10:25 / 31.10.2011"Дош": жители Дагестана считают, что местное население уходит к боевикам из-за произвола силовиков

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Многие жители Дагестана считают, что их земляки "уходят в лес" и присоединяются к боевикам из-за произвола силовиков, об этом свидетельствуют результаты опроса, который провел журнал "Дош" в сентябре-октябре 2011 года. С данными опроса согласны и местные эксперты, отмечающие, что "репрессиями" силовики закрепляют в сознании сторонников "леса" убежденность в правильности насильственного метода сопротивления.

Большинство опрошенных дагестанцев считают, что люди уходят к боевикам, чтобы спасти свою жизнь

В общественном опросе, проведенном в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Кизилюрте, Тухчаре и Хутрахе журналистами журнала "Дош" совместно с межрегиональной общественной организацией "Центр кавказской инициативы", организациями "Матери Дагестана за права человека" и "Правозащита Дагестана", приняли участие 2117 человек в возрасте от 18 до 80 лет.

Респондентам был задан один вопрос "Почему, на ваш взгляд, дагестанцы уходят в лес?" и предложены четыре варианта ответа на него: "из-за религиозных убеждений, желая установить в Дагестане шариат", "из-за произвола силовиков, чтобы спасти свою жизнь, или отомстить за родственников", "из-за безработицы и невозможности легально зарабатывать", "по другим причинам".

Почти половина опрошенных - 49,4% - выбрали второй вариант ответа. По мнению 28,3% респондентов, основной причиной "ухода в лес" дагестанцев являются религиозные убеждения. 20,8% опрошенных считают основными причинами такого решения безработицу и невозможность легально зарабатывать.

В опросе принимали участие работники бюджетной сферы - врачи, учителя, соцработники (19,3% опрошенных), студенты (28%), пенсионеры (12%), предприниматели (5,9%), люди, работающие на частника (6,1%), безработные (18,7%). Организаторы опроса отмечают, что существенной разницы в ответах в зависимости от социального статуса респондентов не обнаружилось - она составила всего 2%.

Люди уходят в лес в знак протеста против беззакония властей

"Мы проводили эти опросы по просьбе журнала "Дош". Работали в основном с группой граждан, которые чаще других обращаются в нашу организацию с жалобами на беспредел силовиков - салафитами", - уточнила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Гюльнара Рустамова, руководитель дагестанской региональной общественной организации "Правозащита".

Эта категория граждан, по словам Рустамовой, единодушно называла причинами "ухода в лес" боязнь преследования, похищения и других неправомерных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов за религиозные убеждения: люди "уходят в лес" в знак протеста против беззакония властей. "Только за прошлую неделю силовики, по словам родственников пострадавших, похитили четырех человек - это люди, которые дома сидели, работали, никуда не ввязывались", - говорит Рустамова.

Она сообщила о записке одного участника НВФ, тайно подброшенной в ее офис. "Молодой человек, который находится в рядах НВФ, пишет о ситуации в Кизлярском районе, - рассказывает правозащитница. - Он пишет: "Вот, вы призываете людей выходить из леса. При этом власть никаких гарантий освобождения их от уголовной ответственности не дает - в Кизлярском районе более 50 человек посадили по сфабрикованным делам".

Люди "уходят в лес", боясь насилия, написано, по словам Рустамовой, в записке. "Не только мужчины, но и женщины подались в леса, спасаясь от беспредела силовиков. Автор записки написал, что его жена провела с ним в лесу два месяца из страха насилия, - продолжает Рустамова. - Но как только она вышла - женщине, все же, не место в лесу - ее тут же арестовали, и, как утверждает ее муж, мучили, били и возбудили против нее уголовное дело".

Рустамова собирается обратиться в Комиссию по адаптации бывших боевиков при президенте РД с тем, чтобы женщину освободили от уголовной ответственности, поскольку это, по ее мнению, могло бы стать хорошим примером для "лесных", решивших вернуться к мирной жизни.

