23 апреля вечером в Ашхабаде завершилось первое пленарное заседание саммита глав государств каспийской "пятерки" - России, Туркмении, Азербайджана, Ирана и Казахстана.
Заместитель руководителя кремлевской администрации Сергей Приходько сообщил журналистам, что заседание завершилось "на очень хорошей ноте".
По его словам, "предварительно согласован ряд мер и шагов по дальнейшему сотрудничеству не только по определению правового статуса Каспия, но и по другим направлениям".
"Есть основания полагать, что если сегодня вечером эксперты хорошо поработают, то завтра мы сможем представить на подписание президентам серьезный документ, содержащий ряд конкретных и очень важных решений", - утверждает господин Приходько.
Между тем, на первом заседании саммита развернулась дискуссия между лидерами Ирана, Азербайджана и Туркмении по поводу деления Каспия на несколько национальных секторов.
Президент Ирана Сеид Мохаммад Хатами заявил на саммите, что статус Каспийского моря должен базироваться на существующих документах - договорах от 1921 и 1940 гг. Иран считает, что статус Каспия должен предусматривать общее пользование ресурсами моря и совместное сотрудничество, так как только 5 государств Каспийского бассейна в состоянии следить за ситуацией в регионе.
По мнению Хатами, проблема статуса моря может быть урегулирована только без односторонних решений и вмешательств в процесс посторонних сил. Президент Ирана заявил, что его государство предлагает остальным партнерам по Каспию воздержаться от любых работ на 20-процентах территорий моря, которые, по словам Хатами, являются минимальной долей Ирана при условии деления Каспия на национальные сектора.
Однако, по мнению президента Азербайджана Гейдара Алиева, отсутствие статуса не может служить основанием для прекращения работ на Каспийском море в уже сложившихся национальных секторах.
По мнению президента Туркмении Сапармурата Ниязова необходимо приостановить любые работы на спорных территориях. Ашхабад и Баку ведут спор по поводу некоторых месторождений на море.
Как азербайджанская, так и туркменская стороны считают эти месторождения полностью или частично своими.