02:30 / 20.01.2012Участники пресс-конференции памяти Маркелова и Бабуровой призвали исключить национализм из общественной жизни

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Участники состоявшейся 19 января в Москве пресс-конференции, посвященной памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, призвали бороться с национализмом и не допустить его ни в протестные движения, ни во власть.

Станислав Маркелов был убит 19 января 2009 года, когда возвращался с пресс-конференции, посвященной досрочному освобождению полковника Юрия Буданова. Сопровождавшая его студентка журфака МГУ и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова была ранена и позднее скончалась в больнице. Следствие считает, что она стала случайной жертвой преступления.

Организатором пресс-конференции, посвященной памяти Маркелова и Бабуровой, выступило протестное антифашистское движение «Комитет 19 января».

Зал, где проходила пресс-конференция, был полон. На заседание пришли журналисты ряда изданий, в том числе РИА «Новости», "Радио "Свобода", "Голос России", New York Times, Грани.ру, берлинской газеты B&K и телевидения СОТВ.

Пресс-конференцию вел социолог Александр Бикбов, замдиректора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ. В числе приглашенных спикеров были журналистка из Киргизии Аида Касымалиева, эколог, один из организаторов митингов «За честные выборы» Ярослав Никитенко, историк Ярослав Леонтьев, активист «Комитета 19 января» Павел Митенко и участник анархического движения Дмитрий Городов.

Участие неонацистов в общественных движениях компрометирует любые гражданские начинания

Первым слово взял ведущий Александр Бикбов. Он заявил, что националистическим движениям не место в общественно-политической жизни России.

«Такие движения, как «Славянский союз» (организация признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена по решению суда - прим. "Кавказского узла"), ДПНИ, РОД считают «русскими героями» убийц – организаторов беспорядков в Кондопоге и взрыва на Черкизовском рынке. Они провозглашают этих людей образцами для подражания», - сказал Бикбов.

Он отметил, что «неонацисты и крайние националисты были замечены в ряде проправительственных инициатив», среди которых, по словам Бикбова, охрана движения «Наши», избиение экологов в Химкинском лесу и нападение на экологический лагерь в Ангарске.

«На словах всячески обличая нынешнюю коррумпированную власть, неонацисты являются одной из ее опор, одним из ее щупалец. Участие неонацистов в общественных движениях компрометирует любые гражданские начинания. Именно поэтому я хотел бы присоединиться к призывам «Комитета 19 января» выгонять крайних националистов из всех комитетов и не давать им слово на митингах. Гнать их со всех площадок», - заявил Бикбов.

Бывшие руководители националистической организации пытаются стать лидерами народных протестов

Далее слово взял Павел Митенко. «Участники ДПНИ были осуждены за убийства и избиения мигрантов на улицах, и это были не рядовые сотрудники движения. Это были руководители региональных отделений. Сейчас бывшие руководители организации пытаются стать лидерами оппозиционного движения, народных протестов. Мы не должны допустить участия националистов в оппозиционных митингах», - призвал Митенко.

«Россия не для русских, а для всех, кроме националистов», - озвучил свою позицию Павел Митенко.

Затем выступил Ярослав Никитенко. «Националисты прежде всего выказывают неуважение к тем людям, которые погибли или пострадали от гитлеровской империи. Очень странно, что об этом забывают. В России в последние годы происходит много убийств на национальной и идеологической почве. Есть разные мнения, кто убил Маркелова и Бабурову, но после инцидента многие националисты убийства одобрили», - начал свою речь эколог.

В продолжение своего выступления Никитенко прокомментировал инициативы блогера Навального. «Он активно проталкивает неонацистов в различные оппозиционные оргкомитеты. Думаю, что без него Поткина, Тора и Крылова в составах этих оргкомитетов не было. Идеи Навального об объединении с националистами есть идеи о разъединении с другими организациями», - уверен эколог.

Никитенко также рассказал, что 23 июля 2010 года толпа националистов напала на лагерь защитников Химкинского леса.

