ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
4 декабря 2011 года состоятся выборы в Государственную Думу РФ 6-го созыва. К участию в голосовании допущены списки кандидатов от семи политических партий России.
Предлагаем вниманию читателей "Кавказского узла" интервью с кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ 6-го созыва от партии "Патриоты России" Адамом Богусом (второй номер в списке Региональной группы №1 Республики Адыгея).
Каковы особенности этой предвыборной кампании в регионе? Сравните с предыдущей предвыборной борьбой: стало ли сложнее проводить предвыборную агитацию? Появились ли новые выборные технологии? Какие ресурсы используются?
В выборах такого уровня я раньше участия не принимал, не знаком изнутри с этими процессами. Но некоторые суждения могу высказать, определенная степень компетентности у меня есть. Я участвую во многих общественных организациях, всегда наблюдаю за выборами и другими политическими процессами, пытаюсь их анализировать и прогнозировать.
Новые выборные технологии, конечно, появились. И в федеральных списках на первых местах стоят первые лица государства – действующий президент, и в региональных – премьер-министр Адыгеи. Не оставили своих полномочий, как требовали того законы в нашей стране, не ушли в отставку, не назначили других исполняющими обязанности, хотя бы формально. Весь колоссальный административный ресурс, который предоставляет эта власть и должностные полномочия, у этих людей остались в руках, и они все это очень активно и эффективно используют. Это и работа с прессой, и возможность влиять на формирование участковых избирательных комиссий, проводить агитации и встречи.
Если действующий премьер-министр изъявит желание приехать в район и встретиться с избирателями, глава администрации соберет все население, которое в его подчинении. Если о том же заявит иное лицо, не занимающее столь высокой должности, никакой реакции не последует.
Например, вчера нас пригласили на встречу с военнослужащими. Приехали в военную часть, что за поселком Мирным, представители всех политических партий, руководства ЦИК Адыгеи. К нам вышел заместитель командира этой части и сказал, что он нас не намерен пускать на территорию. Представитель ЦИК пояснил, что все это это в рамках закона. Однако заместитель процитировал устное распоряжение командующего об объявлении у них режима контр-террористической операции. В связи с чем – конечно никто не стал объяснять, мол, не ваше это дело. Но никаких атак, нападений или угроз никто не наблюдал. Посещение части посторонними запрещено и точка. Думаю, если бы приехал премьер-министр, все было бы иначе.
Это о том что действительно внове. Первые лица и раньше оказывали поддержку партии власти, но делали это как то, более завуалировано. Сейчас маски сброшены, все делают то, что хочется делать, в том числе в ходе избирательных кампаний. Это не есть хорошо.
Изменился ли электорат?
Да, изменился. Люди сейчас не верят никому, они не хотят ничего слушать и слышать. Потому что идет колоссальный поток обещаний и предложений, его невозможно осилить, разобраться в нем, происходит отторжение. Избиратели поняли, что все это обман, что нет смысла в долгосрочных требованиях - дальше того, что кандидат становится депутатом, он ничего делать не будет. Разве что удастся выторговать у претендента материальную подачку. Это разрушает нравственную систему. Общество начинает считать, что так может и должно быть. Если такие вещи позволяется использовать в таких важных и серьезных вопросах, как политика, если с элитой общества возможен такой примитивный торг, то все остальные сферы будут идти в фарватере этого главного процесса.
Наблюдается общая тенденция в изменении избирательного, выборного законодательства и самой парадигмы в обществе. Население нашей страны не возвысилось до того уровня, чтобы начать понимать, что по всем конституционным нормам, и по законам природы, носителем власти являются сами люди. Каждый из 143 миллионов граждан обладает 143-милионной частью власти. Природа власти заключается в том, что мы выбираем людей, отдаем им свои же властные полномочия, которые нам принадлежат от рождения, и они от нашего имени защищают наши права и законные интересы.
