ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Привезенные в Чечню из Великобритании мусульманские реликвии имеют не только религиозное, но и политическое значение, однако их подлинность вызывает вопросы. Об этом заявили исламоведы Гейдар Джемаль и Алексей Малашенко.
Как ранее сообщал «Кавказский узел», чашу пророка Мухаммада и два ковра, которыми, как считается, долгое время была покрыта его могила, привезли в Чечню 21 сентября. Реликвии первоначально выставили в главной мечети республики имени Ахмата Кадырова, а затем перевезли в родовое селение Кадыровых – Центорой.
Сомнение в подлинности привезенных в Чечню реликвий озвучил председатель Исламского комитета России, постоянный член организации «Исламо-арабская народная конференция», депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации Гейдар Джемаль. «Встает вопрос аутентичности реликвий. Это вопрос к исламским историкам», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» эксперт.
Джемаль считает, что подлинность реликвий должны подтверждать соответствующие документы. «В данный момент аутентичных вещей Мухаммада нет и быть не может, поскольку они изъяты из человеческого обращения, и в лучшем случае воспользоваться ими могут только институты, несущие на себе духовный отпечаток», - уверен эксперт.
Гейдар Джемаль поставил особый акцент на суфийском толке исповедуемого в Чечне ислама, для которого важна «первоначальная энергия подлинных реликвий». «Эти реликвии носят культовый характер. Но в данном случае надо делать скидку на то, что мы имеем дело с суфийской позицией, а она обращает внимание на такую вещь как благодатная энергия. Для строгого ислама эта энергия не является значимым объектом, а для суфиев - является», - заявил председатель Исламского комитета России.
Немаловажным считает эксперт и политический аспект прибытия реликвий в Чечню. «Привоз их в Чечню делает республику местом, которое получает как бы санктификацию, право доступа к ним. Столица Чечни становится площадкой, избранной для присутствия этих вещей», - сказал Джемаль.
На политическую подоплеку привоза мусульманских святынь в Чечню обратил внимание также востоковед, политолог, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. «Кадыров кроме президентства Чечни упорно претендует на то, чтобы быть еще и духовным лидером в республике», - сказал эксперт, отметив, что привоз реликвий «логично следует из политического поведения Кадырова».
Эксперт выразил сомнение в том, что прибытие реликвий имеет важное значение для мусульман всей России. «Думаю, российские мусульмане воспринимают эту ситуацию несколько иначе, чем чеченские. Это не общероссийское событие», - считает Малашенко.
Кадыров и его окружение своими действиями канонизируют реликвии, что противопоказано в исламе, считает представитель духовенства Чечни, пожелавший не публиковать свое имя. «В исламе не принято канонизировать пророков, и называть чашу Мухаммада святыней религии не совсем правильно», - рассказал источник.
Отметим, что 22 сентября Рамзан Кадыров вместе со своими соратниками и известными религиозными деятелями провезли реликвии по святым местам Чечни. Действо сопровождалось уже ставшими традиционными для республики празднествами: машина со святынями сопровождалась личным кортежем Кадырова, состоящим из дорогих иномарок, тысячи людей вышли на улицы, чтобы посмотреть на святыни. Также собралось много народу и в мечети, и на кладбище.