ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Родители детей, зараженных в 1988 году в Калмыкии ВИЧ-инфекцией, требуют от государства компенсации за моральный ущерб, сообщил представитель инициативной группы Очир Шовгуров. По его словам, жители республики еще в июне подали иск в Элистинский городской суд, который потребовал у родителей документ о признании их "потерпевшей стороной", так как ранее они проходили по делу как свидетели.
"В июне этого года родители подали иск в Элистинский городской суд о предоставлении компенсации за моральный ущерб, причиненный в результате заражения их детей смертельным вирусом. Суд принял документы, но приостановил дело, потребовав у родителей документ о признании их "потерпевшей стороной", - рассказал Очир Шовгуров.
Он пояснил, что по делу, которое было заведено после инцидента, родители выступали в качестве "свидетелей". В этом случае компенсация им не положена. "Постановление о статусе "потерпевших" в то время получили единицы", - добавил Шовгуров.
7 сентября группа родителей обратилась в региональный Следственный комитет с жалобой и требованием отменить постановление о прекращении уголовного дела и признать их потерпевшей стороной для того, чтобы получить денежную компенсацию за моральный ущерб.
Ранее все обращения поодиночке не давали результата. "Мы также обратились к руководителю комиссии, проверявшей деятельность регионального следственного управления Алексею Куфакову, который сказал, что ситуация требует тщательной проверки", - продолжил Шовгуров.
Рассказывая о последствиях трагедии 1988 года, представитель инициативной группы констатировал, что в настоящее время из 74 зараженных тогда детей в живых осталось 30 человек. "Дети умирали на руках своих мам и пап. Кому-то было полтора года, а кто-то сгорел в 16 лет. Некоторые, не выдержав испытаний, добровольно ушли из жизни. Все это время несчастные родители пытаются добиться справедливости", - отметил Шовгуров.
В региональном Следственном комитете отказались от комментариев по жалобе родителей, заявив, что документы переданы на рассмотрение председателю СК РФ Александру Бастрыкину.
Родители решили дождаться официального ответа СК, и, если будет дан отрицательный ответ, они подадут иск в суд о признании их "потерпевшими", передает РИА "Новости".
В конце 1988 года в столице Калмыкии городе Элисте было зарегистрировано заражение вирусом иммунодефицита маленького ребенка и женщины-донора. Комиссия, расследовавшая эту ситуацию, выявила еще 25 инфицированных больных, к лету 1989 года было зарегистрировано уже 69 больных детей. По официальной версии, дети были заражены СПИДом из-за халатности врачей, которые использовали многоразовые шприцы.
Эпидемиологическое расследование показало тогда, что источником инфекции послужил муж одной из зараженных женщин, который заразился вирусом во время заграничной командировки (возможно, при инъекциях). Вспышку ВИЧ-инфекции в столице Калмыкии не удалось локализовать. Инфицированные дети впоследствии были выявлены в Волгограде, а также в Ростовской области и Ставропольском крае. Причем было доказано, что эта «цепочка» тянется из Элисты, а причиной появления новых вирусоносителей стали опять же грубые нарушения медсестрами правил стерилизации инструментов (подключичных катетеров, шприцев, игл).
По данным Минздрава России, к середине апреля 1990 года (примерно через полтора года после того, как были зарегистрированы два первых случая ВИЧ-инфекции), число зараженных детей в этих четырех городах превысило 200 человек (Ростов-на-Дону - 79, Элиста - 73, Волгоград - 50, Ставрополь - 14), пишет "Свободная пресса".
Как сообщал "Кавказский узел", в 2003 году в Калмыкии была создана межведомственная комиссия по проблемам ВИЧ-инфекции при правительстве республики. Одной из задач комиссии является разработка рекомендаций, касающихся комплексного подхода к проблеме предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией путем улучшения здоровья женщин и повышения их образовательного, правового и социального статуса.