девушек замуж за жителей других сел. Родственники жениха и невесты играют отдельные свадьбы, которые на третий день сливаются в одно празднество у дома жениха, куда приводят невесту. В день моего приезда там играли две свадьбы.
Во время нашей неудачной фотосъемки на одной из свадеб заиграла музыка. Свадебный кортеж другой свадьбы направился к дому невесты. С Гаджикурбаном Урганаевым мы побывали на обеих свадьбах. Как оказалось, он не только хороший мастер, но и певец. На первой свадьбе - рода Куртаевых - он исполнил две песни, на второй свадьбе сплясал, как потом признался сам, "традиционно кубачинскую лезгинку", которую молодежь забывает. Раньше на свадьбу собиралось все село. Но сейчас население увеличилось, и люди собираются на специальной танцплощадке. Ночью 15 июля гости двух свадеб танцевали на этой площадке почти до утра. Там же несколько раз объявлялись танцы женихов и невест.
Кубачи - необычное село в горах среднего Дагестана, где обрабатывают не землю, а благородные металлы. Это древнее ремесло, которое в процессе многовековой эволюции превратилось в искусство, и прославило село на весь мир. И сейчас большинство сельчан занимаются художественной обработкой металлов, работают златокузнецами и ювелирами. Они связанны не только родственными узами, но и разделением труда. Плавка и прокат металла, монтировка изделий, резьба по металлу, камню, дереву, слоновой кости, гравировка, чеканка, насечка, филигрань, инкрустация, - все эти разновидности древнего ремесла могут быть звеньями одной технологической цепочки, и объединять в одно дело десятки мастеров.
Насечка золотом по железу требует очень высокого мастерства. Эта специализация была практически утрачена. Сейчас постепенно она возрождается. Таких специалистов в Кубачах единицы. Один из них - Шапи Куртаев. Он рассказал, что существует пять разновидностей техник насечки по железу. Мастер, словно волшебник, завязывает золотую проволоку в узелки арабского письма, или узоры, вковывает проволочный узор в специально проделанную канавку железного изделия. Часто насечку из золота делают на клинках холодного оружия. У Шапи сейчас много заказов, и заниматься прежней техникой, - филигранью, - времени совсем не остается.
На следующий день я побывал в гостях у отца мастера Ильяса Изабакарова — Гаджиомара Изабакарова. Он учитель школы и преподает необычный предмет, - основы кубачинского искусства.
Открыв дверь, Гаджиомар провел меня в небольшую комнату, где все стены и полки обвешаны и обставлены старинной посудой. В литых котлах собственно кубачинского производства готовили во время массовых мероприятий. На самом верху - медно-чеканные котлы "нукнус". Во время свадеб они заполняются мукой, рисом, сахаром, и другими сыпучими продуктами, и их преподносят в качестве приданого невесты. В музее много китайского, японского, французского фарфора, иранской металлической посуды, что свидетельствует о торговых связях кубачинцев с жителями этих стран. Экспонаты подтверждают, что эти связи были развиты в период Средневековья. Заведующий восточным отделом Эрмитажа, когда был в гостях у Гаджиомара, определил возраст китайской тарелки с изображением петуха — XIV век. Домашние мини-музеи есть у многих других жителей села.
В музее Кубачинского художественного комбината хранятся творения рук лучших мастеров ХХ века, в том числе работы народного художника России Расула Алиханова.
Ваза с барельефом Сталина, выполненным из слоновой кости, работа знаменитого мастера Гаджибахмуда Магомедова. Ваза была подарена вождю, но после смерти Сталина, когда развенчивали культ личности, шедевр хотели пустить на переплавку. Кубачинцам удалось его выкупить.
В музее хранятся декоративные деревянные двери средневековой мечети. Двери сохранили яркие цвета натуральных красок, узоры и надписи, фигурную резьбу из слоновой кости.
Здесь же хранится уникальный экспонат XIV века, который говорит о демократичности кубачинского вольного общества. В XIV-XV веках часть жителей села были язычниками, другая часть - мусульманами. Но это не привело к расколу или конфликтам, что происходит на некоторых территориях современного Дагестана. Свидетельством соблюдения свободы вероисповедания и взаимного уважения религиозных чувств является музейный экспонат, - минбар, - кафедра, с которой имам читает пятничную молитву. Она представляет собой большую деревянную стенку, на которой два десятка табличек. На одних табличках - надписи на арабском языке, на других - языческие ритуальные знаки. Минбар свидетельствует о том, что мусульмане и язычники, ходили в одну мечеть. В период существования на территории современного Дагестана государства Кавказская Албания, до V-VII веков, часть кубачинцев были христианами.
В 1992 году музей художественного комбината был ограблен. Воры украли саблю Надиршаха, с двойным лезвием, и хотели вывести в Турцию. Заодно они взяли много других вещей и убили сторожа, второй сторож был ранен. Воров поймали, и музейные экспонаты были возвращены. Сабля Надиршаха была отреставрирована Гаджибахмудом Магомедовым.
