ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Северной Осетии 4 декабря на протяжении дня голосования волонтеры и сотрудники четырех общественных организаций методом опроса изучали предпочтения избирателей. Три организации зарегистрированы и работают в республике, и еще одна представляет общественную структуру из Москвы.
Перед выборами ЦИК Северной Осетии дал согласие на проведение таких исследований. "Еxit-poll" традиционно проводились на выходе с избирательных участков.
Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" одна из волонтеров, проводивших опрос, Кристина Кисиева, "exit-poll" способствуют проведению честных выборов, а полученная информация требует обобщения и систематизации.
"К сожалению, не все избиратели осведомлены о таких методах изучения общественного мнения: было несколько случаев, когда горожане почему-то думали, что таким образом мы пытаемся их агитировать за какую-либо партию", - говорит она.
Кисиева добавила, что в течение первого часа удалось опросить более десятка граждан, а затем, после 11 часов, работа шла в более напряженном режиме из-за увеличившегося потока избирателей.
Еще одна волонтер Лиана Тибилова подтвердила напряженный ритм опросов в указанное время, отметив, что напряжение несколько спало после 15.00. Девушка пояснила, что "exit-poll" представляют для нее профессиональный интерес, так как в этом году она получила диплом социолога.
"К каждому избирателю, безусловно, нужен индивидуальный подход. И, если с утра большей частью на выборы приходили пенсионеры, люди старшего возраста, то затем уже приходилось перестраиваться, потому что началось общение с людьми другой возрастной категории", - рассказала Тибилова.
Она пояснила, что с каждым респондентом она "здоровалась, представлялась, рассказывала о своей организации, разъясняла суть исследования".
На просьбу предоставить данные о выявленных политических симпатиях среди избирателей волонтеры пояснили, что не имеют полномочий на такие действия. По их словам, систематизация сведений ведется в штабе, и только руководитель принимает решение в отношении оглашения результатов, которые большей частью являются рабочими материалами.
Ничего предосудительного не видит в проводимом "exit-poll" житель Владикавказа Игорь Кесаев, который без каких-либо колебаний ответил на вопрос о предпочтениях на голосовании, хотя впервые принимал участие в подобном исследовании.
"Когда меня спросили, за какую партию я проголосовал, я ничего не стал скрывать и честно сказал об этом, - признался он. - Я думал, что девушка, которая со мной говорила, будет выяснять причины моего решения, но она лишь сделала пометку в листке и поблагодарила за участие".
По словам владикавказца-пенсионера Александра Воробьева вопрос о том, за кого отдан голос, поставил его в неловкое положение, потому как он не ожидал подобного интереса к своему мнению и поначалу растерялся.
"Мне сказали, что такой опрос нужен для того, чтобы были у нас честные выборы, и это самое главное, - заявил он. - Девушка, которая что-то помечала в своем блокноте, была вежливой и внимательной, и мне понравилось, что уже начали организовывать молодежь, привлекать к полезной работе".
По мнению Воробьева, если раньше молодые люди пассивно относились к выборам, то теперь ситуация поменялась в лучшую сторону.
Как сообщал "Кавказский узел", в Северной Осетии была зарегистрирована довольно высокая явка на голосовании по выборам в Государственную думу РФ. По официальным сведениям, на 15.00 в республике проголосовали более 50% избирателей, на 18.00 явка избирателей составила 71,65 процента. По словам жителей республики, они принимали участие в голосовании, так как надеются на улучшение жизни. В течение дня голосования из Северной Осетии приходили сообщения о нарушениях.
Отметим, что наряду с голосованием по выборам депутатов Государственной думы РФ в шести муниципальных образованиях Северной Осетии 4 декабря выбирали и членов Собрания представителей. Такие кампании проходили в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Правобережном и Пригородных районах.