Но в нашей стране все получается несколько иначе. Смысл процесса выборов состоит в том, что некоторые люди – активные, ловкие, проворные – соревнуются между собой, кто лучше сделает внушение избирателям, чтобы завладеть их правом представлять власть. После того, как они завладели этим правом, считают, что им выпал счастливый «джек-пот», и теперь, в течение пяти лет они должны счастливо наслаждаться своими правами, максимально использовать полученные возможности в личных интересах. При этом чиновник наделяется неприкосновенностью, и выбравшие его жители отныне не могут отозвать депутата с его должности, разочаровавшись в его работе. Эти тенденции получили очередной виток развития во время этой выборной кампании. И это неправильно.
Каковы основные положения Вашей предвыборной программы? Чем отличается предложенная Вами предвыборная программа от программ Ваших соперников в предвыборной борьбе?
Моя позиция и позиция всех здоровых политических сил заключается в том, что законодательство, которое регулирует всю политическую систему, в том числе и законодательство по выборам, должно быть эффективным, обеспечивать права всех граждан, которые предоставляют на выборах свои права и полномочия выбранному лицу, будь то президенту или депутату. Об этом редко думают и говорят избиратели и чиновники.
Основным продуктом деятельности депутатов является формирование законодательной базы. Процесс творческий, научный, нравственный, что важно. Если в итоге депутат провел закон, который оказался неэффективным, нерациональным для общества и государства, значит то, ради чего ему давались полномочия, не выполнено. Не выполнил свои обязательства перед обществом - должен нести ответственность.
Любые правонарушения для всех граждан предусматривают какое-то наказание – административное, уголовное, должностное. За исключением депутатов и работников судов. Неправильно! Это правило должно быть общим для всех. Юристы хорошо знают, что если в правилах есть исключение, правило не работает, теряет смысл. Не должно быть исключений, особенно для тех, кто формирует эту правовую систему. Если созданный вами закон не работает в вашу же сторону, вы не задумаетесь над тем, чтобы он был объективным, эффективным и соответствовал интересам общества.
Такая ситуация сложилась и в системе правового регулирования в отношении представителей органов власти, депутатов, выборных людей. Я с этим не согласен, считаю, что это надо изменить. Как? Если в ходе избирательной кампании партия, другое объединение или отдельный депутат в своих предвыборных выступлениях, а это, по сути, ведение двусторонних переговоров с народом, обещал, что будет голосовать за повышение пенсии, стипендии или недопущение повышения налогов, а потом, став депутатом, он проголосовал за противоположные законы, он должен понести наказание.
Должен быть закон, который позволяет любому гражданину, проживающий по месту выдвижения кандидата, обратится в суд, представить доказательства, что данный депутат говорил то-то и нарушил это в ходе депутатской деятельности, обманул нас. Обратиться, чтобы лишить его депутатского мандата в судебном порядке и привлечь к иной ответственности, включая уголовную, в зависимости от последствий его деятельности.
Если такую норму введем, это в корне изменит всю политическую систему в нашем государстве. Со стороны органов исполнительной власти, депутатов или президента, как гаранта конституции, должен быть внесен такой законодательный проект. Не было случая, чтобы законодательная инициатива президента или премьера была отвергнута. Но его не хотят вносить.
Повторяю, сейчас никакой ответственности за предвыборные обещания нет. По существу мы лишаем граждан возможности осознанного объективного выбора. Люди не знают, кому отдать свои полномочия, потому что среди претендентов идет публичная конкуренция, кто больше даст обещаний, красивее скажет, а не кто что сделает. Избиратель должен сидеть и гадать, кто из них честнее. А как это можно определить? Заниматься этим вопросом должна власть.
Еще один важный момент: любой человек, достигший совершеннолетия, может выставить свою кандидатуру. Любой спортсмен, учитель пения, биржевой игрок может выставить свою кандидатуру. Считаю, что неправильно. Такого подхода нет ни в одной сфере в нашем государстве. Чтобы быть врачом, нужно пройти обучение, сдать экзамены, получить диплом. А для того, чтобы стать мэром, президентом или главой района не нужно специальных знаний и умений, закон их не предъявляет.
