Идет третья весна в жизни жителей Чечни на территории Ингушетии. Весна рождает надежды, главная из которых - возвращение домой - живёт в их сердцах с первого дня пребывания в Ингушетии. Однако главным условием возвращения в Чечню является безопасность, а говорить о ее гарантиях пока невозможно.
Весна - это время, когда жители палаточных лагерей могут перестать думать о том, как согреть свои жилища. Между тем, с весной становятся актуальными и другие вопросы. Ко многим проблемам прибавились опасения, вызванные выборами нового президента Республики Ингушетия. Каждый из вынужденных переселенцев понимает, какую роль в их судьбе сыграл Руслан Аушев, и опасаются, что новый президент под давлением сверху может заставить их вернуться домой против их желания.
После долгого перерыва 22-го марта возобновились совещания гуманитарных организаций в МЧС Ингушетии, координирующих работу гуманитарных организаций. Многие из гуманитарных организаций заявили, что они готовы к весенне-летнему периоду, но у каждой из них возникают проблемы в распределении гуманитарной помощи. Нет чётких списков количества вынужденных переселенцев на территории Ингушетии ни у Миграционной службы, ни у Датского совета. Многие организации предпочитают работать по спискам Датского совета, считая их более полными. Так, например, на одном из последних совещаний представитель организации "Исламик Релиф" отметил, что они работают со списками Датского совета, так как в них учтены дети, родившиеся у беженцев на территории Ингушетии. В то же время Миграционная служба не признает этих детей своими подопечными. В ходе совещания выяснилось, что расхождения в списках Датского совета и Миграционной службы составляют приблизительно 20 тыс. человек. Однако Датский совет заявил, что по их спискам численность переселенцев даже несколько ниже "миграционных". МВД, в ведение которого перешло решение миграционных проблем, с 5 февраля начало перерегистрацию переселенцев, но делает это недостаточно активно. Многие НПО считают, что причиной - то, что временная регистрация в настоящее время стала платной (48 рублей с человека). С 18 марта 2002 года, приказом министра внутренних дел Ингушетии Ахмеда Погорова, регистрация переселенцев по месту пребывания временно приостановлена. Как объяснили представители МВД, регистрация будет возобновлена после президентских выборов в республике. Новая регистрация предусматривает наличие фотографии, чем и вызвана во многом стоимость самой регистрации, регистрировать будут переселенцев, начиная с 14-ти летнего возраста. Предполагается, что эта работа будет завершена к первому июня, во что верится с трудом. Необходимость перерегистрации возникла из-за наличия у многих беженцев поддельной регистрации, а в отдельных случаях - двойной и тройной регистрации. Как отметил сотрудник ПВС РИ Ахмед Баркинхоев, из каждых пятнадцати старых регистраций одна оказывалась фальшивой.
В то же время миграция продолжается. Так, по данным УВКБ ООН, за январь 2002 г. из Чечни в Ингушетию прибыло 1000 человек, а из Ингушетии в Чечню вернулось 400 человек, за февраль - соответственно 750 и 500, за март 300 против 200 возвращающихся в Чечню. Эти цифры не отражают действительности, так как составлены только по известным гуманитарным организациям случаям. В целом надо отметить, что в среднем приток населения в Ингушетию составляют те, кто вернулся в Чечню, но из-за очередной "зачистки", опасаясь за свою жизнь или за жизнь родных, снова покинул родную республику. По этой причине в лагерях проживает много людей, не имеющих регистрации и, соответственно, не получающих гуманитарной помощи. В основном, они живут за счёт той гуманитарной помощи, которую получают родственники, у которых они поселились. Таким образом, голодают и те и другие.
Так же остро стоит вопрос замены старых, ветхих палаток. Работой по их замене на протяжении зимы занималось УВКБ ООН. Эта работа проводится и по сей день. В лагерях "Алина" и "Белла" замена палаток не производилась, так как эти лагеря сданы в начале 2000 г. и считаются новыми. Но и здесь с начала этого года многие жалуются на то, что их палатки стали рваться.
Так, по данным УВКБ ООН с октября 2001 года по март 2002 года заменено палаток в лагерях: "Алина" - 14, "Белла" - 553 (семь из них в связи с пожаром), "Спутник" - 82, "Барт" - 65, "Аки Юрт" - 42 (включая одну по случаю пожара). В лагере "Аки Юрт" установлены 30 новых палаток. Также предполагается установка новых палаток в следующих лагерях: "Байрам" (Сурхахи) - 30, "Беркт" (Карабулак), "МТФ" (Карабулак) и "Рассвет" (Слепцовская) по одной, "Лесхоз" (Нестеровская) - две. Всего на начало апреля 2002 года по Ингушетии заменено 756 и произведен ремонт 65 палаток.
