ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Экологи и представители общественных организаций, развернувшие в Ереване кампанию в защиту парка Маштоца от застройки, 13 марта провели акцию под названием "Независимый гражданский суд". В ходе нее символический суд рассмотрел иск по делу о требовании демонтажа павильонов в парке. Как отмечают активисты, они прибегли к гражданскому суду, так как обычный суд не принимает заявлений против решения мэрии о строительстве в парке.
Акция "Независимый гражданский суд". Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Армине Мартиросян
"Кавказский узел" писал, что решение о сокращении числа павильонов и ларьков, расположенных на столичных улицах, мэрия Еревана приняла в августе 2011 года. Процесс демонтажа вызвал волну протеста владельцев ларьков, и власти Еревана решили предоставить им павильоны в другой части города, в том числе и в парке Маштоца. Против возведения торговых ларьков в парке выступила общественность.
Григорян: общественность обратилось к гражданскому суду, так как обычный суд не принимает иск против мэрии
Общество изолировали от процесса принятия решений, отметил юрист Артур Григорян, выступавший в роли судьи "Независимого гражданского суда".
"Люди могут принять решение относительно имущества, принадлежащего общественности, без вмешательства последней", - говорит Артур Григорян.
По его словам, суд не принимает иск, поданный общественностью, против решения мэрии о строительстве ларьков в парке, аргументируя отказ тем, что не имеет на это права. Именно это заставило общественность прибегнуть к гражданскому суду.
"Если официальные судебные инстанции не принимают во внимание твой голос, то ты вправе высказать свое мнение любым путем. Одно дело иметь закон, другое – применять его. Если даже самый хороший закон не применяется, он становится непригодным. А наши права попираются путем хищения общественной территории и строительства на ней ларьков", - подчеркнул юрист.
Артур Григорян разъяснил структуру "Независимого гражданского суда", отметив, что он не похож на классический суд, а состоит из коллегии присяжных, коими является собравшаяся на заседание общественность.
В качестве истцов на "Независимом гражданском суде" выступили юрист Мери Хачатрян, глава Антикоррупционного центра Transparency International Сона Айвазян и активист Ваграм Согомонян.
В ходе слушаний Мери Хачатрян отметила, что в отношении Армении со стороны Женевского комитета по выполнению Орхусской конвенции дважды было вынесено решение о нарушении положений конвенции. В частности это касается вопроса садов Далма и проекта разработки Тегутского месторождения.
По словам Хачатрян, в 1998 году в Орхусе Армения подписала, а в 2001 году ратифицировала Орхусскую конвенцию, согласно которой страной должны предприниматься определенные шаги по усовершенствованию системы предоставления информации, а также по проведению общественных слушаний относительно принятия ряда законов.
Юрист также отметила, что городские власти не хотят считаться с активистами, не ведут диалог с ними, экологи вынуждены общаться с правоохранительными органами.
Мери Хачатрян добавила, что каждый человек имеет право жить в здоровой окружающей среде. "Это право должно быть защищено государством. В данном случае городские власти нарушили этот закон", - заметила юрист.
Сона Айвазян представила ряд нарушений, выявленных в ходе строительства ларьков. В частности она отметила нарушение статьи 76 Земельного кодекса Армении, согласно которой земельные участки, принадлежащие государству и общинам с правом на временное использование и застройку предоставляются, исходя из принципов схемы использования земель, а также генерального плана города.
Защита добавила, что помимо этого, не были проведены общественные слушания, а также экспертиза воздействия проекта на окружающую среду.
"Даже если территория парка являлась бы частной собственностью, в результате строительства торговых объектов здесь предполагаются изменения в среде обитания. Городские власти в любом случае по закону обязаны считаться с мнением общественности. А в данном случае, когда речь идет об общественной территории, тем более надо проводить слушания", - утверждает Айвазян.
Она также отметила, что согласно закону даже при наличии законного разрешения на строительство ларьков они должны быть сооружены на расстоянии не менее пяти метров от посаженных в парке деревьев.
"Исходя из вышеизложенных выявленных нарушений, просим суд оказать воздействие на мэрию Еревана для принятия решения о демонтаже уже построенных ларьков в общественном парке", - заявила Сона Айвазян.
Она заметила, что с февраля 2012 года гражданские инициативы не раз обращались в мэрию столицы, поскольку до переноса ларьков с улицы Абовяна в парк близ проспекта Маштоца общественность не была осведомлена об их строительстве в зеленой зоне.
В ходе заседания "Независимого гражданского суда" были представлены новые факты. В частности, Артур Григорян зачитал решение мэра Еревана Тарона Маргаряна №7373-А от 30 декабря 2011 года о демонтаже ларьков по адресу: ул. Абовяна, 21/1, и предоставлении в аренду территории для застройки площадью в 247 квадратных метров ЗАО "Восточный оазис" до 31 декабря 2028 года.
"Основываясь на данном решении, можем смело сказать, что недавнее заявление мэра Тарона Маргаряна о том, что ларьки в парке будут находиться от двух до трех лет, не соответствует действительности", - заявил Артур Григорян.
Представителей мэрии Еревана на заседании "Независимого гражданского суда" в качестве ответчика не было.
"Мы им отправили извещение о судебном слушании, однако мэрия вместо своих представителей отправила полицейских", - говорят инициаторы акции.
Гераветян: "Независимый гражданский суд" выражает мнение общественности
Суды в Армении защищают только права олигархов и выступают на стороне государственных органов, считает активистка Лала Аслибекян. "Суд не принимает даже иска от общественности, поскольку считает, что подобные дела не касаются прямым образом наших прав и обязанностей", - говорит Лала Аслибекян.
