04:21 / 06.01.2012Эльдар Идрисов: в Астраханской области число ногайцев за восемь лет увеличилось в полтора раза

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Согласно окончательным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Астраханской области зафиксировано 7589 ногайцев. По сравнению с переписью 2002 года количество представителей ногайского народа в области увеличилось на 3019 человек.

Напомним, Всероссийская перепись населения прошла с 14 по 25 октября 2010 года. По сведениям Астраханьстата, население региона в целом увеличилось почти на 5,5 тысяч человек по сравнению с переписью 2002 года.

Увеличение числа ногайцев в Астраханской области связано с ростом национального самосознания

Председатель Молодёжного центра ногайской культуры Астраханской области «Эдиге», кандидат политических наук Эльдар Идрисов связывает увеличение количества ногайцев в Астраханской области с ростом их этнического самосознания.
 
«Для неискушенного обывателя может показаться странным, как за восемь лет в области число ногайцев выросло в более чем 1,5 раза. Кто-то может подумать, что это связано с увеличением рождаемости или миграционными процессами. Но только специалисты скажут, что причина в росте этнического самосознания, выборе самоидентификации в рамках исторической традиции», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Эльдар Идрисов.
 
«Получилось так, что на Нижней Волге с конца XIX века проходил процесс интеграции ногайцев в состав татарской нации. Это было связано, прежде всего, с информационными процессами, более активной трансляцией татарских этнокультурных ценностей в тюркской среде Поволжья», - пояснил ученый.

В то же время, по его словам, в начале XX века из среды ногайцев вышли просветители, которые "открыто выражали ногайское самосознание".

«Это Абдрахман Умеров, Басыр Абдуллин, Булат Салиев, Абдул-Хамид Джанибеков. Некоторые из них сыграли большую роль в развитии ногайского языка и культуры в целом для всех ногайцев России. Например, в 1918 г. Абдул-Хамид Джанибеков уехал на Северный Кавказ и стал одним из разработчиков норм литературного ногайского языка», - отметил Эльдар Идрисов.

При советской власти в Астраханской области усилилась «татаризация» ногайцев

Говоря о «татаризации» ногайцев в Астраханском крае, Эльдар Идрисов отмечает, что она значительно усилилась при советской власти. «В ногайских школах до начала 1960-х гг. преподавание велось на татарском языке. Некоторые группы ногайцев были интегрированы, кроме татар, в состав казахов. Эта ситуация стала меняться только в период перестройки», - рассказал политолог.
 
Собеседник называет одним из факторов, пробудивших в конце XX века ногайское самосознание, необходимость их переселения из санитарно-защитной зоны Астраханского газоперерабатывающего завода.
 
«В этом ареале располагался хозяйственно-культурный центр астраханских ногайцев - село Сеитовка. В 1988 году «на широкую ногу» было отпраздновано 200-летие этого населенного пункта. Именно с этой даты можно вести отчет современного этнокультурного возрождения астраханских ногайцев. Эта дата также является отправной точкой начавшегося позже переселения», - подчеркнул собеседник.

В начале XXI века ногайцы Астраханской области  стали осознавать себя в рамках своей исторической традиции

Ногайцы Астраханской области стали осознавать себя в рамках своей исторической традиции, во многом благодаря деятельности обществ ногайской культуры, считает руководитель молодёжного центра ногайской культуры Астраханской области «Эдиге».
 
«И рост их числа, зафиксированный в переписи населения 2010 года – это лучшая оценка для активистов ногайского этнокультурного движения. В 1990 году в области возникло общество ногайской культуры "Бирлик". Этой общественной организацией во главе с Равилем Джумановым было много сделано в вопросах возрождения ногайской культуры и языка. Возникла традиция проведения просветительского мероприятия «Джанибековские чтения». Впервые стали выходить теле- и радиопередачи на ногайском языке», - рассказал Эльдар Идрисов.

В 2000-х годах, по его словам, просветительскую работу продолжил Молодежный центр ногайской культуры «Эдиге», основанный Рафихом Абдуллаевым.
 
«За плечами центра «Эдиге» более десятка ежегодных мероприятий, связанных с развитием культуры, родного языка и  просветительства. Среди них вечер встречи ногайской молодежи «Джиен», День поселка Кири-Кили, турнир «Степные богатыри», кубок по футболу «Эдиге». Также определенную лепту в сохранение этнографических традиций астраханских ногайцев вносят хореографический ансамбль «Тулпар» и ансамбль «Суюмбийке», - пояснил собеседник.
 
Эльдар Идрисов выразил уверенность, что в ближайшей перспективе рост ногайского этнического самосознания будет наблюдаться еще долго.

«Определенным фактором этого является миграция ногайцев с Северного Кавказа в Астраханскую область и их участие в этнокультурном движении астраханских ногайцев», - заключил ученый.

Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года были подведены в декабре 2011 года. Всего в стране, согласно официальным данным переписи по национальному составу субъектов РФ, опубликованных на сайте Росстата, насчитывается 103 660 ногайцев. При этом в документах Росстата есть лишь сведения о 92 579 ногайцах, проживающих в шести регионах. Наибольшее количество представителей этой национальности зафиксировано в Дагестане - 40 407 человек. Кроме того, крупные ногайские диаспоры проживают в Ставропольском крае - 22 006 человек, в Карачаево-Черкесской республике – 15 654, в Астраханской области - 7 589, в Ямало-Ненецком автономном округе - 3 479, в Чеченской республике – 3 444 человек.

Напомним, в июне 2011 года жители Ногайского района Дагестана провели съезд ногайцев России, где высказались за объединение народа, предложили власти создать комиссию для обсуждения вопроса о самоопределении ногайского народа в рамках одной административно-территориальной единицы, а также требовали озвучить подробную информацию о строительстве сахарного завода и использовании земель в Ногайском районе. В преддверии съезда ряд представителей власти выступили против его проведения, а руководство района пыталось сорвать мероприятие, блокируя подходы к месту его проведения тяжелой техникой и силами сотрудников правоохранительных органов.

Автор:Ася Капаева