ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане арестованный по событиям в городе Губа журналист Заур Гулиев заявил о пытках и бесчеловечном обращении с ним во время содержания в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД. Об этом говорится в его жалобе, направленной из Бакинского СИЗО в НПО "За права человека".
Как сообщал "Кавказский узел", в Губе 1 марта до 10 тысяч человек собрались на митинге с требованием отставки главы исполнительной власти района Рауфа Габибова в связи с выложенным в Интернете видео, где он выступил с рядом обвинений в адрес губинцев. В связи с беспорядками генеральному директору регионального телеканала "Хаял" Зауру Гулиеву, исполнительному директору Вугару Гонагову и редактору по рекламе Зауру Мустафаеву были предъявлены обвинения в организации действий, направленных на нарушение общественного порядка, или участии в них. В частности, журналистам инкриминируется распространение в Интернет указанного выступления Габибова.
Как сообщил глава НПО "За права человека" Эйнулла Фатуллаева, жалоба от Гулиева в организацию поступила еще две недели назад. "Мы сразу обратились к руководству МВД с просьбой разрешить провести мониторинг условий содержания в ГУБОП. К сожалению, до сих пор мы не получили ответа на свое обращение", - сказал Фатуллаев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
Правозащитник сообщил, что новое обращение Гулиева, лично подписанное им, поступило в НПО "За права человека" сегодня. Гулиев сообщает что, 13 марта в 9.30 утра он был доставлен вместе с исполнительным директором телеканала "ХаялТВ" Вугаром Гонаговым и журналистом Юсифом Лазымовым (впоследствии был освобожден из-под стражи - прим. корреспондента "Кавказского узла") в Губинскую районную прокуратуру.
"Там меня долго допрашивали, оказывали психологическое давление. В тот же день на телеканале был проведен обыск, и все носители информации были изъяты", - пишет журналист.
Гулиев утверждает, что до глубокой ночи журналистов держали в прокуратуре в холодном помещении, не давая еды. Гулиеву, страдающему язвенной болезнью желудка, несмотря на его просьбы, не дали лекарства и воды.
14 марта журналистов вывезли в Баку в ГУБОП МВД. Здесь, как утверждает Гулиев, журналистов полностью раздев, повели голыми через коридор изолятора и поместили в камеру N2, и только там дали одежду. "Нас вели по коридору, грубо толкая и оскорбляя унизительными словами", - заявляет журналист.
Камера была очень тесной, холодной, сырой, не хватало воздуха, постель была грязной, и в камере же находился санузел, пишет Гулиев.
Здесь, как утверждает Гулиев, также проигнорировали его просьбу выдать ему лекарства. Еду выдавали два раза в день и один раз чай.
"У меня началось желудочное кровотечение. В камере часто меняли задержанных, подсаживая ко мне обвиняемых в тяжких преступлениях", - пишет журналист.
"Периодически меня допрашивали, связав руки за спиной, это длилось часами", - пишет Гулиев.
По словам журналиста, его лично допрашивали начальник Следственного управления по тяжким преступлениям генпрокуратуры Эльдар Ахмедов, замминистра внутренних дел Вилаят Эйвазов, глава ГУПОП Миргафар Сеидов и др.
"16 марта мне вернули телефон и другие предметы, и я полагал, что меня выпустят. В тот день меня допрашивал следователь по имени Арзу, который потребовал, чтобы я признался в передаче диска с видеозаписью выступления главы исполнительной власти района Рауфа Губиабова главе муниципалитета города Губы Эльхану Алиеву (находится под арестом в связи с событиями в Губе - прим. "Кавказского узла"). Когда я отказался, следователь приказал отвести меня в камеру. Далее, в ходе допроса у начальника управления Сеидова тот сказал: "Лучше сам признайся, ибо все равно это на тебя свалят", - утверждает журналист в своем обращении в НПО.
Гулиева допросил следователь Следственного управления по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры Орхан Дамиров. "Там был и назначенный государством адвокат по имени Сафар. Я просил его написать жалобу о моем состоянии, но он отказался, - заявляет Гулиев. - Во время допроса я заявил следователю, что имею право на свободу слова, но адвокат перебил меня, сказав: "О какой свободе слова ты говоришь?" Тогда я потребовал ухода адвоката и отказался от него. Однако следователь сказал, что у меня нет такого права".
"До перевода в Бакинский СИЗО 4 апреля меня содержали в нечеловеческих условиях в ГУБОП, - утверждает Гулиев.