Она утверждает, что были случаи, когда жители как частные лица обращались с тем или иным иском в суд, однако их дела не принимали даже в судопроизводство. "Именно поэтому мы прибегли к "Независимому гражданскому суду" как к форме народовластия, на котором хотим представить на суд общественности все факты и аргументы", - отметила активистка.
"Мы уже ничего не ждем от официальных судов, которые существуют. Нет ни одного прецедента, который бы удовлетворил иск лиц, выступивших с экологической проблемой", - заключила Лала Аслибекян.
По словам выступившего в роли судьи "Независимого гражданского суда" Артура Григоряна, на основании всей представленной на слушании "Независимого гражданского суда" информации он примет соответствующее решение и представит его на суд присяжных.
Артур Григорян отмечает, что вопрос демонтажа ларьков стал всереспубликанской проблемой и общественность надеется, что на ближайшем правительственном заседании 15 марта этот вопрос будет затронут. "А если нет, 16 марта гражданский суд вынесет свое решение по поводу возникшей проблемы, связанной со строительством ларьков, а также с благоустройством самого парка", - сказал Григорян.
По мнению Вардгеса Гаспари, члена Армянского национального конгресса, "Независимый гражданский суд", проведенный активистами, нельзя считать судом, он всего лишь является ознакомлением общественности с существующей проблемой.
Вардгес Гаспари приветствует действия гражданских активистов, которые, по его словам, в отличие от многих организаций, а особенно партий, не умеющих работать с общественностью, находят язык с ней.
Он считает подобные акции новым методом защиты гражданских прав. Участник акции также отметил отрицательные стороны акций.
"Парк Маштоца для многих людей, которые никогда не общаются с общественностью, стал некой площадкой, куда можно приходить, показаться один раз и этим смыть всю свою грязь. Они приходят лишний раз пропиариться", - говорит Вардгес Гаспари.
Жительница Еревана Луиза Хостикян также приняла участие в акции. Она подчеркивает, что не представляет, что собой представляет "Независимый гражданский суд", однако хотела бы увидеть на этом месте сквер, который был в дни ее молодости.
Активист Вардан Гераветян рассказывает, что акции в поддержку парка начались спонтанно. По его словам, несколько постоянно проходящих через парк людей заметили, что в сквере намечается масштабное строительство, и решили обратиться в соответствующие инстанции.
По мнению активиста, "Независимый гражданский суд" имеет право на существование, поскольку выражает мнение общественности. Вардан Гераветян отметил, что, поскольку решения городских властей незаконны, общественность решила осудить их.
"Вынесенные решения "Независимого гражданского суда", конечно, не имеют никакой юридической силы, поскольку это не государственный суд. Скорее всего, это суд, относящийся не к юридической, а к моральной категории. Однако общественность имеет право высказать свое мнение, пусть даже таким путем", - считает участник акции.
Он также добавил, что решения "Независимого гражданского суда", ввиду того что не имеют юридической силы, останутся как мнение общественности. "Акционеры, конечно, не пойдут на демонтаж ларьков, даже если "суд" вынесет такое решение. Мы просто заявляем о своей готовности помочь властям в демонтаже ларьков", - добавил он.
После завершения судебного слушания "Независимого гражданского суда" активисты разбили палатку посреди парка и объявили сидячую забастовку с требованием демонтировать ларьки в парке.
Полиция не ставит под сомнение законность решения о строительстве в парке
Ранее полиция Армении распространила заявление, в котором говорится о том, что законность решения мэра Еревана Тарона Маргаряна о строительстве ларьков в парке Маштоца не может ставиться под сомнение.
В заявлении также отмечается, что действия активистов, мешающие правопорядку и строительным работам, будут считаться самовольством и повлекут административную ответственность, и до сих пор подобные меры не применялись из стремления к смягчению напряженности.
Самовольный демонтаж ларьков нанесет ущерб их владельцам и будет рассматриваться как преступление, заявила полиция, потребовав соблюдения общественного порядка и общественной безопасности. При этом было отмечено, что правоохранители гарантируют обеспечение порядка на всех акциях, проходящих в соответствии с законом Армении о свободе собраний.
Решение мэра Тарона Маргаряна о строительстве ларьков в парке близ проспекта Маштоца остается неизменным, заявили в мэрии Еревана.
Ранее мэр столицы Армении Тарон Маргарян отметил, что перенос киосков, демонтированных на улице Абовяна в Ереване, в общественный парк около проспекта Маштоца, против чего протестуют экологи и представители общественности, является лишь временной мерой, а сам парк в ближайшее время будет восстановлен и облагорожен.
"Кавказский узел" писал, что, начиная с 30 января, в столице Армении проходят акции протеста против переноса торговых ларьков в парк Маштоца. Их участники считают, что установка ларьков в парке наносит вред экологии. 11 февраля активисты кампании в защиту парка начали бессрочную акцию и пикет возле больницы им. Маркаряна в Ереване. Через несколько дней полиция вытеснила их со строительной площадки. 14 февраля после встречи с мэром Еревана активисты решили продолжать акцию протеста. 20 февраля более 200 активистов с лозунгами ''Зеленый, чистый Ереван'' пришли шествием к мэрии, требуя прекратить строительные работы в общественном парке.
9 марта активисты потребовали от мэрии и правительства срочно принять решение и начать работы по демонтажу размещенных в парке киосков. В противном случае они намерены активизировать акции протеста.