05:16 / 15.09.2011"Репортеры без границ": ситуация со свободой прессы в Дагестане и Чечне нисколько не улучшилась

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Правозащитники считают, что на Северном Кавказе ситуация со свободой прессы за последние два года ухудшилась. Об этом было заявлено на состоявшейся 14 сентября в "Независимом пресс-центре" в Москве пресс-конференции «Северный Кавказ: журналисты и правозащитники под угрозой».

В конференции приняли участие глава отдела по Европе и Средней Азии организации «Репортеры без границ» Йоханн Бир и сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

 

Мы встречались и с журналистами, и с официальными лицами, на основе встреч мы будем делать доклад, но первые впечатления – ситуация ухудшается

Йоханн Бир резко раскритиковал позицию властей ряда республик Северного Кавказа в отношении журналистов.

«За последние два года ситуация со свободой прессы в Дагестане и Чечне нисколько не улучшилась, а скорее даже ухудшилась. Мы встречались и с журналистами, и с официальными лицами, на основе встреч мы будем делать доклад, но первые впечатления – ситуация ухудшается», - заявил Бир.

Выступивший на пресс-конференции Черкасов напомнил, что в ноябре 2007 года в Дагестане был убит лидер местного «Яблока», правозащитник Фарид Бабаев, и удалось добиться осуждения участников убийства. «Правда, организатор сбежал – у него брат в правоохранительных органах - и так и не осужден, но это большой результат», - отметил Черкасов, образно сравнив сам «результат» со «средней температурой по больнице».

Он добавил, что сейчас в Дагестане начался процесс против милиционеров, избивших летом прошлого года адвоката Сапият Магомедову, и, по словам Черкасова, то, что правоохранителей судят – «не самое худшее, что может быть». «Там можно чего-то добиваться», - уверен он.

Ситуация напоминает советское время, когда существовала самоцензура, и журналист знал, что писать можно, а что нет

По словам правозащитников, иная ситуация наблюдается в Чечне.

«Есть угрозы, журналистов часто вызывают в полицию, но избиений и убийств нет», - заверил Бир.

Он считает, что отсутствие насилия над журналистами стало следствием «атмосферы страха, веющей в республике».

«Журналисты не хотят ссориться с властью, боятся, а значит и не пишут ничего оппозиционного. Ситуация напоминает советское время, когда существовала самоцензура, и журналист знал, что писать можно, а что нет», - констатировал Бир.

В Чечне существует единственное оппозиционное издание - «Грозненский рабочий», причем продающееся в киосках прессы за деньги, в то время как все остальные печатные СМИ бесплатны и, по мнению Бира, полностью подконтрольны президенту Чечни Рамзану Кадырову

Бир говорил с редакцией «Грозненского рабочего» и расспросил журналистов, писали ли они на неугодные для Кадырова темы, например, проигрыш в суде Олегу Орлову. «Они ответили, что освещали дело, но то, что Орлов был оправдан судом, писать не стали», - рассказал Бир и добавил, что роль цензуры в прессе Чечни очень большая.

Кадыров не скрывает своей политики в области СМИ. По его собственным словам, пресса должна служить единству чеченского народа.

Напомним также, что в декабре 2011 года в Москве прошла международная конференция "Обеспечение безопасного будущего журналистики в Восточной Европе". Тогда Кроуфут подчеркнул что, большая часть погибших в России журналистов либо работали и жили на Кавказе, либо освещали этот регион и проблемы, связанные с северокавказскими республиками.

Автор:Ярослав Козулин