ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Грузии Совет Хартии журналистской этики частично удовлетворил заявление соучредителя телекомпании "Триалети" Бадри Нанеташвили, постановив, что в материале, опубликованном на сайте Информационного центра Кахетии 22 декабря 2011 года, был нарушен один из пунктов Хартии об уважении журналистом правды и праве общества на получение точной информации.
Напомним, Нанеташвили подал заявление в Совет Хартии журналистской этики 13 января. Поводом стала публикация о том, что якобы Нанеташвили во время ссоры направил оружие на руководителя "Грузинской ассоциации региональных вещателей" Натию Купрашвили. Адвокат Нанеташвили Леван Гегешидзе указывал на то, что материал "Бадри Нанеташвили напал на Натию Купрашвили" нарушил три пункта Хартии журналистской этики Грузии.
Совету Хартии не удалось примирить конфликтующих журналистов
Основные претензии Бадри Нанеташвили сводились к тому, что журналисты Информационного центра Кахетии изложили историю его ссоры с Натией Купрашвили со слов одной стороны - самой Натии Купрашвили.
Однако Гела Мтивлишвили в своем ответе заявил, что в самом материале уже содержалась информация о том, как он не смог дозвониться до Бадри Нанеташвили, а также ссылка на отказ министерства внутренних дел и прокуратуры предоставлять информацию об инциденте до окончания расследования.
Совет Хартии журналистской этики 21 января принял решение о приемлемости рассмотрения жалобы Нанеташвили к Информационному центру Кахетии, однако предложил вначале свою медиацию, чтобы урегулировать конфликт без вынесения его на рассмотрение Совета.
Согласившись на эти условия, Бадри Нанеташвили прислал в совет Хартии свои условия для прекращения разбирательства: опубликовать статью, набранную тем же шрифтом, такого же объема, в которой Гела Мтивлишвили публично признал бы нарушение трех статей Хартии, а также указал бы на допущение с его стороны ошибки. Адвокат Бадри Нанеташвили также требовал распространения вышеуказанной информации посредством Facebook и других социальных сетей.
22 января Информационный центр Кахетии опубликовал заявление, в котором назвал выдвинутые условия урегулирования безосновательными. "Даже в том случае, если бы заявление Нанеташвили имело под собой основание, податель заявления "представленными условиями медиации" вышел за пределы обязательств, которые журналисты взяли на себя, подписав Хартию", - говорится в заявлении Информационного центра Кахетии.
После такого отказа дело автоматически направилось на разбирательство в Совет Хартии, которое прошло 6 февраля. Совет принял решение, что в материале "Бадри Нанеташвили напал на Натию Купрашвили" был нарушен только первый пункт Хартии, который гласит: "Журналист должен уважать правду и право общества на получение точной информации".
Помимо этого пункта Нанеташвили настаивал на нарушении третьего ("Журналист должен передавать информацию, основываясь только на тех фактах, источник которых подтвержден") и одиннадцатого ("Журналист не должен утаивать значительные факты, не должен фальсифицировать документы и информацию. Умышленное искажение факта журналист должен считать тяжелейшим профессиональным преступлением") пунктов Хартии.
Совет Хартии решил, что автор не желал искажения фактов
Обвинение в умышленном искажении фактов Совет Хартии журналистской этики Грузии счел безосновательным, сообщил член Совета Звиад Коридзе.
Он отмечает, что в течение нескольких часов после появления спорного материала на сайте агентства media.ge, а затем и на веб-сайте журнала "Либерали" были опубликованы материалы, где история была изложена Бадри Нанеташвили. "Кроме того, уже в заголовке статьи содержалась информация о происшествии, которая согласуется с версией только одной стороны конфликта", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Звиад Коридзе.
Тем не менее, по его словам, само построение материала и его содержание не позволяют сделать вывода о том, что автор преследовал цель исказить правду.
Что касается самого конфликта между Купрашвили и Нанеташвили, о котором идет речь в опубликованном Информационным центром Кахетии материале, то Совет Хартии не имеет полномочий его рассматривать, отмечает Коридзе.
"По этому делу ведется административное и уголовное разбирательство, поскольку идет речь о применении оружия. Так что конфликт между Купрашвили и Нанеташвили лежит уже в юридической плоскости, а не в рамках соблюдения журналистской этики, и мы не имеем права вмешиваться в дела судов", - говорит Звиад Коридзе.
По словам руководителя Информационного центра Кахетии Гелы Мтивлишвили, ему пока не было прислано постановление Совета Хартии журналистской этики.
На вопрос, продолжится ли спор между ним и Бадри Нанеташвили в суде (а Нанеташвили подал в суд иск о защите чести и достоинства к Мтивлишвили в связи с той же публикацией), Мтивлишвили ответил, что не располагает подобной информацией.
"Были предупреждения со стороны Бадри Нанеташвили о том, что он подаст в суд на наше агентство, однако я не располагаю какой-либо информацией о том, чтобы иск был подан", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гела Мтивлишвили.
Нанеташвили и его адвокат пока не комментировали данную информацию.
Коридзе: нельзя относиться к разбирательствам Совета Хартии как к общественной выволочке
Следует отметить, что в отношении Гелы Мтивлишвили в Хартии журналистской этики разбираются еще два заявления.
В частности, уже принято решение о приемлемости жалобы со стороны руководителя радио "Эрети" Рамаза Самхарадзе по поводу материала "Сотрудники покинули радио "Эрети"", который опирается на "распространенную информацию" о том, что якобы причиной ухода с радиостанции четырех сотрудников стала невыплата им заработной платы. 6 февраля Рамаз Самхарадзе представил Хартии заявления нескольких сотрудников, в которых говорится, что они действительно ушли с радиостанции, однако вопрос о невыплате им зарплаты не имеет к этому никакого отношения.
Другое заявление подал журналист Роман Кевхишвили по поводу материала "Гамгебели Дедоплисцкаро проводит медовый месяц в Дубае". По мнению Кевхишвили, материал нарушает десятую статью Хартии – "неприкосновенность частной жизни". "Гамгебели – тоже человек, и у него есть право на личную жизнь. И для меня как журналиста интересно, какое решение примет Совет Хартии в связи с этим вопросом", - отметил Роман Кевхишвили, слова которого приводит агентство media.ge. Окончательный ответ на вопрос, нарушают ли данные материалы журналистскую этику, должен дать Совет Хартии.
По мнению Звиада Коридзе, любое СМИ, каким бы серьезным и прилежным в исполнении принципов оно ни было, все равно допускает периодически некоторые нарушения правил.
"Это нормальный рабочий процесс. Нельзя относиться к разбирательствам Совета Хартии как к общественной выволочке. Мы не карательный орган, а консультативный, который помогает СМИ улучшить свою работу. И коль скоро в Кахетии есть люди, которые хотят улучшить работу местных медиа, это можно только приветствовать", - отмечает Коридзе.
Он также напомнил, что разбирательства в отношении Информационного центра Кахетии стали возможны только потому, что Гела Мтивлишвили сам подписал Хартию журналистской этики и дал согласие на то, чтобы материалы его агентства рассматривались на Совете Хартии.