09:55 / 03.11.2011Организаторы московского лектория "Лицом к лицу" планируют расширить географию своих встреч на юг России

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Москве прошла очередная встреча в рамках лектория "Лицом к лицу", посвященная горским евреям. Как заявляют организаторы встречи, лекторий служит площадкой, где люди могут спокойно общаться друг с другом на национальную тему. Помимо Москвы, лекторий проводит встречи в Санкт-Петербурге и Барнауле. В будущем предполагаются подобные же мероприятия в Ростове-на-Дону и Самаре.

Напомним, 11 октября в Общественной палате РФ в Москве прошел "круглый стол" на тему "Конфликты в молодёжной среде: существует ли этническая подоплёка?", организованный клубом "Многонациональная Россия". Собравшиеся представители национальных и националистических организаций, а также религиозных конфессий заявили о необходимости увеличения числа площадок для общения молодежи.

Местом встречи лектория "Лицом к лицу" 30 октября стал ресторан "Продукты", расположенный на территории бывшей фабрики "Красный Октябрь".

Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" руководитель проекта Бэла Шахмирза, лекторий возник в прошлом году. Первая встреча прошла 9 мая 2010 года. Каждая встреча обычно посвящается определенному народу и проходит по одной схеме – мастер-классы, посвященные национальной кухне, танцам и языку, рассказы ученых об истории народа и живое общение.

"Мы стараемся делать все максимально уютно, по-домашнему. Все направлено на то, чтобы люди узнали друг о друге, о тех, рядом с кем они живут. Надо, чтобы в обществе было больше доверия, никто друг друга не боялся. Ведь сейчас в больших городах представители разных культур не имеют возможности узнать друг друга, появляются стереотипы в отношении приезжих, а из этого возникают "манежки" (имеются ввиду события на Манежной площади в Москве в прошлом году, когда более пяти тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили беспорядки после шествия в память о Егоре Свиридовеубитом в драке в ночь на 6 декабря 2010 года. - Прим. "Кавказского узла")", - отметила Бэла Шахмирза.

По ее мнению, одна из причин подобного неприятия – отсутствие площадок, где люди могли бы спокойно общаться друг с другом на национальную тему, а лекторий "Лицом к лицу" как раз и заполняет этот пробел.

Действительно, на встречах присутствуют представители разных народов. В частности, в "Продуктах" можно было увидеть русских, грузин, армян, талышей, ногайцев, татар.

Отвечая на вопрос, почему в этот раз выбор пал именно на горских евреев, руководитель лектория заметила, что ее давно интересовал этот народ, сумевший взять много из культуры окружающего населения и при этом сохранить собственную культуру, религию и традиции.

Поддержку в организации встречи, по словам Шахмирзы, оказали молодежная еврейская организация "Гилель", предоставившая грант для проведения мероприятия, и благотворительный фонд "Стмэги", с помощью которого оказалось возможным найти горских евреев, говорящих на языке "джуури", умеющих танцевать народные танцы, рассказать о своей культуре.

Как отметил исполнительный директор фонда "Стмэги" Данил Данилов, фонд принял решение поддержать проект "Лицом к лицу" ввиду его актуальности: "Толерантность, преодоление стереотипов, борьба с ксенофобией – это все очень важно сейчас".

Известный историк Марк Куповецкий прочел собравшимся лекцию об истории горских евреев, начиная со средних веков и до конца ХХ века.

Филолог Евгения Назарова из "Центра библеистики и иудаики" РГГУ провела мастер-класс по языку горских евреев "джуури". По ее словам, "джуури", как язык наиболее близок к персидскому и таджикскому. Но, как и в других языках, на которых говорили евреи диаспоры, в нем множество следов иврита "на всех уровнях языковой структуры".

На персидский предки современных горских евреев, по мнению Назаровой, перешли примерно в III-VII вв. При этом иврит сохранялся как язык высокой (в основном – религиозной) культуры до конца XIX века. Первые письменные памятники на еврейско-персидском языке появляются в XV веке, а на еврейско-татском – в конце XIX века. В ХХ веке "джуури" пережил переход с письменности на основе иврита сначала на латиницу, а потом на кириллицу.

Все присутствующие вслед за Назаровой смогли прочесть несколько простейших слов на языке "джуури", числительные от 1 до 10, поговорки.

Марьям Ганиева, мать известной писательницы и критика Алисы Ганиевой, отметила, что в Дагестане "стало скучно" после отъезда горских евреев и многих русских.

В рамках вечера прошли презентация, посвященная знаменитым горским евреям, мастер-класс по танцам, который провел известный хореограф Исай Иллазаров, и мастер-класс по приготовлению адереплова – сладкого блюда из лапши.

О новых встречах в рамках лектория "Лицом к лицу", как отмечают его организаторы, можно узнать на страничке в социальной сети "ВКонтакте".

Ранее "Кавказский узел" писал о проведенных в прошлом году лекторием встречах. Так, 19 декабря в одном из ресторанов на Покровке прошла встреча, посвященная лакцам. 5 декабря в рамках лектория "Лицом к лицу" в московском ресторане "Кино" прошла встреча, посвященная культуре абхазского народа, 14 ноября - посвященная культуре абазинского народа. 7 ноября участники мероприятия говорили о традициях кабардинского народа. Ранее лекторий "Лицом к лицу" провел серию встреч, организованных студентами МГУ из Ингушетии и представителями ингушской диаспоры в Москве.

Автор:Семен Чарный