"Эта женщина добровольно вышла "из леса" и подпадает под примечание статьи 208 Уголовного кодекса РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. – Прим. "Кавказского узла"), когда человек освобождается от уголовной ответственности. Ее освобождение могло бы стать стимулом для тех, кто еще не решился выйти из леса", - указывает Рустамова.

Среди "лесных" есть люди, которые таким образом выражают социальный протест

Зубайру Зубайруев, и.о. начальника управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана, считает, что люди уходят в подполье по разным причинам, и трудно понять, какая из них главная. "Среди "лесных" много тех, кто не вписался в жизнь, не получил образования, не имеет работы и не знает, как работать, как кормить семью. Для таких война проще, чем мир - кто-то обманут, кто-то мстит", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Зубайруев.

Еще одной причиной "ухода в лес", по его мнению, является "стремление завязать с водкой или анашой - в лесу это сделать проще".

Среди "лесных", говорит Зубайруев, много неофитов, которые пришли в религию год назад. "Молодые люди, которым впервые дали стройную конструкцию мироздания, простое объяснение сложного мира. За этот порядок и вечную жизнь они готовы бороться с оружием в руках", - отмечает чиновник.

Он также предполагает, что есть среди "лесных" люди, которые таким образом выражают социальный протест: "Многие из них - из неблагополучных семей, которые раньше занимались бы рэкетом, а теперь называют это борьбой за шариат".

В "лес" уходят молодые люди, выросшие в условиях отсутствия государственной идеологии

Светлана Исаева, председатель организации "Матери Дагестана - за права человека" занимается правозащитной деятельностью четыре года. Каждый день она общается "с массой людей, в том числе и с родственниками тех, кто ушел в лес". Исаева согласна с тем, что жители Дагестана часто примыкают к боевикам из-за произвола силовиков.

"Для меня вне всяких сомнений, что люди уходят "в лес" из-за произвола силовиков - я каждый день сталкиваюсь с такими примерами. Чем раньше правоохранительные органы начнут работать по закону, по Конституции, тем меньше будет таких уходов и протестных акций", - убеждена правозащитница.

Все опрошенные эксперты согласны с тем, что существует три причины оттока мусульман "в лес": религиозные убеждения, нарушения прав граждан со стороны силовиков и безработица с социальной неустроенностью. По мнению дагестанской независимой журналистки, бывшего главного редактора газеты "Черновик" Надиры Исаевой, доминирование в ответах второго варианта неслучайно.

"Общественный класс людей, а в России пора признавать силовиков отдельным классом общества, заявляющих о себе, что именно они спасают Россию от разгула терроризма, ваххабизма и прочего экстремизма, сам есть генератор этих сопротивленческих "-измов" сначала в сознании людей, а затем в их действиях. Подтвердят вам достоверность этого тезиса практикующие адвокаты - свидетели того, как ломают судьбы молодых мусульман и опустошают кошельки их близких карательная машина силовиков", - заявляет Надира Исаева.

Массовые нарушения прав человека со стороны силовиков и социальный беспросвет не имеют той силы внушения, убеждения и идейного обоснования, которым обладает вера для человека, считает журналистка.

В Дагестане "в лес уходят" преимущественно молодые люди 1980 - 1990-х годов рождения, выросшие в условиях отсутствия государственной идеологии. "Идеологией для себя эти люди избрали ислам и поиск справедливости с оружием в руках", - утверждает Исаева.

"Чем яростнее будут беспредельничать силовики, и чем коррумпированнее будет руководство республики, тем интенсивнее будет влияние фактора религиозных убеждений на отток "в лес", - уверена дагестанская журналистка. - Своими репрессиями они подпитывают сторонников "леса" и людским ресурсом, и идейно, закрепляя в их сознании убежденность в правильности избранного ими метода сопротивления".

С результатами общественного опроса и комментариями политических и общественных деятелей можно ознакомиться в №3 (33)/2011 журнала "Дош", выпуск которого намечен на начало ноября.