Неподготовленного человека нельзя допускать к этому. Есть круг обязанностей, которые он должен исполнять в случае победы на выборах. Для этого должен доказать, что у него есть знания, практика, специальный диплом, обучение за плечами. Такого требования в законодательстве нет, но надо внести.
Об этих вещах не говорит ни одна политическая партия, нет даже легкого намека, потому что все политические силы в нашей стране представляют люди опытные в политической борьбе, но не опытные в хозяйственных и юридических вещах. Если такую норму примут, 90 процентов из тех сил, которые сейчас активно участвуют в политической жизни, будут отсеяны. Они же сами никогда таких норм не примут, пока народ не станет этого требовать. Сейчас я больше говорю, как гражданин, а не как кандидат.
И еще - если предыдущий срок у депутата был неуспешным, должна быть норма, чтобы вторые, третьи попытки в этом деле были недопустимы. Такой нормы сейчас нет. И это тоже одна из причин, почему в нашей стране такой беспорядок.
Какова общая направленность программы: политическая, социальная, экономическая?
Все политические партии делают упор на социальную направленность. Но когда человек говорит, что он повысит пенсии, построит сады, для меня, как предпринимателя и избирателя, на этом его программа заканчивается. Это и вызов, и оскорбление. Ничего за этим не стоит. Как будто бюджет – это некая данность от природы, нужно только ее распределить.
Направленность нашей программы – экономическая. Нужно подумать, откуда мы возьмем деньги на это, как мы на это заработаем. Если мы не продумаем экономические, правовые механизмы, и на этой базе не сформируем достойный бюджет, все эти социальные обещания ничего не стоят. А чтобы говорить об этом, кандидат должен быть профессионалом в одной из экономических сфер и представить свою концепцию. Тогда я ему поверю. Но все говорят лишь о том, как будут делить общий пирог.
Кого вы считаете основным своим конкурентом?
Конкурентов не могу назвать, потому что конкуренции в этой выборной кампании нет. Есть заранее назначенный победитель.
Какие конкретные шаги для улучшения жизни избирателей Вы предпримите в случае победы на выборах? Какие задачи считаете для себя первоочередными?
Мой подход очень простой. Если вы получили какую-то власть, не берете взяток, не воруете, берете в подчиненные вам лица не друзей и родственников, а подыскиваете профессионалов, говорите им, чтобы они не носили вам взяток, работали хорошо, иначе вы их уволите, вы свою функцию выполнили, будете в чести и почете. Человек, который хоть немного занимался своим предпринимательством, понимает, о чем я говорю. И в государстве надо начать с себя. Это по силам каждому гражданину, должностному лицу. Для этого работа должна быть открытой. Все вправе знать о том, как работает государственное управление. Это я и буду делать в первую очередь.
Считаете ли Вы, что эта предвыборная кампания проходит честно, в соответствие с Законом о выборах и соблюдением всех демократических принципов гражданского общества?
Нет, я так не считаю.
Как Вы оцениваете общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в республике? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить в структуре законодательной и исполнительной власти, чтобы законы работали, а власть отвечала за свои решения и действия?
У нас очевиден непрофессионализм органов власти. В советское время я работал в промышленности, тогда было много промышленных предприятий в Адыгее и специалистов в этой области, но все предприятия сейчас развалились, и практически все эти профессионалы оттеснены от ключевых мест. К власти пришло поколение людей, которые ничем, никогда и нигде не проявляли себя положительно с точки зрения профессионализма. Развивать экономику эти люди не могут. Нет открытости власти.