Кроме УВКБ ООН, жилищным вопросом активно занимается "Международный Комитет Спасения", который произвел ремонт и сдал 400 жилых комнат, в Назрановском районе - 210, в Малгобекском районе - 105 и в Сунженском районе - 85. Организация "Корпус Милосердия" также сдала для проживания 224 жилых комнат в Назрановском и Сунженском районах.
Переселенцы в основном сами решают проблему ветхости, штопая палатки в разорванных местах. Но такой починки хватает ненадолго, так как палатка начинает рваться уже там, где она зашивалась.
Особенно остро стоит вопрос с замене палаток в маленьких лагерях. Так, в Яндаре в лагере "Гос. Хоз." большинство палаток подлежат замене, хотя лагерь не был включён в список "реставрируемых". По настоянию коменданта было решено часть палаток заменить, что и было сделано, но не в необходимом объёме. "Врачи без границ" из Голландии ожидают поступления 400 палаток, которые преимущественно предназначены для лагеря "Аки Юрт". Двести из четырёхсот палаток прибудут к концу апреля и именно в это время ожидается начало работ по их замене.
Но палатки - не единственная проблема лагерно-жилищного обустройства. Так, в лагере "Барт" (Карабулак) население жалуется на то, что почти со дня основания здесь не производилось ни выдача, ни замена матрасов.
Гуманитарная помощь
С ноября 2001 года вынужденные переселенцы стали ощущать острую нехватку продуктов. Именно с этого периода была сокращена продовольственная помощь. Так, в лагере "Алина" обеспечением гуманитарной помощью населения занимается "Исламик Релиф". В "Алине" один раз в месяц на семью из четырех человек дают гуманитарную помощь в виде коробки с продуктами. Набор продуктов в этих посылках составляет: 1 кг сахара, 1 кг перловки, 1 кг риса, 1 пачка соли, 2 пачки макарон, спички, три свечки, и 1 пачка чая, 1 л масла.
Кроме этого, население лагеря по спискам Датского совета, получает от организации "Исламик Релиф" 5 кг муки в месяц на человека. Для сравнения, на конец осени и начало зимы 2001 года, когда переселенцы получали гуманитарную помощь только от "Датского совета", она составляла в месяц на одного человека: 13 кг муки, 1 литр масла, 500 г сахара, 100 г соли, 10 кг риса. Кроме этого, в лагерях активно работал МККК (Международный Комитет Красного Креста), а также и МЧС.
Датский Совет в последнее время занимается обеспечением переселенцев, проживающих в частном секторе на территории Ингушетии, а также активно работает в Чечне.
С начала марта приостановили выдачу хлеба по линии Минфедерации. Причина старая - долг федерального центра перед хлебопекарнями Ингушетии, занимавшимися выпечкой хлеба для переселенцев. В последние восемь месяцев долг не погашается, и хлебопекарни не могут работать.
Решение проблемы взяла на себя организация "Российский Красный Крест", но им не удаётся в полной мере охватить потребность всего населения. Достаточно отметить, что "РКК" охватывает только чуть более 32-х тысяч человек. В "МТФ" (Карабулак) выдают одну булку на трех человек. В "Алине" выдают одну булку на двоих. В некоторые лагеря хлеб привозят только через день, т.е. мигранты не имеют вдоволь даже хлеба.
Представители "РКК" отметили, что заниматься распределением хлеба они смогут только до первого мая этого года, так как средства, имеющиеся у них, рассчитаны на этот срок.
Кроме того, в декабре в крупных лагерях представители фонда имени Зии Бажаева, организованного семьей после его гибели, выдавали гуманитарную помощь. Каждой семье по пачке чая и 1 кг сахара.
Образование
Школы действуют в каждом лагере, и их работа у населения лагерей не вызывает особых нареканий. Учебных материалов хватает только для того, чтобы дать детям элементарные знания. Активную помощь в функционировании школ оказывает ЮНИСЕФ и НПО "Центр миротворчества и развития". Именно с помощью этих организаций в большинстве крупных лагерей построено и функционируют пять школ под названием "Омега". До января с.г. проблема полного среднего образования стояла перед жителями лагеря "Гос. Хоз" в селении Яндаре. 25-го января ЮНИСЕФ совместно с ЦМОР сдали ещё одну, шестую по счёту, школу из серии "Омега", рассчитанную на 250 учащихся. Сегодня серьёзные проблемы стоят перед учащимися из лагеря "МТФ" (Карабулак). Школа, действующая на территории лагеря, охватывает учащихся только до пятого класса. Старшеклассники вынуждены посещать Карабулакскую местную школу, находящуюся в пяти километрах от лагеря, или школу лагеря "Барт", которая находится на расстоянии четырёх километров. Всё это расстояние дети преодолевают пешком, так как у родителей зачастую нет возможности оплатить дорогу, особенно если в семье несколько школьников. Начальные школы в лагерях "Барт" и "МТФ" под свой патронаж взяла общественная организация "Дружба". Эта организация продолжает работу, начатую "Армией спасения": поставляет в лагерь школьно-письменные принадлежности. Начиная с 1-го ноября 2001 года, ежедневно каждый ребёнок, посещающий школу, получает булочку и йогурт. Организации "Дружба" оказывает школам и другую помощь. В других крупных лагерях, как, например "Алина" и "Бэла", оказанием подобного рода помощи занимается австрийская организация "Hilflwerk" (HWA). Здесь дети ежедневно на полдник получают компот, хлеб, кашу. Как объяснили преподаватели школы, каши бывают приготовлены на воде и политы подсолнечным маслом плохого качества, так что дети едят их неохотно.
