ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Венецианская комиссия Совета Европы (ВКСЕ) обнародовала свое заключение по вопросу соответствия законодательства Азербайджана об НПО европейским стандартам в области прав человека. Документ был одобрен на 88-й сессии ВКСЕ, прошедшей 14-15 октября в Венеции, на которую также были приглашены Али Гасанов и Шахин Алиев, руководители двух отделов администрации президента Азербайджана - общественно-политического и законодательства и правовой экспертизы.
Заключение ВКСЕ было принято на основе комментариев, подготовленных экспертами Вероникой Былковой (Чехия) и Хердис Зоргеирсдоттир (Исландия). Текст документа размещен на официальном сайте ВКСЕ.
Инициатором экспертизы явился комитет ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека, направивший в конце июня специальное обращение в связи с обеспокоенностью местных и международных активистов гражданского общества по поводу нововведений в азербайджанском законодательстве. Речь шла о поправках, внесенных в закон об НПО в 2009 году и принятом на их основе постановлением Кабинета министров 16 марта 2011 года.
В запросе особое внимание было обращено на положения закона и постановления правительства, касающиеся регистрации филиалов и представительств международных неправительственных организаций в Азербайджане. В частности, для регистрации было выдвинуто требование предварительного подписания соглашения данного НПО с правительством Азербайджана.
Но еще до принятия этого постановления Минюст 10 марта 2011 года под предлогом отсутствия таких соглашений приостановил деятельность Американского национального демократического института (США, NDI) и "Дома прав человека Азербайджана" - подразделения Норвежского фонда "Дом прав человека".
Напомним, офис "Дома прав человека" в центре Баку был закрыт властями 10 марта в преддверии назначенного через социальные сети акции протеста в Азербайджане "11 марта - Великий народный день". Власти мотивировали это проблемами у НПО с законодательством и отсутствием договора о деятельности. "Дом прав человека" был одной из немногих площадок, где активисты гражданского общества могли обсуждать ситуацию с правами человека.
Подобное отношение к иностранным НПО вызвало критику "Международной партнерской группы по Азербайджану" с участием 20 известных в мире НПО, которые призвали Совет Европы принять меры в защиту свободы выражений в стране. 29 сентября 2011 года комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг "призвал власти не создавать препятствия для НПО, желающих работать в Азербайджане". 5 октября 2011 года генеральный секретарь Совета Европы призвал правительство Азербайджана уважать свободу выражения мнений и ассоциаций, отмечается в заключении ВКСЕ.
выдвижение заранее условия для деятельности НПО противоречит обязательствам Азербайджана как члена СЕ уважать свободу объединений
Эксперты констатируют, что иностранные НПО, желающие работать в Азербайджане, согласно закону, должны соответствовать определенным условиям, в частности, "уважать национально-нравственные ценности" и не должны быть вовлечены в "политическую и религиозную пропаганду". "Однако выдвижение заранее условия для деятельности НПО противоречит обязательствам Азербайджана как члена СЕ уважать свободу объединений, не вмешиваясь, например, с помощью запретов в функционирование ассоциаций", - говорится в документе далее.
Свобода ассоциаций является необходимым условием для других основных свобод. "То, каким образом национальное законодательство закрепляет эту свободу, и ее практическое применение властями выявляет действительно состояние демократии в стране", - цитируют эксперты предыдущее заявление ВКСЕ по вопросу свободы ассоциаций.
Они также указывают, что за последние три десятилетия СЕ принял ряд специальных документов, касающихся правового статуса неправительственных организаций. Наиболее важным из них является "Европейская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций".
государственное вмешательство в свободу ассоциаций на предмет выявления нарушения иностранным НПО законодательства возможно только по фактам конкретных действий
Помимо того, предварительное выдвижение требований и условий к деятельности иностранных НПО нарушает их другие свободы, констатируют эксперты ВКСЕ. "Право на свободу ассоциации переплетается с правом на свободу мысли, совести, религии, убеждений и их выражения", - подчеркивается в заключении и отмечается, что государственное вмешательство в свободу ассоциаций на предмет выявления нарушения иностранным НПО законодательства возможно только по фактам конкретных действий, а не изначальным накладыванием на них обязательства.
В экспертном заключении Венецианская комиссия указывает и на абстрактность такого понятия, как уважение иностранными НПО "национально-духовных ценностей Азербайджана", поскольку в законодательстве страны не раскрывается суть этого понятия.
ВКСЕ также обращает внимание на отсутствие сроков рассмотрения обращений иностранных НПО, что позволяет затягивать с их рассмотрением.
Глава "Азербайджанского дома прав человека" Вугар Годжаев позитивно оценил экспертное заключение ВКСЕ. По его словам, принятие этого документа усиливает надежды на скорейшее решение вопросов, связанных с возобновлением деятельности правозащитной структуры, являющейся подразделением Норвежского фонда "Дом прав человека".
В экспертном заключении ВКСЕ озвучены и другие недостатки азербайджанского законодательства об НПО.
