ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Грузинские эксперты считают, что на встрече в Белом доме президент США не станет поднимать вопрос о размещении американских военных баз в Грузии. Основное внимание будет уделено внутренней политике Грузии, считает директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе. Эксперт Института стратегических и международных исследований Грузии Каха Гоголашвили допускает, что помимо общих вопросов, речь, возможно, пойдет о возобновлении поставок оружия из США в Грузию.
«Кавказский узел» сообщал, что президент США Барак Обама сегодня в 23.00 мск примет президента Грузии Михаила Саакашвили в Белом доме. В Тбилиси эту встречу считают важнейшим политическим событием. Как заявил посол США в Грузии Джон Баас, во время встречи будут рассмотрены вопросы общей безопасности, а также реформы, проведенные в Грузии. Среди вопросов, которые станут предметом обсуждения, – Хартия о стратегическом партнерстве по развитию сотрудничества в области торговли, туризма, энергетики, науки, образования, культуры и безопасности, подписанная в Вашингтоне в январе 2009 года.
«Я не думаю, что Барак Обама сделает предложение Михаилу Саакашвили о размещении в Грузии войск и транспортных структур в обмен на лояльность США в отношении внутренней политики грузинского президента или хотя бы для защиты от внешних угроз», – заявил в интервью корреспонденту «Кавказского узла» эксперт Каха Гоголашвили.
Директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе также исключает обсуждение вопроса о размещении на территории Грузии американских вооруженных сил. Однако он допускает, что в перспективе, на правительственном уровне, речь может пойти о транспортных и тыловых структурах. При этом политолог считает вполне возможным, что обострение конфликта в Иране может произойти уже в нынешнем году.
«По мнению экспертов, которые занимаются вопросами атомной энергетики, Иран может получить атомное оружие уже в мае, и тогда под угрозой окажется существование государства Израиль. Естественно, что в этом случае военное решение конфликта станет наиболее вероятным. Но США сделают все от них зависящее, чтобы все-таки избежать военного конфликта», – сказал Арешидзе.
Каха Гоголашвили также считает маловероятным, что в этом году могут начаться военные действия в Иране: «Вряд ли сегодня США и НАТО готовы к новой войне. Не надо забывать, что мировая экономика все еще находится в кризисе, поэтому новые конфликты в мире вызовут только дальнейшее осложнение социальных процессов и в Америке, и в Европе».
Я не думаю, что при каком-либо сценарии США решились бы на наземные операции в Иране, так что в Грузии нет смысла создавать американские военные структуры
Тем не менее, даже в случае войны Гоголашвили не видит необходимости в использовании грузинской территории в качестве военной базы. «В Персидском заливе у Запада вполне достаточно сил – там постоянно находятся американские авианосцы, структуры НАТО. Я не думаю, что при каком-либо сценарии США решились бы на наземные операции в Иране, так что в Грузии нет смысла создавать американские военные структуры», - считает Гоголашвили.
«Не надо забывать, что военные строения остаются и в Ираке, так что с точки зрения логистики – доставки грузов, передвижения войск – целесообразнее использовать Ирак, нежели Грузию», – обращает внимание Мамука Арешидзе.
На его взгляд, гораздо более важной целью встречи Саакашвили и Обамы является обсуждение текущей ситуации в самой Грузии.
«Эта встреча – часть региональной политики США на Кавказе. И Грузия играет в этом вопросе одну из ключевых ролей. Поэтому будет много внимания уделено внутренней политике страны – демократическим процессам, проведению честных выборов, развитию демократических прав и свобод. К этому разговору США будут возвращаться неоднократно, поскольку это очень важный компонент в американской политике», – сказал Арешидзе.
На встрече может быть обсуждена и более острая проблема, убежден Гоголашвили.
«Конечно, в разговоре будут затронуты большей частью общие вопросы, однако я не исключаю, что речь пойдет, например, и о том, чтобы возобновить поставки оружия из США в Грузию, потому что это в какой-то степени будет служить сохранению баланса сил в кавказском регионе. К тому же это даст возможность Обаме продемонстрировать избирателям, что он на деле поддерживает такого союзника, как Грузия», – заявил политолог.
В случае попытки военной интервенции, события будут развиваться так же, как в августе 2008 года
Мамука Арешидзе в свою очередь отметил, что Обама вряд ли способен дать гарантии безопасности Грузии в случае начала военных действий в Иране. «Ничего, кроме моральной поддержки, они дать не могут. В случае попытки военной интервенции, события будут развиваться так же, как в августе 2008 года», – считает он.
Каха Гоголашвили высказал мнение, что Россия не станет ввязываться в конфликт в Иране, используя территорию Грузии. «Вряд ли кто-то позволит России присоединить к себе Грузию взамен поддержки сил НАТО и Израиля в Иране. По крайней мере, опыт участия России в афганской операции – предоставление транспортного коридора, обмен опытом – не дают повода предполагать, что взамен Москва потребует признания Абхазии и Южной Осетии, а уж тем более – аннексии всей территории Грузии», – добавил он.
После этой встречи другие игроки в регионе будут больше считаться с интересами Грузии
Каха Гоголашвили считает, что сегодня, встречаясь с Саакашвили, США посылает определенный месседж в сторону России. «Обама демонстрирует, что не собирается приносить Грузию в жертву. Тем самым он подтверждает, что Грузия – это самостоятельный игрок, с которым следует считаться. И я ожидаю, что после этой встречи другие игроки в регионе будут больше считаться с интересами Грузии», – заключил Каха Гоголашвили.
Как сообщал «Кавказский узел», 15 января 2011 года президенты Грузии и США Михаил Саакашвили и Барак Обама также провели в Вашингтоне встречу. На ней обсуждались вопросы экономического развития Грузии, проблемы на Кавказе, а также совместная работа в Афганистане. Встреча продлилась всего 25 минут.