ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В пятницу, 9 марта, члены Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА) обратились к главе государства с призывом по случаю весеннего праздника Новруз, который отмечается в Азербайджане 20-21 марта, объявить амнистию для группы заключенных.
Обращение правозащитников было передано в адрес президента страны в ходе встречи представителей МГПЗОА с заведующим отделом по работе с правоохранительными органами администрации президента Азербайджана Фуадом Алескеровым, передает корреспондент "Кавказского узла".
В Мониторинговую группу правозащитных организаций Азербайджана входят: Азербайджанское общество защиты прав женщин имени Диляры Алиевой, Азербайджанский национальный комитет Хельсинкской гражданской ассамблеи, Комитет защиты прав человека и демократии и Азербайджанское представительство Международного комитета по правам человека.
Как сообщила глава Бюро по правам человека и соблюдению законов Саида Годжаманлы, МГПЗОА призывает президента "проявить акт гуманизма" и помиловать всех осужденных в связи с митингом 2 апреля 2011 года (в настоящее время по этому делу в заключении остаются 14 человек. – прим. «Кавказского узла»), молодежного активиста Бахтияра Гаджиева, а также бывшего министра экономического развития Фархада Алиева, его брата, бизнесмена Рафига Алиева и экс-министра здравоохранения Али Инсанова.
Напомним, что Бахтияр Гаджиев был арестован в марте 2011 года и осужден к 2 годам лишения свободы по обвинению в уклонении от призыва в армию. Братья Алиевы и Инсанов были арестованы в 2005 году по обвинению в попытке госпереворота, однако впоследствии были осуждены на сроки от 9 до 11 лет лишения свободы за экономические преступления.
Освобождение политзаключенных актуально накануне «Евровидения»
По мнению Годжаманлы, освобождение указанных лиц продемонстрировало бы способность Азербайджана самому решать проблему политзаключенных без вмешательства международных организацией. «Это особенно важно продемонстрировать миру в преддверии песенного конкурса «Евровидение-2012» (конкурс состоится 22-26 мая в Баку. – прим. «Кавказского узла»), когда в страну прибудут большое количество иностранных журналистов», – сказала она.
Годжаманлы воздержалась от более подробных комментариев встречи правозащитников с представителем администрации президента, однако выразила оптимизм по поводу удовлетворения просьбы МГПЗОА.
Комментариями представителей администрации президента Азербайджана "Кавказский узел" пока не располагает. В аппарате главы государства лишь подтвердили факт приема группы правозащитников.
«Репрессии усилились»
В тоже время другая правозащитница, директор Института мира и демократии Лейла Юнус сомневается в наличии у властей Азербайджана политической воли полностью решить проблему политзаключенных. На ее взгляд, проблема не только не решается, а, напротив, число политзаключенных продолжает расти.
«Вопреки ожиданиям и призывам улучшить ситуацию в области прав человека в преддверии конкурса «Евровидение», положение еще более ухудшилось. Власти еще более усилили репрессии против журналистов, активистов гражданского общества и оппозиционеров, и в результате, число политзаключенных возросло», – сказала Юнус корреспонденту «Кавказского узла».
Юнус напомнила, что за последний месяц из тюрьмы условно досрочно был освобожден один "узник совести" – осужденный в связи с митингом 2 апреля 2011 года "мусаватист" Эльшан Гасанов. Однако за тот же период на различные сроки были осуждены зампред Исламской партии Ариф Ганиев, редактор сайта islamazeri.az Рамин Байрамов и нахичеванский правозащитник Зейнал Багирзаде.
В ноябре прошлого года к 3 годам лишения свободы был осужден региональный корреспондент газеты «Хурал» Айдын Джаныев, продолжила директор ИМД.
Кроме того, потенциальными политзаключенными являются находящиеся под следствием главред газеты «Хурал» Аваз Зейналов и корреспондент иранского телевидения Анар Байрамлы, а также правозащитник Талех Хасмамедов (Кюрдамир-Уджар-Гейчайский регион).
