05:55 / 03.10.2011В экспозиции музея карабахских ковров в Шуши представлены десятки экспонатов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В городе Шуши (Нагорный Карабах) с середины сентября работает музей антикварных и современных карабахских ковров и карпетов (ковер из шерсти, без ворса). Основателем музея является Вардан Асцатрян, который и представил частную коллекцию.

Создание музея приурочено к 20-летию независимости республики, в экспозиции представлены десятки ковров и карпетов из разных селений Нагорного Карабаха, и среди экспонатов старинных ковров, встречаются достаточно редкие изделия, возраст которых более ста лет.

Администрация музея сообщила, что на выставке-продаже представлены новые ковры, которые предоставила армянская компания по производству ковров "Мегерян".

"Карабахские ковры характеризуются богатством и насыщенностью красок, изяществом и многообразием орнаментальных форм, символикой, и среди экспонатов встречаются достаточно редкие изделия", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" смотритель музея Юлия Мангасарян.

"В нашем музее выставлены старинные ковры и карпеты, которые мы находили в селах и деревнях Нагорного Карабаха. Для этого наши сотрудники ездят по всей республике. Некоторые жители, узнав, что есть такой музей, сами привозят ковры, другие хотят продать, естественно, мы покупаем", - добавила Мангасарян.

Она заметила, что все старинные экспонаты проходят реставрацию в Армении.

"Все старинные ковры и карпеты выставлены для показа. Мы ни в коем случае их не продаем", - заявила смотритель и добавила, что "музей создан и для того, чтобы не позволить частным лицам вывозить старинные экспонаты за пределы Карабаха".

"Для продажи у нас есть зал новых ковров, которые нам предоставляет компания "Мегерян", все новые ковры ткали, строго придерживаясь карабахских символик и атрибутов", - отмечает Мангасярян.

Смотритель музея сказала, что посетителей много, в особенности туристов.

Посетительница музея, туристка из Европы Арпи Яландузян заявила, что она в восторге от музея.

"Я родилась в Европе и хотя армянка по крови, но так мало знаю про свою историческую Родину. В моем сознании Карабах - это освободительное движение, президент и церкви Гандзасар и Дадиванк. Но, приехав сюда, я узнала больше, а музей антикварных карабахских ковров - просто огромное открытие для меня", - говорит она.

Ей "захотелось купить один из старинных карпетов, но это невозможно - говорят, не продается". "Но я не унываю, потому, что у меня есть фотографии, которые я покажу своим знакомым в Европе", - заключила Яландузян.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в Нагорном Карабахе нет государственных и частных предприятий занимающихся производством ковров. Бывший директор Степанакертской ковровой фабрики Роберт Бабаян поведал, что в советское время фабрика "насчитывала порядка 200 работников и вся продукция вывозилась в Баку".

Бабаян не в курсе, как представлял Советский Азербайджан карабахские ковры на международном рынке, потому что "все решала партия". "Но после карабахской войны фабрика работала еще несколько лет, но так как себестоимость продукции была высокой, то реализовывать ее стало невозможно. Покупателю невыгодно было приобретать наши ковры", - уточняет Бабаян.

Он добавил, что "со стороны властей были попытки спасти ковроткацкую фабрику: освободить от налогов, поиск инвестиций, но опять же покупателя не было". Были предприниматели, которые попытались основать частное предприятие по производству ковров, но из-за себестоимости "все они обанкротились".

"Наша продукция стоит дороже, чем в неразвитых странах - это ручная работа, естественные красители, шерстяные нитки, художники, которые строго придерживались карабахских рисунков", - пояснил Бабаян.

Бывшая работница Степанакертской ковроткацкой фабрики Лаура Петросян вспоминает, что раньше она не представляла, что когда-то станет безработной. "В те годы было столько заказов, мы еле успевали. У многих из нас были ученицы, которых надо было срочно обучить. Но в итоге все мы остались без работы", - констатировала Петросян.

Между тем, в Министерстве культуры Карабаха сообщили, что при ведомстве нет отдела и специалистов, которые занимались бы исследованием карабахских ковров.

"Конечно, мы считаем карабахские ковры и карпеты национальным достоянием и культурным наследием Карабаха, но пока этим вопросом не занимались. Мы разрабатываем проекты и понимаем, что надо возродить в Карабахе это ремесло", - заявил сотрудник министерства.

Эксперт по карабахским коврам Давид Арушанян указал, что сейчас в Нагорном Карабахе нет людей ткущих карабахский ковер или карпеты. По его словам, все подобные изделия имеют свои узоры, по которым специалист может безошибочно их опознать.

"Есть знаки, символики, атрибуты которые приняты в армянских коврах. Также плотность узлов, естественным путем полученные цвета. Еще христианские знаки или изложение библейских историй - все это характерно для армянских ковров", - добавил Арушанян. При этом он заметил, что на сегодня "наше богатство - это то, что осталось от старых мастеров".

"Те, которые продолжают ткать в домашних условиях, не придерживаются канонов. Они делают ковры для скорейшей продажи, потому вся их продукция - это коврики-сувениры", - с сожалением заключил эксперт.

Автор:Алвард Григорян