Недавно в Майкопе прошел «круглый стол» с участием представителей научной общественности, предпринимательской среды и политических партий. Обсуждали вопросы развития республики. На встречу должны были прийти министр экономики и премьер-министр Адыгеи. Никого из них не было. Я задал вопрос: «почему они проигнорировали такую важную встречу, впервые организованную с таким широким кругом участников? Перед выборами партии говорят все открыто, ничего не боятся. В такой период интересно послушать всю палитру мнений и суждений. И на этой основе спланировать будущие программы. Если для руководства Адыгеи это не важно, что тогда важно?».
Мне не известна ни одна экономическая концепция, придуманная в республике и реализованная в Адыгее. Ни одна. Я не говорю ни одна успешная. Вообще ни одна. Ни в сфере туризма, ни в сфере промышленности, ни в других. Нет никакой кредитной политики в республике. К сожалению. Никому вообще не известна концепция развития Адыгеи.
Экономика в республике и вообще в стране развалилась в связи с неумелыми действиями чиновников. Нынешний подход в формировании органов власти неправильный. Однажды Геннадий Зюганов высказал мысль, которая кажется мне очень убедительной: «Правительство России из одного города – Санкт-Петербурга, с одной улицы и почти все они с одного дома. Не может быть, чтобы все самые умные и профессиональные люди в нашей стране проживали в одном доме». К сожалению, это не уникальное явление.
Изменить это мы не можем, нет в нашем государстве правовых механизмов, чтобы повлиять на эти процессы. Многие нынешние законы не соответствуют интересам общества в целом. Необходим конкурс, чтобы кандидатов оценивали публично. Интересам общества и государства соответствует то, если на эти высокие посты приходят подготовленные люди.
Что нужно для развития экономики? Правильное налоговое, правовое регулирование и система подготовки кадров.
Как Вы думаете, в чем причина растущей ксенофобии, проявляющейся к выходцам из регионов Северного Кавказа? И как с этими проблемами бороться?
Народы Кавказа сами во многом виноваты. Все духовные и нравственные устои, из чего состоят наши ценности, все они на сегодняшний день сильно утеряны и разрушены.
Мне неоднократно рассказывали и хозяева развлекательных заведений, и сотрудники охраны, и полицейские, что какой-нибудь мальчик из аула приехал в Майкоп с друзьями, напился, подрался, сел пьяный за руль, его забирает милиция, а через полчаса по звонку из Белого дома отпускает. Это явление достигло у нас огромных масштабов, угрожающих нашим устоям. Это развито у нас больше, чем в других регионах. И это плохо для нас.
Но когда эти же ребята попадают в соседний Краснодарский край, ведут себя там абсолютно противоположно, идеально. Потому что знают, там папа там не поможет. В Адыгее при поимке такого нарушителя иногда акцентируют внимание начальника полиции на том, что наказав юного адыга, он посеет национальную рознь, испортит межнациональные отношения. Это неправильно. Это ложные этно-патриотические убеждения. Такие нарушители должны нести ответственность по полной программе, никакой защиты.
Этим должны заниматься мы сами, адыги. Ведь это попирает наши обычаи. Такую тенденцию можно устранить в короткие сроки, но для этого нужна твердая воля, особенно со стороны этнических лидеров в административных органах. Руководство республики, где Глава – адыг, премьер – адыг, должны заниматься этими вопросами. И мы сами должны найти внутренний ресурс этнической воли.
Нас часто воспринимают как не совсем воспитанных людей, потому что мы свои же этнические нормы, свою философию попираем, топчем. В этом смысле никаких претензий к русским, татарам, армянам быть не может. У адыгов были хорошие традиции, мы должны их восстановить и придерживаться.
Не стоит забывать и о том, что существуют люди, которые сталкивают разные народы друг с другом, намеренно раздувают даже несуществующие проблемы между народами, создают псевдоопасность. При этом сами реальной пользы обществу принести не могут.
30 ноября 2011 года
С Адамом Богусом беседовал собственный корреспондент "Кавказского узла" Олег Чалый.