ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Бакинском апелляционном суде 17 ноября под председательством судьи Абида Абдинбекова состоялось первичное судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы четырех активистов оппозиции, арестованных в связи с митингом в столице Азербайджана.
Как сообщал "Кавказский узел", митинг 2 апреля проводился "Гражданским движением за демократию "Общественная палата" (ГДДОП) с требованием демократических реформ, однако полиция разогнала акцию, объяснив это тем, что она не была санкционирована городскими властями. По этим событиям были осуждены несколько групп активистов. Некоторые из них получили условный приговор, остальные были осуждены на различные сроки тюремного заключения до трех лет.
10 октября Насиминский районный суд Баку признал заместителя председателя молодежной организации партии "Мусават" Ахада Мамедли и беспартийного Ульви Гулиева виновными по статьям 233 (организация действий, направленных на нарушение общественного порядка) и 315.1 (оказание сопротивление полиции) УК Азербайджана и приговорил их к трем годам лишения свободы.
Члены молодежных организаций "Партии народного фронта Азербайджана" и "Мусавата" - Эльнур Меджидли и Руфат Гаджибейли признаны виновными по статье 233 и осуждены соответственно на два и полтора года лишения свободы.
Мы живем в 21 веке. Нельзя людей держать в суде за решеткой.
Первичное судебное заседание в БАС началось с ходатайства адвоката Меджидли Асабали Мустафаева об освобождении обвиняемых из клетки в зале суда.
"Мы живем в 21 веке. Нельзя людей держать в суде за решеткой. Это унижает человеческое достоинство", - сказал адвокат.
В ответ судья Абдинбеков заявил, что "в настоящее ведется работа по ликвидации клеток в судах Азербайджана, однако в Бакинском апелляционном суде пока нет таких условий".
В свою очередь, обвиняемый Мамедли обратил внимание на возможность разместить подсудимых рядом со своими адвокатами. Судья ответил, что рядом с адвокатами "недостаточно места".
"Адвокаты должны быть близки к подзащитным, чтобы по ходу советоваться с ними. В противном случае нарушается право обвиняемых на защиту. Мимикой и жестикуляцией между обвиняемыми и адвокатами на расстоянии эффективной защиты не обеспечишь", - считает адвокат Мамедли Ялчин Иманов.
Судья в свою очередь заявил, что "есть инструкции о содержании арестованных в зале суда и в соответствии с ними обеспечивается охрана обвиняемых". Когда судья стал совещаться с начальником конвоя, адвокат Иманов возразил, заявив, что председательствующий сам вправе принять решение.
Прокурор Этирам Бахшалиев выступил против ходатайств, и в конечном итоге судья не удовлетворил их.
Далее адвокат Осман Кязимов заявил, что его подзащитный Гулиев не оказывал сопротивления полиции и "на видеокадрах в материалах дела это отчетливо видно". Он попросил провести повторное судебное следствие и заново расследовать доказательства, представленные обвинением.
Кязимов также защищает права обвиняемого Гаджибейли (во время процесса в суде первой инстанции адвоката Гаджибейли Эльчина Намазова по обвинению в "неуважении к суду" отстранили от процесса, а впоследствии вовсе лишили профессиональных полномочий - примеч. "Кавказского узла"). Адвокат ходатайствовал о предоставлении возможности Гаджибейли ознакомиться с протоколами заседаний суда первой инстанции, поскольку в Насиминском суде ему не позволили сделать это. Судья удовлетворил это ходатайство.
Адвокат Иманов попросил суд прекратить уголовное дело в отношении его подзащитного Мамедли, поскольку "его вина не доказана". Кроме того, до завершения рассмотрения апелляционной жалобы он попросил изменить меру пресечения Мамедли на домашний арест.
Содержание Мамедли под арестом мотивировалось тем, что на свободе он может оказать давление на свидетелей.
"Во время предварительного следствия и рассмотрения дела в суде первой инстанции содержание Мамедли под арестом мотивировалось тем, что на свободе он может оказать давление на свидетелей. Но теперь, когда свидетели были допрошены в суде первой инстанции, нет никаких препятствий для освобождения Ахада Мамедли и содержания его под домашним арестом", - сказал Иманов.
Адвокат также обратил внимание на то, что за участие в митинге 2 апреля Мамедли получил 7 суток административного ареста, а потом его привлекли еще и к уголовной ответственности. "Но, согласно закону, за одно и тоже деяние нельзя человека дважды наказывать", - подчеркнул Иманов.
Адвокат Мустафаев ходатайствовал об изменении меры пресечения Меджидли на подписку о не выезде. Гособвинитель Бахшалиев выступил против изменения мер пресечения подсудимым. Он также заявил об "отсутствии необходимости" в повторном судебном следствии.
Судейский состав под председательством Абдинбекова в итоге отклонил ходатайства защиты и назначил рассмотрение апелляционной жалобы по существу на 1 декабря.
Напомним, что согласно обвинению, во время рассмотрения дела в суде первой инстанции государственного обвинителя Айдына Алиева, 2 апреля подсудимые предприняли попытку проведения незаконной акции протеста и совершили действия, направленные на нарушение общественного порядка. При этом они причинили ущерб физическим и юридическим лицам, разбив витрины магазинов и окна городского автобуса.
Однако обвиняемые и их адвокаты отвергли обвинения, указав, что реализовывали свое конституционное право на свободу собраний, а "материальный ущерб был нанесен провокаторами". Ранее, адвокат Меджидли Халид Багиров назвал приговор "исполнением политического заказа".
По этому делу на сроки до 3 лет лишения свободы также осуждены еще 10 человек (по две группы) и лишь один из них получил условный срок. Дело одной группы численностью 6 человек уже рассмотрено в Бакинском апелляционном суде и пятерым приговор был оставлен в силе без изменений. Лишь активисту партии "Мусават" Эльшану Гасанову срок наказания был сокращен с 2 до 1 года лишения свободы.
Международная организация Amnesty International признала всех 13 осужденных к тюремному наказанию в связи с митингом 2 апреля узниками совести. Таковыми признаны еще четыре активиста также осужденных в связи с весенними акциями протеста. Amnesty International призвала власти Азербайджана немедленно освободить их.
16 ноября в Баку состоялась презентация исследования исследования Amnesty International "Весна, что так и не расцвела: свобода в Азербайджане подавляется".
Amnesty International выдвинут целый ряд рекомендаций, в том числе, прекратить преследования по политическим мотивам.
Власти Азербайджана, однако, отрицают наличие в стране политзаключенных и узников совести и считают, что лица, преподносимые в таком качестве осуждены за конкретные преступления.