«Задержание и следствие в отношении указанных журналистов и правозащитника проходят с нарушением законодательства и процессуальных норм, что дает основания считать потенциальными политзаключенными», – сказала Юнус.
Других политзаключенных Юнус классифицировала по следующим группам: 13 человек – осужденные за участие в митинге 2 апреля 2011 года, признанные Amnesty International "узниками совести", еще трое – оппозиционный активист Руслан Баширли, блогер Бахтияр Гаджиев и правозащитник Видади Искендеров (двое последних также осуждены в связи с акциями протеста весны 2011 года). 10 человек – члены так называемой «группы Саида Дадашбейли», в большинстве своем верующие, "осужденные по сфабрикованным обвинениям в 2007 году", сказала Юнус.
В число политзаключенных Юнус включила также братьев Фархада и Рафига Алиевых (бывший министр экономического развития и бизнесмен), осужденных, по ее словам, с нарушением закона и процессуальных норм, а также Али Инсанова (бывший глава Минздрава) и Неймата Панахлы (лидер партии Национальной государственности). Еще 8 человек – это члены Исламской партии и религиозные деятели, осужденные в 2011 году. Двое политзаключенных – Мамед Мамедов и Ровшан Бадалов – это лица из списка «карабахских партизан» (осуждены по обвинению в участии в незаконных вооруженных формированиях), осужденных в 2003–2004 годах также с нарушением процессуальных норм, отметила правозащитница.
Еще 19 человек – в основном ветераны Карабахской войны, осужденные в средине 90-х годов. 12 из них, по словам Юнус, отбывают пожизненное заключение. Лейла Юнус обратила внимание, что это наказание было назначено после того, как в 1998 году смертная казнь была заменена на пожизненное заключение решением парламента.
"Согласно уголовному закону, назначить наказание может только суд. Указанный закон был применен ко всем заключенным, осужденным на смертную казнь, при этом, был нарушен принцип индивидуальности", - подчеркнула Юнус.
Поскольку закон не имеет обратной силы, то после отмены смертной казни осужденным к этому виду наказания должны были вынести альтернативное максимальное наказание на период оглашения им приговоров – 15 лет лишения свободы.
Юнус обратила внимание, что эти лица уже отбыли почти 20 лет наказания и являются участниками Карабахской войны, и "было бы справедливым их освобождение". "Тем более, что все они были осуждены по сфабрикованным обвинениям", – считает директор ИМД.
Всего же, по данным Юнус, на сегодняшний день, число политзаключенных в Азербайджане составляет 63 человека.
В субботу, 10 марта, оппозиционное гражданское движение за демократию "Общественная палата" приняло решение провести 8 апреля общереспубликанский митинг в Баку, если до праздника Новруз не будут освобождены политзаключенные, и в частности «узники совести», осужденные в связи с митингом 2 апреля 2011 года. «Общественная палата» намерена приурочить митинг к исполнению годовщины акции 2 апреля.
В свою очередь, член комиссии по вопросам помилования при президенте, депутат парламента Азай Гулиев сообщил о продолжении изучения обращений в комиссию. Однако, по его словам, на сегодняшний день какого-либо утвержденного списка нет, и потому Гулиев воздержался от указания конкретных лиц, которые могут быть помилованы.
Отметим, что власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных и узников совести. В то же время международные организации неоднократно критиковали местные власти за нарушение норм демократии и прав человека.
Так, в годовом отчете Международной обсерватории по защите прав правозащитников говорится, что в Азербайджане в 2011 году выявлены препятствия деятельности НПО и работе правозащитников, которые подвергаются давлению. А международная организация в защиту прессы "Репортеры без границ" в своем годовом отчете отмечает, что ситуация со свободой слова в Азербайджане в 2011 году оказалась самой тяжелой за последние шесть лет. В докладе Human Rights Watch также говорится о том, что в 2011 году ситуация с правами человека в Азербайджане ухудшилась, особое внимание уделяется тому, что, как заявляют правозащитники, правительство страны подавляло все формы протеста.