Ранее "Кавказский узел" писал о серии похищений жителей Дагестана неизвестными вооруженными людьми в октябре этого года. Как минимум в четырех случаях похищенными являются строго практикующие мусульмане. Также сообщалось о жалобе жителя Дербента о том, что полицейские заставляют его сбрить бороду.

Стоит также отметить, что власти Дагестана ведут работу по возвращению участников незаконных вооруженных формирований в мирную жизнь. Для этого год назад указом главы республики Магомедсалама Магомедова была создана Комиссия при президенте РД по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. Такие же комиссии созданы и на территории городов и районов республики. В работе комиссий принимают участие и представители правоохранительных органов. Одно из последних решений такой комиссии - решение содействовать пятерым жителям города Дербента, в том числе и сдавшемуся во время спецоперации в Махачкале Тельману Гаджимустафаеву, в их просьбе отбывать наказание на территории Дагестана.

Автор:Елена Хрусталева
31.10.2011 в 10:33Prometey

Почему если опросы проводит Гэ Рустамова, пишут про какой-то Дош. Мадам проводит мнение неких опрошенных, при этом сама же говорит что работала только с вахабитами. Опрос подразумевает наличие широкого спектра участников, давайте проведем тогда опрос только среди ментов и посмотрим на результаты. Потрясают претензии мадам к освобождению вышедших из леса от уголовной ответственности, пострелял, умаялся и на свободу, потом еще постреляем ...

Заметно, что в довесок к локомотиву пристроилась пока не трудоустроенная Н.Исаева, судя по всеми не долго девке в невестах ходить скоро ее на какое нить теплое местечко пристроят.

 А в целом обычная агитка, "они хотели чтоб их любили"...

31.10.2011 в 10:56Femida

Рустамова работала с небольшим процентом опрошенны-, а выводы сделаны на основании опроса всех категорий опрошенных. "Дош" сделал хорошее дело - мнеие людей по этому злободневному вопросу знать надо: проблема есть, ее надо решать.

Не стоит быть такими категоричными в отношении возвращения  бывших боевиков к мирной жизни - это один из способов вывести лесных из мест их обитания.

Если решать проблему исключительно репрессивными методами, ничего кроме ответной агрессии и озлобления со всеми вытекающими последствиями ждать не стоит...

01.11.2011 в 01:17к истине الحقيقة
Странник. Извини. Я понял что я написал.
31.10.2011 в 10:06a.umarov

Конечно, если спросить "Почему уходят в лес.." обычного прохожего, который к этому лесу никакого отношения не имеет, он скажет: "А ... его знает!".  Правильнее будет спросить тех, которые в лесу или их родственников, что и сделали Гюльнара Рустамова, Светлана Исаева и иже с ними. Тем более, что они их всех знают. "Мы тут натворили, немного постреляли, повзрывали, конечно мы боимся произвола властей!!!"

31.10.2011 в 10:54Norton

Так Исаева Надира давно не в девках - есть шариатский муж, который сидит за теракт в Каспийске Абдулхалим Абдулкаримов, это ни для кого не секрет. И что она обращалась в комиссию по адаптации, чтобы его перевели сидеть из Перми в Дагестан. Говорят недавно она с делегацией к Ризвану Курбанову ходила, чтобы он ее обратно в Черновик устроил, тот вроде послал куда подальше

 

31.10.2011 в 09:52к истине الحقيقة

"Еще одной причиной "ухода в лес", по мнению чиновника, является стремление "завязать" с водкой или анашой - в лесу это сделать проще."

зато в лесу вполне можно употреблять "Трамал", он успокаивает, придает настроение и смелость. (так по крайней мере говорил один из тех кто там был)

31.10.2011 в 10:07a.umarov

+100. Хотел то же написать, опоздал немного!!!

31.10.2011 в 12:39Amina_ahud

народ лечат байками и народ должен это "кушать"? И кто? Кроме Зубайруева все остальные одиозные фигуры. Сколько можно использовать одно и тоже клеше - "беспредел силовиков"? Пора уже поменять сюжет "песни".

31.10.2011 в 14:25djaba1988

Вот у вас женские языки. Так считают большинство Дагестанцев, это факт.