Кубачи был центром производства холодного и огнестрельного оружия, - ножей, кинжалов, сабель, кольчуг, пистолетов, ружей. Здесь производили и мирную продукцию: широкий ассортимент домашней посуды, женских украшений, бляшек для мужских ремней, и женских поясов, деталей конской сбруи и т.д. Эти товары отличались не только качеством, но и кубачинским стилем нанесения узоров и рисунков. В период распространения ислама, кубачинский орнамент сочетается с надписями на арабском языке. Новый подъем ремесла произошел во второй половине XIX века, когда в среде русского офицерства стало модно носить кавказское оружие.
Средневековые образцы оружейного искусства кубачинских мастеров хранятся в Оружейной палате Кремля, в Историческом музее, и в Музее истории и культуры народов востока в Москве, а также в музеях Махачкалы. На изделиях, изготовленных в советский период, растительные узоры сочетаются с символикой СССР, барельефами вождей, пятиконечными звездами. Кубачинцы делали оружие и другие изделия для ханов, царей, генсеков. Александр III заказал кубачинцам набор холодного оружия, который подарил английской королеве Виктории. Этот дар хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Жители села не занимаются сельским хозяйством и живут относительно зажиточно только за счет ремесла. Как в советское время, так и сейчас, выходными днями здесь являются пятница и суббота. В четверг - базарный день, - из других сел завозят продовольствие и другие товары. Во времена СССР вместо колхоза здесь был создан Кубачинский художественный комбинат.
Школа в Кубачи тоже необычная. Дети с младших классов изучают основы кубачинского искусства и после окончания школы получают специальность "ювелира-гравер", с присвоением разряда. Гаджиомар Изабакаров рассказал, что в 1962 году, когда во всех школах ввели производственное обучение, кубачинской школе тоже предложили открыть столярные, слесарные, учебно-производственные цеха. Но дирекция школы обратилась к советскому правительству с просьбой, чтобы, в целях сохранения традиционного ремесла, в Кубачи разрешили вместо уроков труда с 5-го по 10-й классы обучать детей основам кубачинского искусства.
Министр просвещения РСФСР, увидев готовые произведения, сказал: "история не простит, если мы дадим погибнуть этому искусству", и разрешил с подготовительного класса ввести этот уникальный предмет.
Гаджиомар Изабакаров 40 лет преподает в школе основы кубачинского искусства. Работы, выполненные учащимися, три раза экспонировались в США, а также в Чили, Сирии, Турции, и в других странах мира. За участие в выставках ВДНХ СССР 113 учеников удостоены медалями "Юный участник ВДНХ".
Ранее выпускники кубачинской средней школы работали на художественном комбинате. Сейчас каждый трудится на себя. Изделия, созданные мастерами Кубачи, выставлялись на всемирной выставке в Париже и были удостоены высшей награды. В 2011 году указом президента России Гаджиомару Изабакарову присвоено звание "Заслуженный художник РФ". В 2008 году в Государственном Кремлевском дворце семье Изабакаровых вручили национальную премию общественного признания "Семья России", в номинации "Династия". Глава семьи - Гаджиомар - награжден золотой, двумя серебряными, и бронзовыми медалями ВДНХ.
Кубачинский художественный комбинат вчера и сегодня
В 1928 году в Кубачи была создана артель, а потом - художественный комбинат. В начале 1990-х там работало около 600 человек. Тогда в месяц обрабатывали примерно тонну серебра. В те годы многие мастера ушли с комбината и стали изготавливать изделия дома. Гаджиомар Изабакаров считает, что комбинат должен работать, поскольку это единственное предприятие, обеспечивающее занятость молодежи традиционным ремеслом. Но предприятие, по его словам, нуждается в поддержке государства, в части приобретения основного сырья, - серебра. "Хотя сейчас разрешено заниматься индивидуальным производством, цены на серебро сильно поднялись", - обозначил он проблему.
Гравировщик Гаджикурбан Урганаев работал на Кубачинском художественном комбинате 25 лет. Сейчас он там просто числится, поскольку на комбинате нет работы. Урганаев, как и многие другие мастера, работает, если есть заказы. Но с началом из-за кризиса 2008 года, по словам собеседника, спрос на продукцию упал, а цены на серебро подскочили. Поэтому, некоторые кубачинцы ищут другие источники дохода. Одни начали держать скот, другие занимаются торговлей. Молодежь в поисках заработка уезжает из села и бросает традиционное ремесло.
30 августа 2011 года
Какая красота!!!!) Произведения ювелирного искусства!!! Какой бы спрос на все это (особенно женские украшения) был бы в России и мире! Только работайте!)
очень красивые вещи делают. на выставках не упускаю возможности, что-нибудь у них преобрести))))