регистрация местных НПО также является длительной и сложной процедурой, результаты которой довольно трудно предсказать
В частности, указывается, что регистрация местных НПО также является "длительной и сложной процедурой, результаты которой довольно трудно предсказать". Правда, НПО могут действовать и без регистрации в качестве юридического лица, однако отсутствие такого статуса создает некоторые трудности, в частности лишает их права стать прямыми получателями грантов.
Одним из таких местных НПО, которому не удалось получить государственную регистрацию, является Центр мониторинга выборов и обучении демократии (ЦМВОД).
Он был создан еще в декабре 2008 года учредителями и членами Центра мониторинга выборов (ЦМВ), ликвидированного властями в мае того же года. "Власти открыто демонстрируют предвзятое отношение к нам, и это связано с нашими объективными выводами по итогам мониторингов выборов. Сначала нас лишили регистрации, потом мы создали новое НПО, но и его Минюст отказался зарегистрировать. Мы прошли все судебные инстанции, и теперь наша жалоба на правительство Азербайджана находится на рассмотрении Европейского суда по правам человека", - рассказал глава ЦМВОД Анар Мамедли.
По его словам, десятки НПО годами не могут пройти государственную регистрацию.
Требование сдачи отчетности в Минюст является формой политического контроля над гражданским обществом, так как Минюст получает возможность не регистрировать или затягивать регистрацию грантовых проектов
Мамедли позитивно оценил и отражение в заключении ВКСЕ усложнения процедур финансовой отчетности НПО. "От НПО требуют регистрации грантов в Минюсте и представления в это ведомство общей финансовой отчетности. Но это совершенно необоснованно. НПО и так представляют финансовую отчетность в Минналогов как налогоплательщики. Требование сдачи отчетности в Минюст является формой политического контроля над гражданским обществом, так как Минюст получает возможность не регистрировать или затягивать регистрацию грантовых проектов", - считает Мамедли.
Отметим, что в заключении ВКСЕ содержится призыв к властям Азербайджана пересмотреть закон об НПО и привести его в соответствие со стандартами СЕ в области прав человека.
вопросы регистрации НПО регулируются на основе действующего законодательства и постановления Кабинета министров
Получить комментарии в администрации президента Азербайджана не удалось.
В пресс-службе Министерства юстиции Азербайджана также воздержались от комментариев, сославшись на то, что вопросы регистрации НПО "регулируются на основе действующего законодательства и постановления Кабинета министров". "Если будут новые правила, будем действовать на основе них. Пока об этом ничего не могу сказать", - отметил сотрудник пресс-службы ведомства Саяд Меджидов.
Что касается вопроса о деятельности "Дома прав человека" и Национального демократического института США, представитель Минюста пояснил, что "эти вопросы рассматриваются в рамках соответствующих процедур".
Напомним, поправки были внесены 30 июня 2009 года. Как сообщал «Кавказский узел», в окончательном варианте из документа были изъяты некоторые нормы, вызывавшие беспокойство представителей общественности. В частности, из законопроекта об НПО были исключены нормы о запрещении деятельности организаций без регистрации, ограничения их финансирования из зарубежных источников и ряд других ограничительных положений.
Глава парламентского комитета по правовой политике Али Гусейнов тогда объяснил кардинальное изменение проекта с «учетом предложений и замечаний представителей гражданского общества». «Оставшиеся же поправки не вызывают возражений и нацелены на совершенствование законодательства», - сказал Гусейнов.
Ранее "Кавказский узел" писал, что в рамках осенней сессии ПАСЕ в начале октября в Страсбурге состоялась презентация анализа изменений в законодательстве Азербайджана о деятельности НПО (поправки в закон 2009 года и постановление кабинета министров 2011 года), составленного экспертами INGO (международная структура по вопросам НПО).
Региональный менеджер по Восточной Европе и Кавказу норвежского фонда "Дом прав человека" Ане Тусвик Бонде проинформировала, что в отчете было указано на неадекватность условий, выдвигаемых постановлением Кабинета министров от 16 марта 2011 года, где говорится о соответствии деятельности иностранных НПО "нравственным ценностям" азербайджанского народа, поскольку в постановлении это понятие не раскрывается. Конкретно затрагивалась и проблема "Азербайджанского дома прав человека" - структуры норвежского фонда "Дом прав человека".
Согласно поправкам в законе об НПО от 2009 года, зарубежным НПО для работы в Азербайджане необходимо заключить договор с соответствующей правительственной структурой. Однако порядок заключения этого соглашения был обозначен только в постановлении кабинета министров от 16 марта 2011 года. Деятельность же "Азербайджанского дома прав человека" была приостановлена до выхода этого постановления (10 марта) под предлогом отсутствия такого соглашения.
Как заявила 4 октября на брифинге в Страсбурге заместитель секретаря Венецианской комиссии Симона Граната-Менгини (Simona Granata-Menghini), мартовское постановление Кабинета министров о деятельности иностранных НПО "идет слишком далеко и делает довольно сложным их регистрацию".