ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представленные на международном художественном симпозиуме "Аланика-2011" произведения искусства, знакомящие с самобытной народной культурой, традициями и обычаями, позволяют изменить устоявшееся восприятие Северного Кавказа как "горячей точки". Такое мнение единодушно выразили участники и гости творческого форума, проходившегося в столице Северной Осетии.
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", помимо финальной выставки, прошедшей в здании Северо-Кавказского филиала государственного центра современного искусства, художественные произведения расположились в выставочном зале Национального музея.
Кроме того, участники вышли за рамки предоставленных им для работы помещений - граффити преобразили стены кинотеатра "Комсомолец", что в историческом центре Владикавказа, несколько участков центрального парка культуры и отдыха тоже не остались без внимания художников, приехавших в республику. Возле пруда появилась объектная инсталляция "Хозяин" арт-группы "Сан-Донато". Французская художница Софи Валетт украсила фольгой выступающие из-под земли корни старого дерева.
Терек как символ единения культур
Интересные работы представили итальянские художники, прибывшие на симпозиум в составе делегации из пяти человек. В их числе - Альберто Мариани, который в третий раз приезжает во Владикавказ. В ходе форума он создал две композиции "Быть или иметь" и "Game over". Его коллега Бруниво Бутарелли посвятил свою работу теракту в Беслане 1-3 сентября 2004 года.
"Фрагменты металлической сетки символизируют заключение и принуждение, а белым цветом я бы хотел выделить души детей. Сети разрываются в момент воспламенения - выпускают наружу истерзанные души", - представил идею своего произведения Бутарелли.
Художники из России и ближнего зарубежья представили темы: люди и природа Кавказа, настоящее и будущее региона. Магомед Рашидов из Баку продемонстрировал инсталляцию "Стремление", выполненную из железа и стекла. По словам автора, идейное содержание работы - борьба природы с человеческим фактором, разрушающим все на своем пути.
"Есть стремительной поток природной энергии, пронзающий пространство. Терек (река. - Прим. "Кавказского узла") - бурный и порывистый, как аллегория коня, является олицетворением чистоты и желаний", - пояснил азербайджанский художник.
Язык природы на холсте
Две работы, выполненные в ходе симпозиума также посвящены реке Тереку, которая берет свое начала от горы Казбек, протекает через северокавказские республики и впадает в Каспийское море. По словам художника Дмитрия Васильева, который приехал на симпозиум из Калининграда, исторически Терек объединял народы Кавказа, являлся символом единения культур.
"Если всмотреться, то в бурлящем потоке можно увидеть лезвие опасной бритвы, и этой метафорой я сознательно обостряю происходящее на Кавказе. И я верю, что буйный поток очистит и унесет все беды навсегда", - рассказывает Васильев о своей работе - фотоинсталляции, украсившей выставочное помещение на площади более 30 квадратных метров.
По словам художника из Дагестана Алади Магомедова, Терек в течение многих веков проделывает свою ежедневную монотонную работу, обнажает берега, позволяя нам четко увидеть ритмические горизонтали, выработанные в течение десятилетий.
"Природа сама подсказывает, что я должен сделать, - говорит Магомедов. - Я перевожу язык природы, документирую на холст, не прилагая при этом больших усилий. Символически использую песок этой местности, смешиваю с акриловыми красками, кусками намазываю на холст, слой за слоем, образуя многокрасочный рельеф".
Художник добавил, что в указанную серию под названием "Ритм" вошли десять работ.
Формирование имиджа Кавказа
С результатами творческого труда участников симпозиума ознакомился глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. По его мнению, немаловажным является то, что созданные произведения, отражают богатый спектр взглядов на особенности территории, национальные традиции и уникальный природный ландшафт.
"Расширяя границы искусства за счет новых жанров, технологий и презентаций, новые авторские высказывания - сдержанные, тактичные, корректные по отношению к национальной исторической культуре Осетии и региона - способствуют созданию привлекательного имиджа Кавказа на международном уровне, - подчеркнул глава республики. - Помимо сугубо творческих аспектов для нас особенно важно, что к нам в Осетию, на Кавказ, приезжают все новые и новые гости, которые, окунувшись в атмосферу гостеприимства, взаимопонимания и радушия, по возвращению в свои города и страны, развенчивают мифы о нашем крае как "горячей точке", как о земле, на которой живут люди, далекие от эстетического восприятия бытия".
В течение пяти лет проведения художественных симпозиумов в Северной Осетии побывали художники из Австрии, Израиля, Румынии, Великобритании, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Армении. Год за годом расширялась география российских участников симпозиума: от Калининграда до Урала, от Санкт-Петербурга до Владикавказа. В дар Национальному музею республики передано более 150 работ.
10 сентября во Владикавказе в здании Северо-Кавказского филиала "Государственного центра современного искусства" состоялась церемония закрытия V международного художественного симпозиума "Аланика".
28 графических работ, выполненных участницами "Аланики- 2011" Надеждой Павловой и Натальей Соколовой, будут переданы в дар многопрофильному медицинскому центру в Беслане.
В открывшемся 25 августа во Владикавказе V международном художественном симпозиуме "Аланика-2011" приняли участие мастера современной живописи, графики, инсталляции, фото- и видео-арта, представляющие Италию, Великобританию, Францию, Хорватию, Польшу, Украину, Израиль, Азербайджан. В республику также прибыли их коллеги из Москвы, Калининграда, Екатеринбурга и Махачкалы. Организатором симпозиума является Министерство культуры и массовых коммуникаций Северной Осетии при поддержке Министерства культуры России и при участии "Государственного центра современного искусства".
Небольшие корректировки
Художница, создавшая объект лэнд-арт "Я и дерево", дерево, корни которого обернуты в фольгу - Эммануела Камаччи из Италии
Художник из Дагестана -Апанди Магомедов, а художник из Азербайджана - Мамед Рашидов