«На некоторых из них была символика SS (от нем. Schutzstaffel — «эскадрилья прикрытия». – Прим. «Кавказского узла») и число 18, что означает Адольф Гитлер (первая буква в немецком алфавите – «A», восьмая – «Н», а эти буквы являются сокращением от Adolf Hitler. – Прим. «Кавказского узла»). Полиция не задерживала неонацистов, она задерживала экологов», - подчеркнул Ярослав Никитенко.

Мигранты должны открыто говорить, что они против нацизма, что они готовы бороться за свои слова, самоорганизовываться

Далее выступила журналистка Аида Касымалиева.

«Я занимаюсь освещением проблем выходцев из Азии, приехавших в Россию. По данным центра «Сова» (информационно-аналитический центра «Сова» занимается проблемами национализма и ксенофобии – прим. «Кавказского узла»), в 2011 году были убиты 10 выходцев из Центральной Азии, пострадали 24 человека от рук неонацистов. Центральная Азия держит пальму первенства по этому показателю», - привела статистику Касымалиева.

Журналистка отметила, что эти сведения не отражают полной картины, так как многие приезжие не обращаются в правозащитные и аналитические центры из-за плохого знания русского языка и из-за страха. «Они придут домой и будут отсиживаться, никуда звонить не будут», - пояснила журналистка.

Касымалиева заявила, что некоторые мигранты не обращаются в организации потому, что являются нелегалами.

«Меня спрашивали - что они тут делают? Если им в России не нравится, пусть едут домой. Да они может и рады уехать, но это проблема государства, которое не решает очень сложную проблему миграции. Власти России постоянно показывают, что мигранты - больные СПИДом, туберкулезом, что они преступники. А они живут в нечеловеческих условиях – работают по 12-15 часов в сутки, в однокомнатной квартире ютятся по 20 человек минимум, а обычно 30-40», - рассказала Касымалиева.

Журналистка считает, что мигранты должны взять ситуацию в свои руки: «Приезжие должны открыто говорить, что они против нацизма, что они готовы бороться за свои слова, самоорганизовываться».

Если в России не заняться устройством мигрантов, то это приведет к плачевным последствиям, отмечает журналистка. Она призвала власти строить для приезжих детские сады и обучать их русскому языку, «иначе они займутся криминалом или пойдут в религиозные группы с сомнительными лидерами».

После этого журналистам предложили задать спикерам вопросы.

Нацизм и национализм - не одно и то же, но грань очень зыбкая

Отвечая на вопрос о том, можно ли поставить знак «равно» между словами «нацизм» и «национализм», приглашенный историк Ярослав Леонтьев отметил, что «это не одно и то же».

«Нужно разделять эти понятия, но грань очень зыбкая. Есть просвещенный национализм - его представители не отождествляли себя с шовинистами-черносотенцами. Не могу не добавить, что радикальный национализм и «ультраправые» - вот эти понятия тождественны с нацизмом», - сказал Леонтьев.

В обсуждении принял участие активист анархического движения Дмитрий Городов.

"Когда фашисты пытаются вторгнуться в гражданское общество, это ужасно. Они хотят построить полицейское государство с четкой вертикалью, где все будет решать их каста", - заявил Городов, выразив мнение, что "фашист, добившийся власти, хуже, чем правитель, который совершает экономические преступления".

Мы рискуем остаться без защиты, так как полиция действует в интересах националистов

Городов предложил гражданам быть осторожнее на улицах. «Мы рискуем остаться без защиты, так как полиция действует в интересах националистов – мы видели, как она избивает мирных демонстрантов», - рассказал Городов, посоветовав позаботиться о средствах самообороны.

Его поддержала журналистка Аида Касымалиева, добавив к этому совет мигрантам «объединяться через социальные сети».