31.10.2011 в 14:59ineral

" Шамиль уже восемь лет борется с могучим гигантом Европы и до сих пор не являет признаков усталости. Неоднократно истертый , рассеянный , в скором времени умеет восстать из праха и полон жихни , с новой энергией выступает на не равную и опасную борьбу . Причины этого необыкновенного явления легко объяснить следуюшим. Дикие племена Кавказа еше лет двадцать тому назад не были соединены никаким постоянным союзом . Иногда только общая опасность совокупляля на короткое время их силы противу мощного врага , по миновании которой дружеские сношения прекращались . Буйные их страсти не былы обузданы никикими законами , кроме права сильнейшего... Но эти огненые дети под дикою оболочкой физических способностей хранят в себе зородыш блестящих умственных дарований. Быстрая понятливость , острая память , отчаянная отвага и пламенное воображение делают их способными ко всему , к чему их приведет искусная рука . Этой рукою , бросивщей на плодородную почву девственных их умов искру , вспихнувшую пламенем религиозного фанатизма в огненых сердцах , был мюридизм.... записки рядового Загорского

31.10.2011 в 15:36a.umarov

Они по моему даже уговаривают не сдаваться, пугают пытками и т.д.

 

31.10.2011 в 16:24kavkaz-1980

не мало потрудились безправоохранительные органы что бы довести дела в Дагестане до сегодняшнего состояния!? и это после событий 99-го года!? и кто в этом виноват?

31.10.2011 в 15:55Abdullah.M

"Чем яростнее будут беспредельничать силовики....",  "Своими репрессиями они подпитывают сторонников леса...", "...убежденность в правильности избранного ими метода сопротивления"  Что за чушь! Книг о ВОВ начиталась?! Какие репрессии? Речь ведь идет не столько об идейных, сколько о тех, кто с оружием в руках совершает преступления! Не было бы убийств, взрывов, никто бы и внимания не обратил на то, во что и как ты веришь! Хорошо придумали! Нахулиганим, а если начнут наказывать, будем громко плакать, чтобы все слышали, вдруг кто заступится! Они умело используют демократию, которую, с точки зрения Шариата, не признают!

31.10.2011 в 17:04STRANIK_001

спарведливый употреблять травмал для семлости ты сам то понял что написал??хахмач ты думаешь у еэтих людей которые ушли в лес чтоб воевать смелости не хватает?!)) 

31.10.2011 в 18:03Rock-

а кто должен начать с верху?

31.10.2011 в 19:56Circassian woman

Amina_ahud и другие, кто считает, что у нас демократия и что в лес уходят не из-за беспредела. А у кого же спрашивать, если не у тех семей, кто испытал на себе эту "демократию", как вы называете? Вы спросите у матери или у отца, у которого похитили сына или у жены, у которой похитили мужа. Их тоже похитили из-за демократии в стране? Стыдно должно быть, таким образом издеваться над горем родственников! Их похитили, а они же и виноваты- если послушать вас. Нелогичны ваши рассуждения.  

31.10.2011 в 16:11Amina_ahud

не надо говорить за большинство. Я понимаю, если бы это были официальные заявления статуправления. А то "тему поднимают" те, у кого родственники в лесах бегают или по тюрьмам отсиживаются. Естественно, они будут выступать против силовиков. 

31.10.2011 в 16:47Amina_ahud

Кто виноват и что делать - извечный русский вопрос. Виноваты все. И исправлять надо всем вместе. Но не с оружием в руках и попыткой смены власти, а нормальным цивилизованным путём.

31.10.2011 в 17:10kavkaz-1980

в первую очередь надо начать с тех кто представляет в этой стране власть и закон, иначе бесполезно...

01.11.2011 в 17:05a.umarov

abu_yunus, слезь с трамала! Может взор твой прояснится.

31.10.2011 в 21:19PROGRAMIST

О каком беспределе правоохранителей они заявляют,если они считают беспределом, недопущение силовиками  скатывания Дагестана в средневековый Афганистан,то это проблемы их воспаленых голов.Ведь даже ребенку ясно,что имея такие технические и количественные возможности,силовики при желании за сутки провели бы такую зачистку "неугодных" в Дагестане,что считаемый ими нынешний беспрелел показался бы раем.