Газ. Вода. Электричество
Ни в одном из лагерей не возникают проблемы с водоснабжением, чего не скажешь о газоснабжении и подаче электроэнергии. В основном эти проблемы вызваны неплатежами.
Так, только в лагерях, распложенных в станице Слепцовская, длительность отключения света составляет чуть более одного часа. Иногда (что случается нечасто) свет отключают на всю ночь. Между тем наличие света зачастую не снимает полностью проблем по той причине, что напряжение бывает слабое вплоть до полуночи, что создаёт определённые трудности в быту. Далеко не всё можно отнести в вину энергетикам. Одной из главных причин остаётся небрежное обращение с электрообеспечивающим оборудованием и его плохое состояние. Так, только в одном лагере "Бэла" из четырёх трансформаторов в рабочем состоянии находится один. Именно из-за работы трансформатора постоянно возникают проблемы в лагере "Гос. Хоз" (Яндаре). Здесь проблема электричества стоит острее, чем в любом другом лагере, из-за того, что трансформатор, обеспечивающий лагерь, вышел из строя ещё в конце прошлого года. Население производит самовольное подключение к трансформатору, обслуживающему селение Яндаре, после чего нехватку напряжения ощущает на себе и местное население. Это становится причиной постоянных конфликтов.
Здесь же население страдает от низкого давления в газопроводе. И это при том, что многие из палаток ветхие и без газа в них невозможно находится даже весной, не говоря о зимнем периоде.
Медицина
По словам врачей, работающих в различных лагерях, в области здравоохранения складывается следующая картина. Переселенцы три года живут в палатках и в помещениях, приспособленных лишь для временного пребывания. Люди находятся в крайне неблагоприятной ситуации для сохранения своего здоровья: скученность, антисанитария, сырость, холод, отсутствие достаточных условий для личной гигиены. Эти факторы способствуют возникновению инфекционных заболеваний, таких, как педикулез, чесотка, глистная инфазия (энтеробиоз) и др.
Эти заболевания быстро приобретают характер эпидемий.
В условиях лагерей и переполненности жилых помещений инфецированность воздуха достигает астрономических величин, что создает оптимальную среду для заражения и заболевания людей инфекционными заболеваниями.
Единичные случаи инфекционных заболеваний: ОРВИ, грипп, энтеробиоз, дизинтерия, сальмонеллез боткина, способствует быстрому распространению инфекций. Можно с уверенностью сказать, что все переселенцы переболели многими из вышеперечисленных заболеваний, а многие превратились в хронических носителей инфекции. Во время сезонных колебаний температуры воздуха (весна-осень) возрастает количество простудных заболеваний, которые также приобретают характер эпидемии.
Учитывая постоянно ухудшающееся социально-экономическое положение переселенцев, нельзя не подчеркнуть, какую значимость для здоровья оно приобретает в таких "группах риска", как дети и престарелые люди.
Среди детей (в особенности до 3 лет) наибольшее распространение получили такие заболевания как рахит, гипотрафия, анемия.
Как объясняют врачи, это связано с тем, что вынужденные переселенцы имеют ослабленную иммунную систему, поэтому количество больных, страдающих заболеваниями верхних дыхательных путей, возрастает, особенно нарастает количество больных, имеющих хроническую форму заболеваний.
Но и взрослое население лагерей не менее подвержено заболеваниям верхних дыхательных путей. Среди детей и взрослых нарастают нарушения нервно-эмоциональной сферы, повышенная тревожность, различного рода фобии - страхи (скрытые и явные), депрессии. Нарушение психики детей происходят на трех уровнях - индивидуальном, семейном и социальном.
Так или иначе, во всех лагерях действуют медицинские пункты, задача которых - оказание первой медицинской помощи. С данной задачей они вполне справляются. Во многих крупных лагерях действуют поликлиники от организаций "Исламик релиф" и "Врачи мира". В случаях заболеваний, требующих амбулаторного лечения, есть возможность направления больных в больницы Ингушетии. Кроме этого, в некоторых лагерях действуют медицинские пункты от поликлиник Ингушетии.
Весна 2002 года