На вопрос корреспондента «Кавказского узла» о возможности неуправляемой агрессивной реакции мигрантов на националистические настроения в российском обществе Касымалиева ответила, что это маловероятно. Тем не менее, отметила она, злоупотреблять сдержанностью и трусостью мигрантов не стоит.

«Мигранты выживают, отправляют деньги на родину. Но агрессия копится. Многие из приезжих уходят в криминальные структуры. Возможно, что-то произойдет через год-два, но не сейчас. Это могут быть уличные потасовки, перестрелки. Но это не будет «Манежкой». Бунта не будет», - уверена журналистка.

Корреспондент «Кавказского узла» попросил Дмитрия Городова прокомментировать его призыв к ношению средств самообороны и готовности их применять.

«Таким образом можно уменьшить вероятность того, что вы умрете. Я призываю защищать свою жизнь, отдавать ее - безрассудно. С человеком, который говорит на языке насилия, невозможно говорить на языке ненасилия. Но я не призываю бороться с насилием тем же насилием, я предлагаю подумать о самообороне», - пояснил активист анархического движения.

Ведущий пресс-конференции Александр Бикбов отметил, что «на пресс-конференции представлены самые разные мнения, и все они соединяются в рамках мирной инициативы». «Вопрос о насилии каждая инициативная группа может решать по-своему», - добавил он.

Правозащитница Елена Санникова (движение "За права человека") поинтересовалась у историка Леонтьева, возможно ли повлиять на более молодых и радикально настроенных националистов с помощью нерадикальных националистов? Он ответил, что «это возможно, если привлечь влиятельных и видных монархистов».

На усиление ксенофобских и националистических настроений влияет конфликт на Северном Кавказе 

После пресс-конференции Ярослав Леонтьев на вопрос корреспондента «Кавказского узла», влияет ли на усиление ксенофобских и националистических настроений вооруженный конфликт на Северном Кавказе, ответил, что такое влияние, «разумеется, есть».

«Маркелова и Бабурову убили как раз после пресс-конференции, посвященной полковнику Буданову. Стас, будучи еще студентом, участвовал в первых антимилитаристских пикетах против первой чеченской войны. Он не занимал ни прочеченскую позицию, ни античеченскую, стремился, чтобы правовое поле работало во всех субъектах федерации», - вспоминает историк.

Ярослав Никитенко на вопрос, каковы прогнозы развития националистических настроений в виду общественного протеста против нечестных выборов, ответил, что этот протест никак не связан с националистическими настроениями.

«То, что мы видели на прошедших митингах, было лакмусовой бумажкой того, как наше гражданское общество относится к националистам. Оно показало, что отрицательно. Сколько бы неонацисты ни ходили на митинги, общество не начнет их просто так принимать. Им не удается даже возникать о своих каких-то националистических идеях, в том числе в оргкомитетах», - уверен Никитенко.

Нужно всеми способами не допустить этого страшного явления – нацизма

Елена Санникова рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что пришла на пресс-коференцию почтить память Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.

«Ровно три года назад еще живой Станислав Маркелов выступал здесь на пресс-конференции, а Настя Бабурова записывала. Я хотела попасть в это помещение. Также я хочу участвовать в шествии, возложить цветы на место их гибели. Мне в очередной раз больно, что Стаса больше нет», - сказала правозащитница.

Она считает, что пресс-конференцию можно было бы сделать более яркой. «Тем не менее мысли прозвучали очень ясные. Нужно всеми способами не допустить этого страшного явления – нацизма, которое существует в нашем обществе. Носителей этой идеи ни в коем случае нельзя допустить в гражданское движение», - подвела итог Санникова.

Выйдя из здания пресс-центра, участники конференции и журналисты прошли по Пречистенке и возложили цветы у дома № 1, где были убиты Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова.

За убийство Маркелова и Бабуровой в мае 2011 года Московский городской суд приговорил Никиту Тихонова и Евгению Хасис, состоявших в националистических организациях, к пожизненному заключению и 18 годам колонии общего режима соответственно.

Автор:Олег Краснов