ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В тбилисском городском суде процесс по апелляции обвиняемых в совершении терактов на территории Грузии перенесен на 20 апреля. Причиной переноса заседания стала неявка обвиняемых - в здание суда из изолятора они сегодня доставлены не были.
Как сообщал "Кавказский узел", в июне прошлого года Тбилисский городской суд вынес приговор 15 обвиняемым по делу о терактах на территории Грузии, в том числе представителю российских вооруженных сил, дислоцированных на территории Абхазии, Евгению Борисову. В числе осужденных были также Гогита Аркания, Давид Кекутия и житель Абхазии Мераб Колбая, которые обжаловали решение суда, а также заявили, что давали первоначальные показания под давлением.
Первое заседание по апелляции должно было состояться сегодня. Комментируя причину неявки обвиняемых в суд, председатель судейской коллегии, судья Михаил Бебиашвили сказал, что направил запрос в Службу сопровождения заключенных.
Он получил ответ, что охрана Глданского временного изолятора не получала распоряжение о доставке заключенных, об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил адвокат Давида Кекутия Гела Николеишвили.
"Сразу после окончания заседания я направился в Глдани, чтобы узнать судьбу своего подзащитного. По дороге мне встретился адвокат Мераба Колбая - Мате Харчмадзе – который рассказал мне, что наши подзащитные с утра вышли из боксов, где содержатся заключенные перед отправкой в суд. Их вывели, а через два часа завели обратно. Возникает вопрос - если их не собирались отправлять в суд, то зачем тогда помещали в эти боксы? По моему мнению, следователи и администрация изолятора хотят в течение двух суток "обработать" Колбая и Кекутия, чтобы они дали признательные показания", - заявил Гела Николеишвили.
Факт неявки заключенных суд является очень тревожным фактором, считает руководитель Центра по правам человека Уча Нануашвили. "Это недопустимый факт: как могло государство допустить, чтобы подозреваемые по такому делу не были доставлены в суд? Наверняка сейчас к ним применят меры, чтобы они также отказались от адвокатов, как это сделали в прошлом году фотографы, обвиненные в шпионаже", - говорит Уча Нануашвили.
По словам Учи Нануашвили, правозащитные организации сегодня должны проявить солидарность и выступить с требованием взять под полный контроль ситуацию с тремя подозреваемыми.
"Правозащитники будут требовать осмотра состояния заключенных, чтобы оградить их от возможных пыток. Кроме того, мы намерены обратиться в посольства иностранных государств на территории Грузии с требованием уделить особое внимание процессу над Гогитой Аркания, Мерабом Колбая и Давидом Кекутия", - заявил Уча Нануашвили.
Ранее Мераб Колбая утверждал, что вообще не участвовал в организации терактов, а Гогита Аркания признал себя виновным в организации нескольких взрывов, однако отрицает свою причастность в организации неудавшихся терактов. Давид Кекутия никогда не признавал свою причастность к организации взрывов.
В свою очередь, адвокат Кекутия указывает на логические нестыковки в обвинении. "Согласно показаниям Гогиты Аркания, Давид Кекутия проводил мониторинг организации терактов. То есть, якобы он лично приезжал и наблюдал, как Аркания ставит взрывные устройства. Однако тот же Гогита Аркания показывает, что организаторы терактов, российские офицеры, находившиеся в Гали, предупредили, что засчитают ему только те теракты, о которых будет объявлено по телевидению. Коль скоро они проводили мониторинг телевидения и получали нужную информацию оттуда, то какой смысл было вводить еще дополнительного участника? Зачем тогда понадобился контролер в лице Давида Кекутия?", - сказал Гела Николеишвили.
Кроме того, по словам Гелы Николеишвили, до своего ареста Давид Кекутия работал в полиции Зугдидского района, расположенного в 350 километрах от Тбилиси. Поэтому он, по мнению защитника, не мог находиться одновременно и на месте терактов в Тбилиси, и в Зугдиди.
"При этом имеются записи в отделении полиции о том, что и в дни организации терактов, и на следующие сутки Давид Кекутия являлся на работу в 10 часов. Как он мог умудриться на автомобиле съездить из Зугдиди в Тбилиси и обратно - непонятно. Он должен был выехать в 2 часа ночи и вернуться к 10 утра или же использовать свое рабочее время", - считает Гела Николеишвили.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями следственных органов Грузии относительно комментариев адвокатов, а также причин неявки в суд обвиняемых по делу о терактах.
Напомним, обвиняемым по делу о терактах вменялась в вину причастность к взрывам, которые произошли в Грузии в 2010 году, в частности в Тбилиси неподалеку от посольства США 22 сентября, 2 октября на железнодорожном мосту Чаладиди в Хобском районе, 21 октября на Тбилисском железнодорожном вокзале, 28 ноября на окраине Тбилиси в районе Мухиани, перед центральным офисом оппозиционной Лейбористской партии Грузии 28 ноября, его жертвой стала мирная жительница.
Ранее Россия категорически отрицала свою причастность к взрывам в Грузии. Кроме того, абхазская сторона заявила о необходимости расследования и политической оценки миссией ЕС в Грузии факта задержания Мераба Колбая.