ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Действия представителей МВД, не задержавших человека, внесенного в списки лиц, разыскиваемых Интерполом, были явным нарушением российского законодательства, считают адвокат Игорь Трунов и депутат Госдумы, полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков, комментируя информацию о том, что за найденным в Москве пистолетом в полицию пришел разыскиваемый за убийство Сулима Ямадаева человек, но не был задержан.
Напомним, в ресторане "Сокровище шейха" в Москве официант обнаружил пистолет и передал его в полицию. А вскоре в ресторан пришли несколько жителей Чечни, заявившие, что оставили пистолет и потребовали незамедлительно его вернуть. Среди них был Зелимхан Мазаев, объявленный в международный розыск Объединенными Арабскими Эмиратами за убийство Героя России Сулима Ямадаева, который заявил, что оружие принадлежит ему на законных основаниях, пообещал полицейским подвести нужные документы, однако так и не вернулся.
Еще во время разбирательства, по словам источника в спецслужбах РФ, выяснилось, что Мазаев в розыске не числился и временно проживает в Москве уже год.
Полицейские должны были задержать Мазаева на оговоренный законом период и передать информацию о нем в российское Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, существующее с 1996 года, считает известный московский адвокат Игорь Трунов, ссылаясь на пункт 2 статьи 14 ФЗ РФ "О полиции".
"Согласно статье 2 положения о НЦБ Интерпола, одной из его главных задач является оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 12 устанавливает, что НЦБ определяет, подлежат ли согласно уставу Интерпола и обязательным решениям генеральной ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории России запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Трунов.
По его словам, глава XIV инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная 6 октября 2006 года, подробно рассматривает это сотрудничество.
"Статья 192 инструкции четко говорит о том, что запросы правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола о розыске обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, поступающие по каналам Интерпола, являются основанием для осуществления розыска на территории Российской Федерации. Согласно статье 198, НЦБ Интерпола передает запрос в соответствующие департаменты МВД России. Собственно процедуру задержания и выдачи регламентируют статьи 204 – 216 инструкции. Если ордер подтверждается, то дальнейшая процедура выдачи таких людей уже налажена", - отмечает адвокат.
Депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Геннадий Гудков, который в 1997 - 2001 годах был членом консультативного совета при директоре ФСБ, считает, что полицейские должны были знать, что Зелимхан Мазаев находится в розыске.
"Интерпол – это ведь собственно информационная структура, и, если кого-то объявляют в розыск, то он передает информацию конкретным странам – участницам Интерпола. В дальнейшем эта информация обязательно включается в картотеку разыскиваемых, и полицейские обязаны знать об этом. Или не включаются…", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Геннадий Гудков.
Отметим, что официальной информации о происшедшем в ресторане и полиции в связи с забытым пистолетом нет. "Кавказский узел" направил запросы об этой истории в ГУВД Москвы и Следственный комитет РФ. В первом ведомстве обещали дать ответ примерно через неделю. В СКР выяснилось, что запрос будет расписан не раньше 21 ноября, и лишь тогда станут известны сроки ответа, но пока неизвестно и это.
История с Мазаевым вызвала активные обсуждения в российской блогосфере, в частности, в "Живом журнале" блогера-тысячника Алексея Навального. "Это вообще что? Это происходит в Москве в 2011 году или в селе Бамуте в 1995? Вооруженные чеченские бандиты в силу определенных причин имеют иммунитет перед правоохранительными органами на всей территории России. Все, кто считает, что это неправильно - экстремисты. И после этого кто-то удивляется агрессивным лозунгам на Русских маршах", - комментирует новость о Зелимхане Мазаеве Навальный.
Большинство пользователей "ЖЖ" разделили точку зрения блогера и выразили возмущение тем, что в Москве спокойно живет объявленный в международный розыск человек, забывает оружие в ресторане и полиция его отпускает.
Как сообщал "Кавказский узел", Сулима Ямадаева расстреляли на автомобильной парковке комплекса Jumeirah Beach Residence в Дубае, где он проживал с женой и детьми, в марте 2009 года. По обвинению в совершении убийства перед судом в ОАЭ предстали конюх президента Чечни Рамзана Кадырова - Махди Лорния, гражданин Ирана и Таджикистана Максуджон Исматов. Еще несколько человек, в том числе Зелимхан Мазаев, были объявлены полицией Дубая в международный розыск.
12 апреля 2010 года суд в Дубае приговорил Лорнию и Исматова к пожизненным срокам тюремного заключения (в ОАЭ таковым считают срок 25 лет) за убийство Сулима Ямадаева. Прокуратура настаивала на высшей мере наказания - смертной казни. Осужденные заявляли о своей невиновности.
22 декабря 2010 года Апелляционный суд Дубая заменил пожизненное заключение фигурантам дела об убийстве Сулима Ямадаева на 27 месяцев лишения свободы. В июле они были освобождены из дубайской тюрьмы и депортированы за пределы ОАЭ.