В СИЗО журналисту стали давать лекарства, но это не помогло остановить кровотечение в желудке. Адвокат Эльчин Садыгов с 14 апреля неоднократно обращался с требованием обеспечить лечение Гулиева, но, по его словам, обращения оставались не рассмотренными. Адвокат написал жалобу о пытках Генеральному прокурору, главам МВД, Минюста, омбудсмену.
Садыгов также защищает права другого арестованного журналиста по событиям в Губе - исполнительного директора телеканала "ХаялТВ" Вугара Гонагова.
Адвокат считает, что оба его подзащитных "абсолютно невиновны". "Обвинение в распространении в Интернете выступления главы исполнительной власти абсолютно беспочвенно. Преследование журналиста за это является нарушением свободы слова и прессы", - сказал юрист.
Он заявил, что следствие в отношении журналистов ведется с грубым нарушением процессуальных норм. "Гонагова и Гулиева почти 20 дней содержали в ГУБОП, камеры которого предназначены только для кратковременного – двух-трехдневного пребывания подозреваемых. Там нет элементарных санитарных условий, нет душа. Содержание в таких условиях уже само по себе является пыткой, не говоря уже о том, что больному не давали лекарств и возможности получать соответствующую пищу", - сказал Садыгов.
Получить комментарии в МВД и генеральной прокуратуре по поводу жалобы арестованного журналиста не удалось. В этих ведомствах заявили, что не владеют информацией об обращении Гулиева.
"Кавказский узел" не располагает также комментариями Орхана Дамирова, Эльдара Ахмедова, Вилаята Эйвазова и Миргафара Сеидова относительно заявлений Гулиева о ходе допроса.
Вместе с тем, представители правоохранительных органов отметили, что позиция следствия по событиям в Губе была отражена в совместном сообщении от 29 марта и пока добавить им к этому нечего. Согласно этому сообщению, по событиям в Губе к следствию привлечены 25 человек, в том числе 7 арестованы. В пресс-релизе указывалось, что около 1000 жителей района, воспринявших как неуважение к губинцам некоторые высказывания главы исполнительной власти Губинского района Рауфа Габибова на совещании 22 ноября 2011 года, 1 марта провели акцию протеста перед административным зданием исполнительной власти района.
По данным следствия, мероприятие сначала не было направлено на нарушение общественного правопорядка и носило "характер поддержки государственности". Однако, впоследствии "по подстрекательству отдельных деструктивных элементов" акция вышла "из мирного русла и перешла в действия, сопровождавшиеся грубым нарушением общественного порядка, умышленным уничтожением личного и государственного имущества, применением насилия над гражданами".
"В результате были выбиты стекла административного здания исполнительной власти, сломано находящееся там оборудование, сожжен ряд вспомогательных построек и дом главы исполнительной власти, нанесены увечья и телесные повреждения 24 сотрудникам полиции, исполнявшим служебный долг", - говорится в сообщении.
В тот же день по данному факту в прокуратуре Губинского района было возбуждено уголовное дело по статье 233 (организация действий, направленных на нарушение общественного порядка или активное участие в таких действиях) и по статье 186 (умышленные уничтожение или повреждение имущества) Уголовного кодекса АР, производство которого было передано в ведение Следственного управления по тяжким преступлениям Генпрокуратуры.
В ходе следствия установлено, что председатель муниципалитета Губы и совета муниципальных образований района Эльхан Алиев попросил исполнительного директора независимой телерадиокомпании "ХаялТВ" Вугара Гонагова подготовить "сокращенный вариант выступления главы исполнительной власти Рауфа Габибова" на вышеуказанном совещании и заплатил ему за это 140 манатов (около 170 долларов).
По заданию Гонагова главный редактор компании Заур Гулиев и видеомонтажер Ислам Асланов подготовили сюжет, "нарушив последовательность высказываний главы исполнительной власти" и исказив таким образом суть его выступления.
Последующее размещение этого видеоролика в Интернете послужило причиной для действий, приведших к нарушению общественного порядка, считает следствие.
В свою очередь, директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов осудил уголовное преследование журналистов за свободное распространение информации. При этом он обратил внимание на то, что в официальном сообщении ничего не говорится о какой-либо ответственности самого, теперь уже бывшего главы исполнительной власти Габибова.
Отметим, что в четверг, 15 марта, президент Азербайджана Ильхам Алиев назначил в Губинский район нового главу исполнительной власти Мубариза Агаева, который ранее руководил администрацией города Мингечаур на западе страны. Прежний глава Рауф Габибов был освобожден от должности 2 марта, а 7 марта был уволен замначальника управления полиции Губинского района Азер Рзаев.