01.11.2011 в 15:38Abdullah.M

Стыдно должно быть тем, кто совершает преступления и тем, кто воспитал детей так, чтобы те без сомнения могут убить! И убить не одного! Есть ли кто-нибудь из тех, кто испытал этот "беспредел", кто никак не был связан с терроризмом? Чтобы еще раз не солгать, ответьте сами себе, так честнее будете! Я видел видео на сайте "Матерей", где безутешная мать рассказывает, какой у нее сын был хороший, а его низачто убили и видео "Обращение амира Шамилькалинского сектора" так кажется, где они заявляют, что он тоже "лесной". Жаль конечно, мать, может она ничего не знала. А есть которые знают. Пусть они не сдают своих сыновей, имеют право, но и лицемерить тоже не надо. Так, что эта проблема не так проста, и всех невозможно грести под одну гребенку.

01.11.2011 в 16:49a.umarov

Насчет трамала, прочитал в Интернет (http://stopnarcotics.org.ua/ru/descriptionofdrugs/clauses/abouttramal/index.html). Коротко: "...Действие этого опиоидного анальгетика специалисты уже окрестили синтетическим заменителем героина Он снимает не только самые страшные ломки, но еще и превосходит все психотропные вещества по влиянию на сознание и по продолжительности действия...С виду "героиновых и трамалозависимых" ничем не отличить. Это пребывающие в нирване прыщавые лица со стеклянными, как у рыб, глазами и еле видимыми зрачками, которые бесконечно трутся спиной о стенки, а пере-дознувшись, пачкают общественные заведения...акинувшись парой таблеточек, они становятся бесконечно добрыми и сердечными... Излучают жизненную энергию и уверенность в себе. Но стоит случайно задеть одну такую девочку плечом, как целый водопад неудержимой агрессии выльется на того, кто это сделал. Иная реакция у лиц мужского пола. В ход пойдут не только кулаки, но и все виды имеющегося при себе оружия..."

01.11.2011 в 16:41a.umarov

Вот пусть наберутся смелости и сложат оружие. Так они и себе хорошо сделают и всему Кавказу. А на пропитание пусть себе мирным трудом зарабатывают, как все.

01.11.2011 в 16:38a.umarov

Если бы не эти как ты говоришь "безправоохранительные органы", Кавказ погряз бы в разбоях, похищениях людей, бандитизме. Те кто убивает и грабит сейчас под видом Джихада сейчас, в те 90-е просто убивали и грабили и продолжали бы. Вы представляете, что будет если в один прекрасный день не выйдет на службу ни один полицейский. Если ты уже не с автоматом, ты будешь ограблен в тот же день. Повторится картина которую показывали из Ирака, после нападения на них НАТО, когда полиции не было: убийства, мародерство и т.д.

01.11.2011 в 19:05Amina_ahud

Спросите у вдов, детей сирот и родителей погибших силовиков, как им сейчас без любимых и родных? Ваши рассуждения, тоже не шибко смахивают на логику. Вы считаете, у нас нет демократии? А то, что мы вот так вот общаемся и не боимся говорить то, что думаем - это не демократия? и не надо путать одно с другим. Если их действительно похитили, то ещё надо разбираться - кто. А то часто люди уходят в "лес", а для их прикрытия родственники кричат, что их похитили.

31.10.2011 в 16:13Amina_ahud

им повезло, что в стране демократия, поэтому что хотят, то и говорят. И никто их за это не прессует.

02.11.2011 в 16:34a.umarov

Вообще-то она меня спрашивала! Я тоже не Анзор. Я уже говорил.Смеюсь

01.11.2011 в 10:39Наталия

Анзор это ты?

02.11.2011 в 16:32Abdullah.M

Да нет!! Это не я!! То есть я не Анзор!!

31.10.2011 в 17:40Amina_ahud

согласна, начинать надо сверху.